Новости – Люди












Люди
Трудные случаи

Фото: Валерий Мельников / РИА «Новости»
В Москве закрываются спецшколы для учеников с поведенческими проблемами
1 сентября, 2014 19:03
5 мин
После реформы образования в Москве на грани исчезновения оказались специализированные школы для детей с девиантным поведением. Некоторые спецшколы закрылись окончательно, другие были слиты с обычными общеобразовательными школами. Уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович считает, что подобные структурные преобразования могут сказаться на качестве работы подобных учебных заведений. Около трех тысяч «трудных подростков» в Москве могут остаться без внимания специалистов.
В конце августа едва не закрыли одну из двух таких школ Северо-Восточного округа Москвы. Сегодня, 1 сентября, занятия в школе все же начались, но ее статус все еще не ясен.
«После отпуска нам в устной форме объявили о том, что школа закрывается, несмотря на то, что здание было полностью подготовлено к началу учебного года. На днях выяснилось, что на месте нет ни директора, ни руководителей структурных подразделений. Завуч перед уходом составила расписание на ближайшую четверть», — рассказала РП представитель профсоюза сотрудников школы Елена Лега.
Школьный коллектив обратился с письмом в Управление образования Северного административного округа. Объясняться с учителями приехала заместитель начальника ведомства Жанна Садовникова, но никакой ясности не внесла.
Неделю спустя в школу вторично приехали представители управления образования и сообщили, что закрытие школы отменяется. К этому моменту уже успели уволиться несколько преподавателей и многие ученики уже перевелись в другие школы.
Сейчас в здании, рассчитанном на 100 учащихся, остался 41 ученик. «В конце года мы вынуждены были отказывать некоторым детям в зачислении, у нас было 80 учеников и почти не оставалось свободных мест», — рассказывает Елена Лега.
В ГБОУ Специальная общеобразовательная школа №1 направляют на обучение и адаптацию «трудных детей», большинство из них состоит на учете в детской комнате милиции. Здесь организованы малочисленные классы — по 10 человек, помимо классного руководителя к группам прикреплен воспитатель.
По словам председателя профсоюза сотрудников, школу теперь лишат субсидий и, скорее всего, присоединят к соседней районной школе. Преподаватели намерены направить письма в государственную инспекцию по труду, прокуратуру, Департамент образования и Мосгордуму.
В Управлении образования никакой проблемы не видят. Более того, Жанна Садовникова в беседе с РП вообще выразила сомнение в необходимости таких специализированных заведений.
«Детям лучше, когда их не изолируют от общества, а напротив — встраивают в социум», — сказала чиновница.

Специальная общеобразовательная школа №1. Фото: schs1.mskobr.ru
Родители учащихся в основном видят проблему иначе. «Меня не пугает "клеймо" специализированной школы. Она дает моему ребенку возможность получать образование, а если он захочет его продолжить, он сможет это сделать в другом месте», — говорит Наталья Захарова, мать четвероклассника Данилы. Он состоит на учете в психоневрологическом диспансере, у него синдром гиперактивности. Как рассказывает его мама, в обычной школе ему было очень сложно, но маленький класс на четыре человека с педагогом, который умеет работать с трудными детьми, за год помог ребенку существенно улучшить успеваемость. Сейчас родители Данилы под давлением и.о. директора Ольги Поповой забрали документы из школы. «К нам придираются, потому что ребенок не числится в детской комнате милиции. Разве обязательно делать из детей преступников, чтобы только потом начать ими заниматься?» — возмущается Захарова.
В специальной общеобразовательной школе №1 учатся дети из группы риска. «Это социально незащищенные дети, у которых часто бывают проблемы в семье. Некоторые из ребят склонны к побегам или к суициду», — рассказывает школьный психолог Лариса Вячеславова.
Обучать таких детей в обычных школах очень сложно, они становятся проблемой для класса и преподавателей. «Когда в классе около 30 человек, на сложных детей это давит, они начинают привлекать внимание девиантным поведением». Как правило, в обычных школах на несколько сотен учеников приходится один психолог, который не имеет возможности заниматься каждым ребенком индивидуально.
«Если дети вернутся в те школы, откуда их направили к нам, они снова никому не будут нужны. Сколько новых наркоманов мы получим благодаря этому? Люди из управления образования тоже ходят по подворотням вечером. Нет никакой гарантии, что наш недоучившийся ребенок не стукнет одного из этих чиновников по голове в поисках дозы», — негодует Вячеславова.
«Экономически эффективнее вкладываться в школы для трудных подростков, чем в тюрьмы и наркологические диспансеры», — соглашается Евгений Бунимович. В беседе с «Русской планетой» он отметил, что, если школа изменит статус, это может понизить эффективность ее работы. «Проблема не в сохранении юридической независимости, а в понимании администрацией специфики работы с трудными детьми. Часто директора образовательных учреждений, в которые добавляют школы для девиантных подростков, в этом не разбираются», — считает депутат.
По его словам, в зоне риска оказываются не только школы для детей с девиантным поведением, но и школы для одаренных детей, для детей с проблемами здоровья — все образовательные учреждения, которые работают по собственной программе или не могут претендовать на место в ежегодном рейтинге московских школ. «Для уникальных школ необходимо применять более тонкое законодательство», — заключает Бунимович.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости