Цензура на знания. Кастовая система и узники образования современной эпохи
Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об образовании». К чему это приведет?
16 марта Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ограничивающий просветительскую деятельность в стране.
Теперь ее можно будет вести только после согласования с властями. И хотя авторы инициативы объясняют необходимость ее принятия борьбой с пропагандой «антироссийских сил», общественные деятели воспринимают проект как откровенное вредительство и «предпосылки для репрессивного и цензурирующего регулирования». Закон должен вступить в силу уже 1 июня. Рассказываем, почему это плохо.
Суть законопроекта
Документ под понятием «просветительская деятельность» закрепляет деятельность, «осуществляемую вне рамок образовательных программ, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Согласно поправкам, с 1 июня порядок и условия ведения просветдеятельности теперь будет определять российское правительство, на ее ведение потребуется специальная лицензия. Договоры о международном сотрудничестве в этой сфере вузы будут обязаны согласовывать с Минобрнауки или Минпросвещения. На сайте Госдумы отмечается, что данный закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — сказано в пояснительной записке.
Однако как он будет работать на самом деле?
Деятели культуры критикуют инициативу за отсутствие точных формулировок, что, по их мнению,приведет к репрессиям и цензуре. В открытом письме президенту Владимиру Путину, которое подписали более четырехсот представителей сферы образования и науки, отмечается, что закон «носит исключительно ограничительный характер» и «создает предпосылки для цензурирования просветительской деятельности».
«Просветительская деятельность совершается не только крупными государственными учреждениями, но и часто независимыми некоммерческими организациями, а также инициативными группами граждан, которые с трудом находят минимальные ресурсы на привлечение иностранных коллег и реализацию международных проектов. В связи с этим внесение требований к получению дополнительных разрешений на привлечение иностранных граждан к просветительским проектам сделает невозможным реализацию низовых и некоммерческих инициатив. Кроме этого, как следствие, граждане России, в том числе незащищенные слои населения, лишатся возможности получать знания от высококвалифицированных специалистов на регулярной, часто безвозмездной, основе», — пишут авторы обращения.
Петиция с требованием не принимать данные поправки набрала свыше 237 тысяч подписей. Автор текста астрофизик Сергей Попов в беседе с РП заявлял, что «если законопроект будет принят, я, как и подавляющее большинство моих коллег, не будем участвовать в цензурированных мероприятия». В комментариях к обращению пользователи отмечают, что «закон глуп и безграмотен», а «его последовательное применение невозможно».
О том, что нововведения будут использоваться против организаторов просветмероприятий и лекторов заявляют правозащитники, ученые, активисты и просто неравнодушные россияне.
Однако большинство замечаний авторами законопроекта, во главе с сенатором Андреем Климовым, были проигнорированы.