По состоянию на 5 июля 10:30
Заболевших681 251
За последние сутки6 736
Выздоровело 450 750
Умерло10 161
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Что и требовалось доказать или книжка – лучший подарок

Ученые нашли, от чего российские подростки начинают пить

Алексей Щербаков
15 августа, 2017 17:45
3 мин
Подростки, желающие получить неполное среднее образование и затем продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердилось в ходе опроса более 1000 российских школьников, проведенного в рамках совместного исследования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) и Нью-Йоркского Университета. Результаты опубликованы в журнале International Journal of DrugPolicy.
В опросе приняли участие 1269 подростков среднего возраста 14,9 лет из 16 городских школ Томска. Доля юношей составила 51,3%.
Ученые разделили респондентов на четыре группы. В первую группу собрали подростков, не сообщавших о своих планах на образование; во вторую – собирающихся получить неполное среднее образование и поступить в cреднее специальное учебное заведение (ссуз); в третью – планирующих сначала поступить в ссуз, а затем в вуз; в четвертую – нацеливающихся на вуз сразу после окончания полного курса средней школы.  
В ходе анонимного анкетирования подростков просили указать, как часто они употребляют те или иные алкогольные напитки, а также образование и профессию родителей. Употребление алкоголя связано с социально-экономическим статусом родителей, поэтому авторы тоже учитывали этот фактор, чтобы выявить другие закономерности.   
Исследователи также проанализировали характер связи между подростковой внешкольной активностью и склонностью к алкоголю. В фокус внимания попали такие виды занятости, как оплачиваемая работа, посещение религиозных учреждений и вовлеченность в религиозную активность, «тусовки» с друзьями в парках, на улице, в ночных клубах и т.д., а также чтение. Внекласснные занятия – кружки, секции – тоже учитывались, однако каких-либо их связей с «выпивкой» в ходе проведенного исследования не обнаружилось.    
Итог оказался таков. При равном уровне образования родителей подростки, не планирующие поступать в вузы, действительно намного чаще употребляют алкоголь по сравнению со школьниками, имеющими намерение поступать в высшее учебное заведение. Также привычка выпивать обнаружилась у тех, кто планирует сначала поучиться в техникуме, колледже или училище, и только потом поступать в вуз.  
Оказалось, склонности выпивать сопутствует и частое общение со сверстниками. При этом исследователи зафиксировали неожиданно положительную связь между посещением религиозных учреждений и привычкой «тусоваться», а отсюда опосредованную связь между религиозной активностью и распитием спиртного. «Возможное объяснение этого заключается в российском культурном контексте. Религиозная активность может давать подросткам дополнительный доступ к взрослым ролевым моделям и повышенному общению со сверстниками, в ходе которых происходит приобщение к алкогольным напиткам», – поясняют ученые.
В ходе исследования подтвердилось,  что подростки, нацеленные на высшее образование, больше читают. Чтение, согласно результатам, имеет наибольшую позитивную связь с трезвостью. У школьников, готовящихся стать абитуриентами университетов, как отмечают ученые, меньше времени на нахождение в компаниях на улицах, в клубах и т.д. и, как следствие, меньше рисков пристраститься к алкоголю.  Результаты также подтвердили наличие опосредованной связи через «тусовки» между оплачиваемой работой и «выпивкой».
 Анализ подобных взаимосвязей, касающихся подросткового алкоголизма, был проведен в России впервые. Авторы отмечают, что нужны дальнейшие эксперименты, которые, например, более четко прояснили бы связь между религиозными активностями и употреблением спиртного, а также роль таких практик, как чтение, в формировании позитивных подростковых привычек.
темы
3 мин