Цифровая зависимость. Чем она грозит человечеству?
В этом году вышло необычайно много публикаций, посвящённых цифровой зависимости. Учёные отмечают, что проблема серьёзно обострилась из-за слома привычного образа жизни вследствие пандемии коронавируса. Причём она стала более актуальной именно для взрослого населения планеты.
Более полутора лет граждане разных стран мира по-прежнему ограничены в живых контактах: сотни миллионов людей работают или учатся в удалённом формате, не имеют возможности свободно передвигаться, посещать общественные места и лично общаться.
Естественно, такие ограничения вводились с лучшими побуждениями. Власти рассчитывали сдержать распространение ковида и выгадать время на запуск массовой вакцинации. Однако вирус начал мутировать, подстраиваясь под новые условия среды. Как и прежде, заболеть может каждый с той лишь разницей, что вакцина способна смягчить тяжесть течения заболевания.
При этом правительства всех стран мира и ВОЗ, видимо, не желая нести репутационные потери, отказываются признавать, что победить COVID-19 не удалось. В итоге люди вынуждены терпеть разнообразные ограничения, подтачивающие их эмоциональное и психическое здоровье.
Более того, власти, не жалея сил, пытаются убедить общественное мнение, что ситуация, при которой граждане по факту вынуждены находиться полуизоляционном режиме, является нормой.
Дескать, с этим можно спокойно жить. Хотя прямым следствием санитарных ограничений стал как раз существенный рост активности людей в соцсетях. Конечно, далеко не все интернет-пользователи сидят в Сети в развлекательных целях, однако их число существенно увеличилось.
По данным международной компании Statista, почти 50% людей используют соцсети для общения с друзьями, а для 36,3% респондентов они превратились в источник заполнения свободного времени. Ещё примерно треть опрошенных просто призналась занята поиском развлекательного контента.
Масса психологов по всему миру трактует подобные данные как свидетельство того, что человечество охватила цифровая зависимость. Она выражается в неумеренном использовании гаджетов и «зависании» в соцсетях.
Этот новый вид пандемии привёл к деградации живых контактов, непосредственного общения людей друг с другом.
Безусловно, в научном сообществе есть и противоположный взгляд на ситуацию. Часть учёных полагает, что человечество попросту наиграется в гаджеты и соцсети, и доля людей, чрезмерно привязанных к интернет-общению и развлекухе, сократится.
Положительные ожидания оптимистов также связаны с ослаблением санитарных ограничений. Кроме того, они уверены, что неразумно преувеличивать масштаб негативных изменений, которые происходят с психикой и интеллектуальными качествами человека.
Между тем, как показывают исследования американских социологов и HR-компаний, дистанционная работа, которую многие в России так горячо приветствовали в первые месяцы пандемии, приводит к профессиональному выгоранию. Количество специалистов, которые потеряли мотивацию к труду и профессиональному развитию с весны 2020 года, возросло более чем на 20%.
Как считают исследователи из США, отрицательное влияние дистанционки проявляется в стирании границы между домом и работой. Такая смешанная обстановка либо банально расслабляет человека, либо чрезмерно напрягает, так как он вынужден постоянно находить баланс между рабочими, бытовыми и семейными вопросами.
Естественно, бывает немало исключений, но, по мнению американских аналитиков, в среднем уровень концентрации на рабочем месте, где к тому же присутствует начальство, априори выше.
Наряду с этим, как показывают исследования, между специалистами, которые работают в офисе и дома, заметно деградировала коммуникация. Говоря простыми словами, они стали хуже понимать друг друга, и по мере сохранения такого формата взаимодействия коммуникационная пропасть между офисными сотрудниками и удалёнщиками будет только увеличиваться.
Ещё более тяжелая ситуация наблюдается в образовательной сфере. Здесь тревогу бьют уже российские преподаватели и педагоги, отмечающие существенное сокращение уровня подготовки школьников и студентов. Без непосредственной коммуникации учащиеся труднее усваивают новые знания, а педагоги проверяют их наличие.
Ответ на вопрос о причинах наблюдаемой эмоциональной и интеллектуальной деградации заключён в природе самого Homo sapiens. Человек так устроен, что не может гармонично развиваться в неволе, без обилия социальных и телесных контактов.
Опыты на человекоподобных обезьянах показали, что хорошо питающийся, но оставшийся в одиночестве примат впадает в состояние, которое у человека проявляется в апатии, унынии, а иногда и депрессии.
При этом, подопытный мгновенно преображается, когда вновь попадает в общество себе подобных и получает там порцию подбадривающих прикосновений. У обезьян тактильные контакты в основном выражаются в форме груминга — взаимной чистки шерсти. Таким образом приматы дарят сородичам заботу, ласку и «моральную» поддержку.
У человека более разнообразный инструментарий груминга. Это рукопожатие, похлопывание по плечу, объятия, поцелуи. Так сложилось биологически, что большое значение имеют и половые контакты. Наряду с позитивным вербальным контактом прикосновения провоцируют сильные эмоции, которые позволяют человеку ощутить свою «нужность», почувствовать себя частью определённого социального круга.
Однако, чрезмерно увлекаясь Интернетом и соцсетями, человек заменяет столь важные формы живого взаимодействия потреблением широко доступного «соцсеточного» суррогата. Он подобно наркотику приносит лишь временное облегчение, а потом требует постоянного увеличения дозы.
Вопрос про массовое отупение пока остаётся открытым. Но очевидно, что разрыв нормальных межчеловеческих и социальных связей, дискретность выражения потребностей и чувств приводят к тому, что людям становится сложнее формулировать собственные мысли и понимать собеседника, особенно при живом контакте.
Наблюдается и такое опасное явление как «деградация экспертности». Люди очень часто говорят, что узнали о чём-либо «из Интернета», забывая, что всемирная сеть — не источник информации, а пространство для её изложения. Сегодня каждый человек может завести блог и, обладая способностью убедительно и связано говорить, дурить голову аудитории.
Также большинство учёных считает, что цифровая зависимость способствует деградации традиционного института семьи. В настоящее время огромное количество людей сидит на сайтах знакомств. На первый взгляд такие площадки помогают завязывать отношения, но, как показывают последние российские и западные исследования, их пользователи не так часто встречаются и ещё реже завязывают серьёзные отношения.
Причина такого положения дел тоже находится на поверхности. Люди в Интернете достигают почти полной раскрепощённости, могут очень мило переписываться и даже поговорить по видеосвязи. Однако при очной встрече им нужны совсем другие навыки. В итоге они нечасто находят общие темы и быстро теряют интерес к потенциальному спутнику жизни.
Результатом вышеописанного процесса становится чувство разочарования в живых отношениях, отпадает тяга строить долгосрочные отношения и создавать семью, то есть выбирать формы взаимодействия, которые требуют от человека готовности идти на компромисс и умение совместно переживать разнообразные проблемы.
Наиболее серьёзные последствия цифровой зависимости проявляются в глубоком внутреннем одиночестве, клинической депрессии, склонности к суициду. Глубину проблемы ещё в 2000-е годы осознали в Китае. Чтобы помогать гражданам, чрезмерно зависимым от соцсетей и гаджетов, правительство КНР открыло «лагеря по перевоспитанию».
Конечно, вряд ли такие методы будут востребованы в России и на Западе. Да и дилемма, стоящая перед современным человеком, заключается не в том, чтобы полностью отказаться от пользования соцсетями или насильственно сократить время пребывания там.
Человечеству важно понимать, что мир соцсетей формирует реальность, которая живёт по другим законам, и заядлому пользователю приходиться к ним приспосабливаться. Почти всегда в Интернете он ведёт себя иначе, чем при личном общении.
В этом контексте имеет смысл выработать ряд правил цифровой гигиены — брать гаджет в руки только при серьёзной необходимости, на определённое время в выходные выключать звук телефона, вернуться к чтению книг, по возможности расширить круг общения и социальных связей.
Ещё одним хорошим правилом является изложение информации на бумаге (как вариант — участие в массовых диктантах или использование блокнота на работе). Давно доказано, что оно тренирует подвижный интеллект и оперативную память — главные «соображалки», которые есть у человека.