Новости – Общество
Общество
Церковь против епископа
Михайло-Архангельский храм Ейска. Фото: соборма.рф
В православной общине Ейска отказываются поминать правящего архиерея. «Русская планета» съездила в Ейск и узнала, отчего верующие города разделились на два противоборствующих лагеря
22 октября, 2014 20:03
10 мин
Почти год назад, с прошлого Рождества, верующие Михайло-Архангельского храма Ейска — городка на азовском побережье Краснодарского края — разделились на две общины. Большая часть ушла за настоятелем архимандритом Серафимом (Кошелем), 20 лет назад построившим не только центральный храм, но и прилегающий комплекс с часовнями, парком, административным корпусом и небольшим зверинцем. Меньшая, подчиняясь церковной дисциплине, осталась в юрисдикции назначенного епископа Германа (Камалова). Приютившаяся в одноэтажном молитвенном доме «община в изгнании», как называют себя сторонники отца Серафима, живет самостоятельно, из-за забора смотря на чаще полупустой храм, который построила своими силами и средствами.
Страдание по очереди
Отделившаяся от епископа община собирается в небольшом молитвенном доме, построенном буквально за месяц. Верующие называют это чудом: даже доброжелатели сомневались, что кирпичное одноэтажное здание можно возвести за четыре недели. «Это удалось прежде всего благодаря сплоченности. Юрист, закатав рукава, возил в тележке песок, подготавливал дорожку для площадки. Кадровый офицер, забежав после службы, разгружает плитку, — описывает стройку одна из прихожанок. — Клумбу украшал предприниматель, учительница высаживала цветы. Старушки занимались рассадой. Так, словно в начале 90-х, когда строился Михайло-Архангельский храм, трудились всем миром».
Не все прихожане готовы говорить на камеру и подписываться своим именем. Те, кто работает в бюджетных учреждениях или организациях, зависимых от администрации, откровенно побаиваются давления со стороны Московской Патриархии. Но в воскресные и праздничные дни в молитвенном доме действительно не протолкнуться, приходит несколько сотен человек.
В молитвенном доме («у нас такой же храм, как остальные, только беднее», — гордо говорят прихожане) сегодня служат архимандрит Серафим, бывший второй священник ейского храма Игорь Киргизов и протоиерей Роман Драморецкий. На вопрос, откуда в молитвенном доме антиминс (плат, в который вшита частица мощей мученика – без него совершать службу нельзя), уклончиво отвечают, что «передала православная делегация из Сербии». За службой поминают митрополита Исидора – главу Кубанской митрополии, а не своего архиерея.
«Самое печальное, — обращается к верующим архимандрит, — что конфликт, произошедший в Ейске, — не единственный случай. В последнее время подобное происходит в разных уголках страны. И это неудивительно, потому что прихожане сегодня бесправны перед настоятелем, священники — перед епископом, епископы, в свою очередь, — перед патриархом. Пришла наша очередь пострадать».
Раскол
Несколько лет назад патриарх Кирилл инициировал разделение крупных епархий на отдельные церковно-административные единицы. Официальной целью реформы провозглашалось приближение епископа к рядовым верующим. До этого обычный прихожанин в некафедральном городе (то есть в городе, где не расположен собор с кафедрой епископа) мог попасть на службу с архиереем в лучшем случае раз в один–два года, когда Владыка приезжал в их храм. Из-за сотен верующих, пришедших на епископскую службу, получить благословение было еще сложнее.
Епископ Герман. Фото: edsem.ru
Епископ Герман. Фото: edsem.ru
Кубанская епархия, вписавшаяся в границы Краснодарского края, оставалась одной из последних крупных церковных единиц, не тронутых разделением. Поговаривают, что представители губернатора Александра Ткачева еще летом 2012 года ездили в Московскую Патриархию с просьбой ничего не менять до Олимпиады. Но позапрошлой весной епархию раздробили. Вместо одного кубанского митрополита Исидора (Кириченко) сегодня здесь пять самостоятельных епископов в Краснодаре, Ейске, Тихорецке, Новороссийске и Армавире.
На деле, как и в других регионах, вопрос назначения новых архиереев столкнулся с интересами местных священников, которые за многие годы выстроили взаимоотношения с местной властью и приезжающим раз в несколько лет «из края» Владыкой.
Таким оказался и отец Серафим — властный, по-хозяйски деловой и строгий настоятель. С охотой он вспоминает, как строился храм, как оставшуюся с дореволюционных времен церковную сторожку приходу в 1990-е помог вернуть Владимир Жириновский, собственноручно написавший заявление о включении в общину. Среди других почетных членов — атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор Николай Долуда. К слову, если высшие церковные власти заняли выжидательную позицию, атаман Долуда уже после разделения прихода прямо поддержал архимандрита и поздравил его через районную газету.
Батюшка рассказывает о конфликте: после назначения в Ейск Алишер Камалов (епископа Германа он подчеркнуто называет только мирским именем) потребовал отдать недостроенное двухэтажное здание во дворе храма. Получив отказ, архиерей «облил грязью» настоятеля перед одним из влиятельных спонсоров. Узнав об этом, архимандрит отказался поминать епископа и участвовать с ним в богослужении.
%PART%
В Ейской епархии называют другую причину: действительно, у настоятеля попросили передать пустующий короб кирпичного здания, но, получив отказ, «закрыли вопрос». После этой истории отец Серафим полностью игнорировал епархиальное начальство — не являлся на собрания священников, пропустил совместное богослужение на Пасху. Когда епископ Герман в праздник Архангела Михаила приехал в храм, настоятель демонстративно не явился, сказавшись больным. Толчком же к скандальной истории стала жалоба порядка 20 прихожан на грубый характер настоятеля и пропажу с икон золотых украшений. После этого решением епархиального совета его сняли с должности, а после откровенного неповиновения запретили в священнослужении — архимандриту нельзя совершать службы, носить крест и рясу. За настоятелем ушел и второй священник храма отец Игорь Киргизин.
Справедливость против канонов
Когда представители епархии накануне Рождества пришли в храм, их попросту не пустили: сотни человек собрались во дворе и на ступеньках, отгородив церковь от епископа. В дело вмешалась полиция. Стражи правопорядка вместе с приехавшими с Владыкой Германом священниками сделали «коридор» для его прохода. Потом «болгаркой» распиливали замок в часовню, плечом открывали запертые царские врата в храме.
У верующих (а за отцом Серафимом ушло большинство) остается вопрос: почему новый епископ не захотел общаться с народом, прежде чем отстранить заслуженного настоятеля? Церковная дисциплина, рассуждают прихожане, это одно, но есть же еще и справедливость, есть мнение верующих.
Архимандрит Серафим (в центре) во дворе Михайло-Архангельского храма. Фото: соборма.рф
Архимандрит Серафим (в центре) во дворе Михайло-Архангельского храма. Фото: соборма.рф
С прихожанами встретился прежний архиерей, ныне глава Кубанской митрополии митрополит Исидор. Выслушав их, митрополит не дал однозначного ответа. Верующие категоричны: в раскол уходить не собираемся, патриарх Кирилл — наш патриарх, но с епископом Германом не по пути. Епархия отвечает: существует церковная субординация, если каждый священник будет перебирать епископами, значит, он плюет и на назначившего епископа патриарха. Тогда вся иерархия разваливается как карточный домик. Сохранить ее может только железная дисциплина, как в армии.
«Насколько мне известно, эта группа продолжает совершать богослужения. Правящий архиерей к ним дважды обращался с призывом к покаянию, но данные обращения они проигнорировали», — пояснил «Русской планете» секретарь Ейской епархии протоиерей Александр Ковалев. По его словам, совершаемые общиной архимандрита Серафима богослужения «не имеют благодатной силы, они попросту обманывают людей, вводят их в заблуждение и погибель». Епархиальный секретарь также уточнил, что к бывшему настоятелю и второму священника отцу Игорю Киргизину присоединился запрещенный в священнослужении за многоженство еще митрополитом Исидором протоиерей Роман Драморецкий.
До патриарха далеко
В Кубанской митрополии, изначально старавшейся не вмешиваться в эту историю, сегодня однозначная позиция — из-за своих амбиций отец Серафим оказался в расколе. «Владыка Исидор обращался к архимандриту Серафиму с просьбой примириться, но тот его не послушал. То, что они поминают митрополита — просто прикрытие, "крыша", — прокомментировал ситуацию РП референт митрополита Исидора архимандрит Трифон (Плотников). — В свое время отец Серафим убежал с Украины, чтобы не попасть в раскол. А здесь, хочешь не хочешь, сам попал в раскол».
Это не единственный конфликт в Ейской епархии. В апреле епископ Герман отстранил от дел 76-летнего протоиерея Николая Запорожца, настоятеля храма Иоанна Богослова в станице Кущевской. Очевидцы рассказывают, что при попытке представителей епархии зайти в храм построивший его настоятель выстрелил поверх их голов из дробовика. Сам отец Николай и проводившая проверку полиция этого не подтверждают. В отличие от архимандрита Серафима, кущевский батюшка, поконфликтовав с архиереем, мирно удалился на покой и сейчас на пенсии.
О событиях в Ейске хотели донести патриарху Кириллу: прихожане собрали сотни подписей с просьбой к церковному начальству если не разобраться, то хотя бы выслушать их. Но услышаны они не были.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости