Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Торговые сети нашли лоббистов для повышения цен

Минпромторг считает, что контроль за ритейлерами не нужен

Владимир Лактанов
2 мин

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в Москве на «Неделе российского ритейла», заступился за торговые сети. «Чтобы снизить цены, нужно увеличить объем предложения продукции, а не устраивать рейды по (торговым) сетям в надежде поймать за руку и пожурить за высокий ценник», — сказал Мантуров. Очевидно, что некоторые чиновники не знают мировой истории: достаточно вспомнить США 30-х годов прошлого века. Тогда в угоду аграрному лобби зерно сжигали или топили в океане. Было уничтожено 6,5 млн голов свиней, запахано 10 млн га земель с урожаем — в итоге цены на продовольствие выросли в два раза. Жадным торговцам было наплевать на миллионы рядовых американцев, которые чуть ли не умирали с голоду.
Учитывая мировой опыт, за производителями и крупными торговыми сетями нужен жесткий контроль. Навести порядок в российской торговле решили депутаты. Поправки в законодательство, которые ужесточают требования к ритейлерам в части их взаимоотношений с производителями, сейчас готовятся в Госдуме уже ко второму чтению.
В ответ крупные сети активизировали лоббистские усилия. В начале июня на посту председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илью Якубсона (совмещал пост с руководством сетью «Дикси») заменил экс-руководитель Экспертного управления президента России Илья Ломакин-Румянцев. Новый председатель имеет гораздо больше лоббистских возможностей, чем Якубсон, отвлекающийся на оперативное управление компанией, отметил собеседник «Русской планеты», знакомый с ходом переизбрания нового главы «профсоюза ритейлеров». «Никто не ожидал, что поправки Ирины Яровой сразу пройдут в первом чтении. И чиновники, и бизнес недооценили ее "пробивные" способности», — отметил собеседник издания.
Депутатские поправки носят радикальный характер — снизить торговые бонусы с 10 до 3% от стоимости товара. Поправки также запрещают ритейлерам брать с поставщиков оплату за доступ на полки магазина (листинг) и назначать выплаты за изменение ассортимента. Кроме того, законопроект предусматривает сокращение отсрочки оплаты ритейлерами реализованных продуктов и увеличивает сроки давности по нарушениям антимонопольного законодательства в сфере торговли с двух месяцев до года.
Ирина Яровая. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Резонансные поправки, разработанные под руководством Яровой, ударят в первую очередь по регионам, заявили в Союзе независимых сетей. В этой организации, объединяющей мелкие и средние торговые сети в провинции, полагают, что депутатские предложения не снизят цены в магазинах, но приведут к тому, что с рынка уйдут мелкие игроки, а их место займут крупные торговые монополии. У небольших ритейлеров денег на то, чтобы ускорить расчеты с поставщиками, как этого требуют авторы законопроекта, нет: высокие банковские ставки существенно усложняют оборотное кредитование.
Заявление о том, чтобы отложить второе чтение законопроекта, союз намеревался направить профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу и в Госдуму. Впрочем, сам Дворкович, курирующий торговую отрасль, уже высказался по этому поводу, выступая все на той же «Неделе ритейла»: правительство старается найти компромиссное решение с депутатами по вопросу изменений в торговое законодательство. Правда, выглядит немного странным то, что позиция исполнительной власти в отношении ритейлеров стала мягче, Минпромторг еще в мае 2015 года положительно отзывался о депутатских поправках, обещая внести ко второму чтению лишь косметические предложения.
Последние действия исполнительной власти и лоббистов от ритейла вполне объяснимы, учитывая предысторию появления поправок в закон о торговле. Поручение премьер-министра Дмитрия Медведева о проработке вопроса по стабильной доставке качественных и недорогих товаров к потребителю было сделано весной 2015 года на фоне роста цен, связанного с продовольственным эмбарго и ростом курса валют. Минпромторг и бизнес-сообщество обсудили собственные поправки, основанные на саморегулировании отрасли, однако Госдума сыграла на опережение и приняла более радикальный вариант Яровой, не дождавшись консолидированной позиции отрасли.
В Минпромторге же, видимо, считают, что ритейлерам нужно помогать. Денис Мантуров заявил, что не ожидает роста оборота розничной торговли в этом году, который и так за первые четыре месяца 2015 года упал почти на 7%. «Я больше склонен к тому, чтобы создавать механизмы, которые должны, как минимум, снизить отрицательную динамику», — сказал Мантуров. За счет чего Минпромторг предлагает снижать отрицательную динамику выручки сетей, становится понятно после недавно высказанного министром предложения установить 180 дней переходного периода для вступления в силу поправок Яровой. Второе чтение поправок состоится, вероятнее всего, во время осенней сессии, и торговля получит не менее девяти месяцев для того, чтобы работать по старым правилам — и взимать с поставщиков поборы в полном объеме. А там, возможно, лоббистские усилия торговцев снова возьмут верх. Получается, что ритейлеры решают собственные задачи, не обращая внимания на указанный им курс по сдерживанию цен и ничуть не беспокоясь о рядовом потребителе. На фоне этого «взаимного непонимания» вариант решения вопроса с ценами с помощью национализации крупных розничных сетей звучит все более актуально.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин