Новости – Общество
Общество
От Царицына до Волгограда. От Екатерины II до Сталина
Город-герой выбирает новое имя для своего аэропорта
9 ноября, 2018 14:00
6 мин
Человек, как существо со сложносочиненными интеллектуальными запросами и неизведанным миром подсознания, живёт в семиотически насыщенном пространстве.
Внешние образы, имена, цвета, изгибы барельефов, традиции и нравы – не просто декорации социальной жизни, но гурджиевский призыв «вспомнить самих себя».
И, как утверждал небезызвестный идеолог научного социализма, общественное бытие определяет сознание человека. Следовательно, власть - главный творец нашей социальной реальности и отсылающих к великим идеям смыслов, задающих тон повседневной жизни.
К тому же идеи, которые государство поставляет на внутренний рынок, можно продвигать и на рынок внешний. Тем более для России настало время попробовать позиционировать себя не через военную мощь, бесконечных героев доблестного ратного прошлого, придающих скорее агрессивный имиджу страны на международной арене, но следует сделать акцент на фигурах гуманистических, представляющих культурно-социологический интерес на площадке международных коммуникаций.
Например, возьмем Волгоград – город с крайне богатым историческим прошлым, центр немецкой, калмыцкой, татарской и русской культуры. Исторически город торговый, хотя и долгое время выполнявший роль крепости.
В прошлом, ещё под именем Цырицын (этимологически не в честь великих княгинь, а с отсылкой к тюркскому «сары-чин») город имел уникальное стратегическое расположение - в X веке он был одним из ключевых городов Волжского торгового пути.
В период правления Екатерины Второй началось активное заселение города немецкими колонистами-гергунтерами, которые привнесли с собой новые технологии и новый социальный уклад жизни: первая школа, аптека, кофейня, первые посадки картофеля, горчицы и табака в Царицынском регионе произошли в колонии Сарепта-на-Волге.
После отмены крепостного права город становится значимым транспортным и нефтяным узлом, здесь каспийскую нефть переливали из речных танкеров в железнодорожные цистерны для транспортировки в европейскую часть страны.
Пережив потрясения начала XX века, Царицын был окрещён Сталинградом и впоследствии, уже в середине века стал системообразующим звеном в истории победы Великой Отечественной войне. В качестве города – памятнику героизму он и существует на сегодняшний день.
Но можно ли сделать городской бренд глубже, сильнее того, который есть сейчас? В лонглисте имен-кандидатов конкурса «Великие имена России», в рамках которого ряд российских аэропортов получат новые имена, для международного аэропорта в Волгограде представлены три равновеликих личности, олицетворяющих сферу искусства.
Все остальные имена связаны с военным прошлым, так как город, переживший великое танковое сражение и в бытности именовавшийся в честь Иосифа Виссарионовича, является отчасти и заложником этого героического военного прошлого, которое в российском идеологическом поле и так уже давно обросло ореолом святости.
Неофициальный символ города более полувека – Родина-мать, громадная фигура которой величественно возвышается над городом. Большая часть достопримечательностей Волгограда так или иначе связана с Великой Отечественной: Мамаев курган, Площадь Павших Борцов, еще в 80-е построен Музей-панорама «Сталинградская битва».
Масса топографических названий города отсылает нас к советскому военному прошлому: улица Маршала Чуйкова и набережная 62-й Армии, Аллея Героев и Площадь Скорби. С середины прошлого века Отечественный кинематограф выпустил более десятка фильмов, посвященных Сталинградской битве, версии о Великой Победе можно посмотреть как в исполнении советских режиссеров, так и голливудского производства. Константин Симонов и Юрий Бондарев создали литературные шедевры, обессмертив легендарную битву на страницах своих военных романов.
Тем интереснее обратить внимание на кандидатов, способных развить бренд города, сделать его глубже и сильнее. Например, родившийся в Волгограде русский художник-постимпрессионист Илья Машков.
Один из основателей громкого авангардного творческого объединения «Бубновый валет» дал жизнь русскому экспрессионизму, наряду с Александром Бенуа и Николаем Рерихом вошёл в члены художественного объединения «Мир искусства», воспел соцреализм и писал портреты раненых солдат на полях Великой Отечественной, своим именем объединив имперское и советское живописное наследие.
Или Александра Пахмутова. Композитор, общественный деятель, автор песен, составляющих матрицу советского культурного кода. В Большом театре на музыку Пахмутовой поставили балет «Озаренность».
Александра Пахмутова — автор многих инструментальных произведений: «Русской сюиты», увертюр, концертов для оркестра, музыки для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita», музыкальных циклов к кинокартинам «Битва за Москву», «О спорт, ты — мир!».
За свою выдающуюся карьеру в мире музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки Советского союза. Пахмутова даже советские символы прорабатывала с такой лирикой и ностальгией, что даже если её мелодия на стихи о комсомоле — в ней обязательно обнаружится и любовь, и весна.
Если рассмотреть западный опыт, то можно увидеть, что ряду европейских городов, сыгравших важную роль во Второй Мировой войне, удалось капитализировать своё наследие не только через свой героический подвиг, но и через победы на культурном и промышленном поприще.
Пережившие сильнейшую бомбардировку Роттердам и Ковентри стали модными, современными европейскими городами. Освобожденная советскими войсками, страшно пострадавшая от немецкой оккупации Варшава воспевает своё Средневековое прошлое и всячески экспортирует наследие великого Шопена, кстати, дав его имя городскому аэропорту.
Общество взрослеет и развивается, образуя негласный запрос на появление новых архетипов в общественном сознании и новых ролевых моделей. Вследствие чего возникает вопрос, а в каких архетипах мы нуждаемся сегодня, в доблестных героях, тонко воспринимающих мир деятелях искусства, мятежных ученых или успешных предпринимателях?
Данный проект по переименованию аэропортов даёт возможность не только гражданам отдать свой голос за достойнейшего кандидата, но и самой власти обратить внимание на новых порой противоречивых, но вне всяких сомнений ярких и интересных героев нашей многогранной истории, образы которых, возможно, более отвечают на вопросы времени, чем уже присутствующие в повестке «великие имена».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости