Новости – Общество
Общество
Центробанк заговорил о чести
Этический кодекс финансистов мало что изменит на рынке, но может «успокоить» инвесторов
22 марта, 2019 12:13
5 мин
Центральный банк России предложил финансовому сообществу согласовать «этический кодекс» для честной, комфортной и продуктивной работы. Предлагаемый на суд банкиров «черновик» размещён на сайте регулятора.
Стороннему, не вовлечённому в финансовую сферу наблюдателю новость эта покажется странной, крупных «внутривидовых» скандалов на этом рынке в последнее время с ходу и не вспомнишь, а все громкие события, попадавшие в поле внимания прессы, касались непростых отношений некоторых игроков с Центробанков с практически неизбежным отзывом лицензий.
Вообще Эльвиру Набиуллину можно более чем обоснованно считать банковским диктатором — такого масштаба зачисток кредитных организаций при её предшественниках не было точно
Нужен ли при таком регулировании, когда лишний раз пикнуть мимо нот боишься, дополнительный документ, к тому же не являющийся обязательным — вопрос открытый...
Правила без правил
Тем не менее, идея «этического кодекса» ЦБ активно продвигает: великан милостиво созывает робких эльфов за общий стол, чтобы предложить им простые рецепты гармоничного общежития, внимательно выслушать, кому-то посочувствовать, кого-то в пример другим поставить.
Предложенный на суд финансового коммьюнити Кодекс, как сообщает сам регулятор, призван обозначить рамки приличия при деловом взаимодействии между самими игроками, а также с инвесторами и клиентами.
Последним уделено особое внимание: сразу несколько пунктов Кодекса будут касаться взаимоотношений с потребителями банковских продуктов
В разделе, условно названном «Честность», банкам и микрофинансовым организациям предписывается проводить абсолютно прозрачную b2c-политику: доносить до клиентов исключительно достоверную информацию по части условий обслуживания: указывать «финальные» процентные ставки по кредитам (да, закон уже предписывает такую обязанность, но соблазн видать велик и вот решили в свидетели призвать ещё и совесть) и условия по депозитам, а также «избегать любых недоговорённостей» в рекламных и информационных предложениях населению.
Внимание привлекает и раздел «Справедливость», где сказаны очень правильные слова о равном отношении игроков рынка к своим клиентам вне зависимости от их статуса и значимости. Уже очень интересно, как финансисты будут трактовать это положение, имея отдельные премиальные продукты для VIP-аудитории. Нужно ли будет их делать общедоступными, дабы не угнетать «простых смертных»? Но ценз доступа в премиальную категорию обслуживания самый простой и очевидный — деньги.
Есть у бабушки-божьего одуванчика возможность завести себе премиальную карту с минимальным взносом полмиллиона рублей — вряд ли кто посмеет отказать, такого «геронтофоба» и сегодня уволят, безо всяких кодексов. Сегодня кодекс находится в разработке и в скором времени планируется обсудить его со всеми сторонами рынка. Но новейшая история не знает скандальных прецедентов дискриминации клиентов по социальным признакам, в эпоху всепоглощающего Фейсбука и брата его Инстаграмма любая заноза в сервисе будет в тот же час максимально подсвечена.
Непреложные истины несут в себе и прочие пункты: транспарентность, защита, профессионализм, ответственность и целостность.
В самом ЦБ ожидают что эти семь «заповедей банкира» могут в будущем использоваться как элемент «мягкого права» в случаях, когда игрок формально действует по закону, но при этом, очевидно, не по совести
Успокоительная пустышка
По мнению аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина предлагаемый Центробанком документ при всей своей необязательности может быть хорош как некое «успокоительное» на фоне фактического закрытия внешних рынков капитала из-за санкций.
В таких условиях, полагает он, развитие внутреннего финансового рынка приобретает особо важное значение. А он-то сейчас в России фактически не развит, о чём говорит хотя бы то, что в нашей стране брокерские счета открыты примерно у 1% населения — для сравнения, этот показатель превышает планку 10% в Китае и Южной Корее.
Трудно предположить, чем здесь может подсобить новая придумка Центробанка, которая заведомо не способна гарантировать ничего из декларируемого. К слову, в иных отраслях этика деятельности, как правило, теснее переплетается с правом: к примеру неэтичное для врача или для адвоката чаще всего одновременно является и незаконным, и влечёт за собой ощутимые последствия.
Но пока трудно представить же себе ситуацию, когда сотрудник банка теряет работу за то, что навязал клиенту заведомо невыгодные для него, но выгодные для банка условия
Тот же, кто попытается по факту предъявить претензии его начальству, узнает нечто новое о своём умении читать.
Только лишь это и заставляет нас пессимистически предположить, что ожидаемый «Кодекс финансиста» станет ещё одной напрасно умноженной сущностью, хотя есть надежда, что банковское сообщество по итогам обсуждения этого документа (как анонсировал ЦБ, в текущем полугодии) хотя бы избавит его от совсем уж смешных банальностей. Тем вероятнее, что в него хоть кто-то и хоть изредка будет заглядывать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости