Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Троллейбус, который ушел на восток…

Троллейбус
Фото: Transphoto.org
Лирический вид транспорта, верой и правдой служивший горожанам, прогнали из Москвы
Валерий Бурт
26 августа, 2020 16:01
9 мин

С улиц столицы ушли троллейбусы. Говорят, они устарели, изжили себя. На их место пришли молодые, сверкающие электробусы. Большие рогатые машины ушли тихо, толком не простившись. Насупились, прошелестели шинами и исчезли, затаив обиду - ведь они служили горожанам верой и правдой почти 90 лет.

Некоторые даже плакали – честное слово, я видел слезы на их ветровых стеклах и фарах. Но суровые троллейбусы – они же мужчины! - делали вид, что это просто капли дождя…

Паутину проводов срежут. «Стариков» разберут или отправят в другие российские города, где им найдется работа. Оставят пяток-другой, чтобы они дремали под крышей и выползали раз в году на ретро-парад, вспоминая былое.

…Пассажирское движение в Москве открылось в ноябре 1933 года. Первый троллейбус покатил от Белорусско-Балтийского вокзала до моста Окружной железнодорожной дороги, заставляя пассажиров громко восхищаться и умиляться: «Гляди, Мань, а ведь он, ей богу, пошибче трамвая бежит!».

Троллейбусы предполагалось окрасить в красный, сродни революционному, цвет. Но московское начальство не одобрило. Была опаска, что если случится большая поломка или крупная авария, сочтут за вредительство. Или того хуже – припишут контрреволюцию. И потому облачили троллейбусы в простенький зеленоватый цвет.

Никита Хрущев, который в ту пору был вторым секретарем московского горкома ВКП (б), рассказывал в мемуарах: «Когда троллейбусная линия была уже готова, и надо было ее испытать, раздался вдруг телефонный звонок от Кагановича: «Не делать этого!» Я говорю: «Так ведь уже испытали». «Ну, и как?». «Все хорошо».


Оказывается, Сталин усомнился, как бы вагон троллейбуса не перевернулся при испытаниях. Почему-то многие считали, что троллейбус обязательно должен перевернуться, например, на улице Горького - на спуске у здания Центрального телеграфа. И Сталин, боясь, что неудача может быть использована заграничной пропагандой, запретил испытания, но опоздал. Они прошли удачно, и троллейбус вошел в нашу жизнь…

Первый троллейбус имел аббревиатуру ЛК – то есть, Лазарь Каганович. К слову, большевики очень любили себя возвеличивать, многие вещи называя своими именами. Например, паровозы были СО - Серго Орджоникидзе, ИС - Иосиф Сталин, ФД - Феликс Дзержинский. И танки были «большевистского» происхождения, и самолеты, и прочее.

Проворные машины с рогами стали альтернативой медленному трамваю. Поэтому повсеместно стали рельсы закапывать, а провода натягивать. Троллейбусы пошли по улице Горького, Маросейке, Театральной площади, Садовому кольцу, Арбату, Сретенке…

Троллейбусы были не только быстрее, надежнее трамваев. Для постройки этой машины нужно было меньше металла. Да и прокладка линий была гораздо дешевле. Дышалось в нем легче и лучше мечталось.

Пассажиры устраивались на тугой коже сиденья, смотрели кто равнодушно, кто с интересом - на проплывающие московские пейзажи. Водитель, обычно молчаливый мужик – дамы за рулем прежде не встречались – крутил руль и нажимал на педали, а кондукторша, словоохотливая женщина, которая была в курсе столичных новостей, отрывала билетики от рулона, висящего на груди, и выкрикивала остановки. «Зайцев» укоряла, пожилым и мамам с детьми помогала. Дорогу кондукторша знала, как свои пять пальцев, наставляла приезжих:

«Гражданка, вам Мосторг нужен? Тогда на следующей!» «В планетарий, собрались, мужчина? Через одну, подготовьтесь. И сынишку за руку возьмите…»

В 60-е годы вместо контролеров появились стеклянные кассы, куда пассажиры бросали мелочь и отрывали билетики. И сами же брали сдачу - у других. К примеру, опустил человек десять копеек. Стоит и клянчит: «Не опускайте…» У одного монетку взял, у другого. И получил искомые шесть копеек…

В конце 30-х годов завезли в Москву английское чудо – двухэтажный троллейбус EEC, поскольку генеральным подрядчиком и поставщиком машин была English Electric Co. Ездить в нем было любопытно, поскольку сверху разворачивался шикарный вид. Но сердечко трепетало – особенно у женщин. Того и гляди, опрокинется махина на бок, костей не соберешь.

Того же мнения был и главный человек в Союзе. По словам Хрущева, «когда мы купили двухэтажный (трехосный) троллейбус, Сталин запретил его использовать: он боялся, что тот перевернется. Сколько мы его ни убеждали в обратном, не помогало. Однажды, проезжая по Москве, он увидел такой двухэтажный троллейбус на пробной 88 линии, возмутился нашим непослушанием и приказал: «Снять!».

Сталин вообще к троллейбусу был не равнодушен. К примеру, на Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 7 июня 1945 года «О снятии трамвайного движения в центре г. Москвы и замене его троллейбусным и автобусным движением» вождь размашисто начертал: «За. И. Ст.». Простые слова, но пылко написанные!

Между прочим, вождь имел отношение не только к московскому троллейбусу, но и… к будапештскому. 21 декабря 1949 году Сталину исполнилось 70 лет, и в тот день в столице Венгрии был пущен первый маршрут - его номер тоже был 70-й.

Первый троллейбусный маршрут в Будапеште должен был стать 32-й. Именно столько лет исполнилось в 1949 году Октябрьской революции. Но линию к ноябрю прожить не успели. Обернулись к декабрю, аккурат к сталинскому юбилею…

Троллейбусы не только вздымали инженерную мысль ввысь, но и расширяли ее. К примеру, инженер Л.С. Файн создал аккутроллейбус. Это была машина, которая могла двигаться, как троллейбус. Дополнительный ролик снизу позволял гибриду ехать по трамвайным рельсам, а аккумуляторные батареи помогали двигаться без подключения к проводам – как автобусу. Новшество одобрили, но оно… не прижилось

А вот грузовые троллейбусы городу понадобились. Особенно во время Великой Отечественной. Они таскали различные грузы, тем более, что с грузовыми автомобилями возникли проблемы – многие отправили в прифронтовую полосу. После войны в Москве было более 60-ти грузовых троллейбусов.

Однако уже с осени 1945 года их число стало сокращаться. А количество пассажирских маршрутов - расти.

То-то радости было жителям новостроек, когда мимо их домов пускали троллейбусы! Так бывало в Бибиреве, Медведкове, Вешняках, Черемушках, Теплом стане. Это был признак того, что район начинает жить, дышать, радоваться. На троллейбусе везде и всюду – на работу, в парк, магазин, на свидание!

Когда-то троллейбусная линия Москвы была самой большой в мире – без малого 90 маршрутов. Теперь ее нет вовсе. Если не считать короткой, декоративной линии - от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Московские власти оставили ее горожанам на память…

В столице было 10 троллейбусных парков, в котором обитали тысячи рогатых машин. Их обслуживала целая армия водителей, инженеров, слесарей, электриков, мойщиков и представителей прочих профессий. Теперь они не у дел. Горюют, вспоминают, мучительно размышляют, чем им заняться теперь. Впрочем, многие вместе с троллейбусами уходят на пенсию.

Можно ли было сохранить троллейбус в Москве? Наверняка. Ведь, например, в Санкт-Петербурге они же ходят и в немалом количестве. Но в Москве власти – не народ вовсе! - решили, что удобнее будет с электробусами. Но это - вопрос дискуссионный. Не случится ли так, что нам еще придется сожалеть о потере? Подумал и вспомнил песню Виктора Цоя:

Все люди - братья, мы - седьмая вода,

И мы едем, не знаю, зачем и куда.

Мой сосед не может, он хочет уйти,

Но он не может уйти, он не знает пути,

И вот мы гадаем, какой может быть прок

В троллейбусе, который идет на восток…

Троллейбус из Москвы ушел, но воспоминания о нем остались. У каждого – свои. В салоне мечтали, смеялись, знакомились, влюблялись. И читали. Некоторые – освоили целые собрания сочинений. Утром – на работу, вечером с работы: Чехов, Мопассан, Ремарк, Агата Кристи…

Электрическая машина «играла» главную роль в лирической картине «Первый троллейбус». А в фильме «Берегись автомобиля» - эпизодическую, но – заметную. Помните, как водитель Люба в исполнении Ольги Аросевой лихо мчит по Москве, пытаясь догнать «Волгу» Юрия Деточкина - Иннокентия Смоктуновского? На других кадрах он, вернувшись из тюрьмы, прижимался лицом к ветровым стеклом, снимал шляпу, обнажая обритую голову и восклицал: «Люба, я вернулся!».

Воспевали троллейбус и поэты. И не только Булат Окуджава, чьи строки «я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» затерли до дыр, как цифры на «счастливом» билетике. «Троллейбус всю неделю / По городу катался. / Троллейбус за неделю / Ужасно измотался. / И хочется троллейбусу / В кровати полежать, / Но вынужден троллейбус / Бежать, / Бежать, / Бежать...» Это - строки Эдуарда Успенского.

А эти грустные - Агнии Барто: «Бежит, бежит / Троллейбус, / Спешит, спешит / Троллейбус, / А слезы так и катятся / И катятся из фар…».

Нам тоже очень-очень грустно…

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ