Новости – Общество
Общество
«Пребывая в посте, молитве и воздержании»
Преподобный Трифон Вятский. Фото: vk.com
Какой вклад в историю и веру внес преподобный Трифон Вятский
12 июня, 2016 19:00
7 мин
В Кирове на пожертвования прихожан создают стену памяти преподобного Трифона Вятского, основателя Успенского монастыря. Святой почитаем не только на вятской земле, но и на всем русском Севере. «Русская Планета» выяснила, какой путь прошел на Земле преподобный и что сделал для современного православия.
«В руце Божии»
— Преподобный Трифон Вятский, в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев, родился предположительно в 1546 году в состоятельной крестьянской семье в деревне Конешельской Мезенского района Архангельской области, — рассказывает корреспонденту РП историк Виктор Хохрин. — Его отец рано умер, и забота о воспитании младшего сына в семье легла на плечи матери. Когда она и старшие братья начали настаивать, чтобы подросший Трофим женился, он покинул дом и отправился «евангельски странствовать ради Христа», передав себя «в руце Божии» — такие формулировки использованы в Житие Трифона Вятского.
Через несколько лет скитаний Трофим поселился при церкви в городе Орле, являвшемся неофициальной столицей империи купцов Строгановых. Там он привлек внимание Якова Строганова. Несколько детей богатого промышленника умерли, а потом заболел и последний — сын Максим. Отчаявшийся отец попросил благочестивого юношу помолиться за исцеление мальчика. Просьба смутила Трофима: он полагал, что исцеление — дело рук Божьих, а не человеческих. Но совершил молитву, после которой Максим выздоровел. Это первое из множества чудес, зафиксированных житием преподобного. Яков Строганов предложил ему любую поддержку, но он предпочел продолжить странствия.
— В 22 года Трофим Подвизаев принял постриг на берегах Камы, в Пыскорском Преображенском монастыре, — продолжает Виктор Хохрин. — Агиографы пишут, что братию новый инок поражал своим трудолюбием и смирением. Все работы он выполнял с великой радостью: пек хлеб, готовил еду для всех насельников, рубил дрова в лесу и ухаживал за больными. Питаясь исключительно хлебом и водой, на все службы приходил первым, а уходил последним. Часто простаивал на молитве всю ночь до утра.
Непосильный труд подорвал здоровье юноши, и он тяжело заболел, не мог даже подняться с кровати. И вот на сороковом дне он в забытьи увидел ангела, пришедшего забрать его душу. И уже отправился с ним на небеса, как вдруг услышал голос, повелевший ему возвратиться в монастырь. Вернувшись, Трифон увидел, что у его постели стоит Николай Чудотворец. Святитель взял его за руки, поднял, благословил и исцелил. После чудесного спасения инок стал «подвизаться еще усерднее, и Господь прославил своего раба даром чудес».
Многие исцелялись от его молитвы, поэтому весть о Трифоне быстро пронеслась по округе. И тогда, «ненавидя славы человеческие», подвижник решил отправиться в пермские земли, также входившие в империю Строгановых. В XVI веке их едва начали осваивать русские поселенцы, основным населением оставались языческие племена остяков и вогулов. Став проповедником, Трифон поставил себе задачу приобщить их к православию.
Архимандрит-строитель
Критический момент в отношениях с коренным населением вятских земель настал, когда Трифон Вятский срубил жертвенное дерево, являвшееся центром языческого святилища. Ежегодно к нему съезжались князья всех остяцких племен и приносили дары богам. От суровой расправы подвижника спасло лишь заступничество приказчиков Строгановых. Зато вскоре многие представители родовой элиты, пораженные его смелостью, вняли проповеди Трифона и приняли крещение. Обратив их к Христу, он поселился на реке Чусовой, где жил отшельником и «кормился трудами своих рук», возделывая пашню.
— Через несколько лет из-за случайного конфликта с Симеоном Строгановым Трифон был вынужден покинуть пределы империи промышленников и переселился в вятские земли. В 1580 году он основал неподалеку от города Хлынова (Кирова) первый в этой округе монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, — рассказывает корреспонденту РП историк Анатолий Лысенко. — Решением пяти городов Трифона отправили в Москву к царю Ивану Грозному и митрополиту Антонию с прошением об учреждении обители. Там он был рукоположен в сан иеромонаха и назначен строителем. На этой должности преподобный показал себя как талантливый организатор: добился для монастыря обширных владений и создал успешное монашеское хозяйство.
Еще при жизни своего основателя Успенский Хлыновский монастырь стал одним из самых крупных в регионе. К 1595 году в нем жили «40 человек братов да монастырских трудников 30». А сам Трифон в 1589 году был возведен в сан архимандрита.
Царь Федор Иоаннович пожертвовал новому монастырю многочисленные земельные угодья, рыбные ловли, озера и села. Рачительное использование всей этой собственности со временем позволило отстроить обитель в камне и сделать ее одним из центров духовной жизни Вятского края. Стараниями Трифона Вятского при Успенском монастыре появились первая в городе школа, богатая библиотека, первая больница, иконописная мастерская.
Предательство ученика
В 1601 году пользовавшийся всеобщим уважением архимандрит Трифон был изгнан из основанной им и построенной его трудами обители.
— По одной из версий, взошедший на престол Борис Годунов решил покарать преподобного Трифона за связи с Дмитрием Самозванцем и монахом Сильвестром. В «Повести о смутном времени» содержится упоминание, что именно игумен Хлыновского Успенского монастыря Трофим убедил отрока Григория Отрепьева принять постриг и стать монахом. Однако большинство историков склоняются к другой версии. Они считают причиной изгнания конфликт с братией, — говорит Анатолий Лысенко.
Игумен Трифон настаивал, что монахи должны вести предельно скромный образ жизни, не прельщаться мирскими радостями, не предаваться пьянству. Сам он питался очень скромно, а на теле носил железные вериги и заплатанную власяницу, «всегда пребывая в посте, молитве и воздержании». Объединившись, насельники монастыря решили изгнать неугодного им архимандрита из обители.
— Центром заговора стал казначей Иона Мамин, которого святой Трифон сам юношей привел в монастырь и которому планировал передать бразды правления в обители после своей кончины, — продолжает Анатолий Лысенко. — Монахи отправили Иону в Москву к патриарху Иову с челобитной, в которой попросили сместить Трифона с поста архимандрита, ложно обвинив его во взяточничестве. Патриарх поверил клевете и назначил на освободившийся пост Иону. Смещенного наместника Успенского монастыря могло ждать суровое наказание, если бы за Трифона не вступился Никита Строганов, в то время оказавшийся в Москве. Он упросил отпустить старца на покой в Сольвычегодск, где построил для него келью во Введенском монастыре. Там преподобный и жил, проповедуя и исцеляя.
Лишь перед самой смертью, 15 июля 1612 года, уже тяжело больным, он все же приехал в дорогой его сердцу Хлынов и попросил архимандрита Иону разрешить ему вернуться в Успенский монастырь. Иона отказал. Но под давлением общественного мнения Трифон снова был принят в основанную им обитель. Когда больной, едва державшийся на ногах старец, пешком пришел к воротам монастыря, Иона был так поражен его кротостью, что упал в ноги и стал со слезами молить о прощении.
— 8 октября 1612 года преподобный скончался, оставив монастырю свое завещание, в котором призвал братию не иметь частной собственности, жить в любви, не пить спиртного, неустанно трудиться и молиться, — говорит Виктор Хохрин. — В первой половине XVII века в Успенском монастыре было написано первое житие его основателя. В 1684 году при строительстве каменного Успенского собора его святые мощи были обретены нетленными. Тогда же были написаны первые иконы с его ликом, составлена посвященная ему служба и акафист. А в 1903 году святой Трифон Вятский был канонизирован Святейшим синодом в лике преподобного. Сегодня к месту его погребения приходят тысячи паломников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости