Территория террариума
5 мин чтения
Петр Порошенко во время посещения завода «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

Петр Порошенко во время посещения завода «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

Запад превратил Украину в зону дикого передела остатков госсобственности, уцелевшей с советских времен

На минувшей неделе Министерство экономического развития Украины опубликовало информацию о ликвидации авиастроительного концерна «Антонов». В качестве причины названо «отсутствие участников»: три предприятия, входившие ранее в его состав, еще в 2015 году были переданы в ведение государственного концерна «Укроборонпром».

Спустя два дня пресс-служба ГП «Антонов» опровергла новость о ликвидации концерна, подчеркнув, что речь идет лишь о реорганизации. Между тем украинский кабмин успел сообщить о создании ликвидационной комиссии.

Кажется, в данном случае речь идет все же не только о расхождении в терминах, но и о существовании негласных противоречий по поводу предстоящей участи стратегического предприятия.

На это указывает еще одно событие, предшествовавшее новости о расформировании концерна. 20 января был оправлен в отставку «по собственному желанию» замминистра экономического развития и торговли Руслан Корж, курировавший на своей должности авиастроительное направление. Его брат Сергей осенью 2015 года претендовал на место главы ГП «Антонов», но в итоге президентом стал Михаил Гвоздев, экс-руководитель избирательного штаба Петра Порошенко в Хмельницкой области. Гвоздев вступил в должность главы ГП «Антонов» 19 января ― ровно за день до отставки Руслана Коржа с поста замминистра.

Придя к власти, Петр Порошенко поспешил посадить на контролирующие посты в оборонно-промышленной сфере своих людей. К примеру, его давний деловой партнер Олег Свинарчук (Гладковский), занимавшийся автобизнесом, стал главой Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю.

Руководитель ГК «Укроборонпром» Роман Романов также не имеет никакого опыта работы в области ВПК, зато успел потрудиться на Порошенко во время президентской кампании. Глава государственного оборонного концерна в недавнем прошлом ― простой владелец провинциального автосалона; так причудливо сегодня тасуются карты украинской политики.

Авиастроительное предприятие «Антонов», основанное в середине прошлого века, несомненно, является весьма привлекательным куском для дорвавшихся до власти украинских «евроинтеграторов». Тотчас после госпереворота новоиспеченный премьер Арсений Яценюк поспешил отправить в отставку директора завода Дмитрия Киву, проработавшего на ГП «Антонов» около полувека. Рабочие подняли тогда бунт, требуя вернуть 71-летнему инженеру директорский пост. В августе-сентябре 2014 года завод подвергся вооруженным атакам ― сначала предприятие пытался взять штурмом бывший сотрудник ГП «Антонов» Сергей Маренков (назначенный властями главным конструктором завода) с группой своих людей, впоследствии к нему на помощь прибыли внутренние войска. В итоге Киву все равно оттеснили от рычагов управления предприятием, оставив за ним должность главного конструктора.

Помимо назначения в руководство предприятия людей с сомнительными компетенциями, украинская власть нанесла по старейшему авиастроительному предприятию еще один сокрушительный удар, разорвав сотрудничество с Россией.

В июле 2014 года Петр Порошенко издал распоряжение о прекращении поставок России продукции оборонного и двойного назначения. Авиационные технологии подпадают под определение технологий двойного назначения, поэтому все контракты, связывающие предприятие с российскими контрагентами, оказались сорваны.

При этом, как отмечают эксперты, украинская авиастроительная отрасль в последние годы специализировалась преимущественно на производстве комплектующих. К примеру, осуществлялись поставки деталей для производимого в кооперации с Россией самолета Ан-148. Самолеты этой модели выпускались в Киеве, а также в Воронеже по украинской лицензии. Очевидно, что спрос на украинские авиадетали могла обеспечить только Россия, авиастроительная отрасль которой родилась и развивалась в единой связке с украинской в рамках единого советского пространства.

В результате решения киевских властей оказалась сорвана реализация совместного украино-российского проекта по строительству самолета Ан-70, который должен был заменить для ВКС РФ Ан-12. Изначально планировалось, что общий объем поставок Ан-70 российской стороне будет осуществлен на сумму около 5 млрд долларов.

Россия, впрочем, уже нашла альтернативное решение (не только из-за разрыва сотрудничества с Киевом, но также из-за технических изъянов модели Ан-70): вместо украинских самолетов ВКС РФ будут поставлены российские Ил-76МД-90А, кроме того, ведется разработка нового военно-транспортного самолета Ил-112.

При этом «Антонов» вряд ли сможет продолжить выпуск и реализацию Ан-70: дело в том, что большинство элементов для этого самолета поставлялись из России.

В целом положение старейшего авиастроительного предприятия не внушает оптимизма: к примеру, ГП «Антонов» фактически не смогло исполнить условия контракта, заключенного авиакомпанией Cubana de Aviacion, согласно которым украинское предприятие должно было построить шесть самолетов Ан-158. За весь 2014 год ГП «Антонов» удалось выпустить лишь пять авиалайнеров; шестой же самолет был готов лишь после окончания срока договора. По признанию заместителя гендиректора «Укроборонпрома» Сергея Пинькаса, прибыль компании от производственной деятельности составляет всего 8%, а большую часть доходов приносит аренда Ан-124.

Тем не менее активы авиастроительной компании являются весьма привлекательным куском пирога для финансово-политической элиты Украины. О возможной приватизации предприятия слухи ходят давно, с еще домайданных времен.

Самолет Ан-30 им. Могилко на заводе ГП «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

В 2010 году Министерство экономического развития Украины разработало законопроект, разрешающий приватизацию ГП «Антонов» наряду с другими госпредприятиям. До реализации этих планов тогда дело все же не дошло, зато новые украинские власти принялись за распродажу доставшихся им госактивов с поразительным рвением.

В прошлом году премьер Яценюк анонсировал «крупнейшую за последние 23 года» волну приватизации госсобственности Украины ― якобы передача компаний в частные руки необходима для повышения «эффективности» и пресечения коррупции.

Уже в начале 2015 года в Раду был внесен законопроект, согласно которому перечень предприятий, запрещенных к передаче из госсобственности, сократился на 1250 пунктов. В числе прочих госкомпаний, подготавливаемых к продаже, оказалось и ГП «Антонов».

Поговаривают, что за планами по приватизации авиастроительной компании скрывается стремление неких влиятельных персон завладеть землей, на которой располагается киевский серийный завод концерна ― недалеко от центра города, рядом со станцией метрополитена.

Мысль о том, что крупнейшее госпредприятие могут пустить с молотка ради нескольких гектаров столичной земли, звучала бы абсурдно, если бы не аналогичные примеры из российской истории.

В эпоху дикого рынка 90-х, когда стратегические предприятия в массовом порядке разграблялись, отдавались за копейки «иностранным инвесторам», которые порой специально скупали российские заводы за бесценок ради полной блокировки их работы ― так было, например, с Московским вертолетным заводом имени Миля. Столичный завод «Сапфир», выпускавший уникальную продукцию для ракетостроения, оказался в руках британских и американских владельцев. Этих дельцов заинтересовала земля, на которой располагалось предприятие, ― на его территории планировалось построить торговый центр, пустующие помещения завода были сданы в аренду.

Следует заметить, что именно авиастроительные активы привлекали более всего «приватизаторов» 90-х, особенно иностранцев. Распродажа госсобственности в России закончилась катастрофой: практически все проданные предприятия оказались на краю гибели. Иркутский авиационный завод в результате «эффективного управления» иностранными хозяевами оказался в долгах, вертолетный завод имени Миля был в шаге от банкротства, примерно такая же ситуация наблюдалась и на других приватизированных производствах. Лишь спустя годы государству удалось восстановить контроль над распроданными ранее промышленными активами. И всем понятно, что разрушение российской промышленности в 90-х было неразрывно связано с ослаблением страны ― когда сами понятия «оборонная тайна» и «секретный объект» были упразднены и представители иностранных держав спокойно посещали любые объекты и могли покупать стратегические предприятия.

Сегодня украинцы склонны обольщаться «дружбой» с западным миром. Но вряд ли Украина сможет стать Европой, как бы об этом ни мечтали сторонники евроинтеграции.

Украина для Запада, по большому счету, это некая земля рядом с Россией и с Россией во многом пересекающаяся. Да, сегодня украинцы поссорились с русскими ― но завтра могут снова помириться. Украинская политическая жизнь очень импульсивна, а народ в своей массе симпатизирует русским и не очень сильно себя от них отделяет, если не брать в расчет украинских националистов. Но радикальные националисты со своими профашистскими лозунгами не представляют чаяний всего украинского народа и являются скорее маргинальной прослойкой, волей истории всплывшей наверх в дни Евромайдана.

На то, что сценарий возможного воссоединения Украины с Россией держат в виду западные политики, указывает то, с какой неохотой Вашингтон и Евросоюз предоставляют Киеву финансовую поддержку. Зачем вкладываться в ненадежный актив? Не принимают Украину и в западные организации ― ни в Евросоюз, ни в НАТО.

Гораздо логичнее использовать период российско-украинского обострения для окончательного разрушения социально-экономической базы Украины (как это было проделано с Россией после развала СССР). Если Москва наладит отношения с Киевом (допустим, после смены власти на Украине в результате очередной революции), то ей в союзники достанется выжженное поле.

Выполнить задачу хаотизации Украины проще всего через алчных «приватизаторов», которые способны растащить и уничтожить все мало-мальски сильные предприятия страны в считанные месяцы, ― так и происходит на практике.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Конец «инновационной кормушки» Далее в рубрике Конец «инновационной кормушки»Инновационная инфраструктура не выдержала первой же проверки кризисными условиями Читайте в рубрике «Бизнес» Бунт лукавых иждивенцевЧто стоит за антироссийскими акциями в Минске? Бунт лукавых иждивенцев
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
02 февраля 2016, 10:45
Коррупция в высших эшелонах украинской власти просто зашкаливает...!
Мало того, что Парашенко так и не смог по-настоящему расстаться со своим шоколадные бизнесом, так он ещё и начал грести под себя гораздо более жирные и сытные куски, ранее принадлежащие государству.
Везде поставил своих людишек: Гвоздева - главой ГП «Антонов», Свинарчука (судя по фамилии своего дальнего родственника))) - главой Межведомственной комиссии, Романова (провинциального коммерса-автодиллера) - главой ГК «Укроборонпром», и т.д...
И все новые ставленники олигорезидента Петруччо - не имеют опыта и специализации в тех сферах и концернах, которые вдруг возглавили, зато свои, братки-подельники...
Куда все это заведует в итоге Украину - догадаться не сложно...(((
Жалко лишь людей, страну, которая некогда была неотъемлемой частью нашего русскоязычного пространства, которая по воли коррумпированных узурпаторов за несколько лет превратилась в жалкую пародию самой себя, и может окончательно деградировать, превратившись в вотчину коррумпированных самопровозглашённых князьков, в свою очередь находящихся в подчинении и вассальной зависимости у господ из США и командиров НАТО...
02 февраля 2016, 11:28
Свою страну, такую же часть тысячелетней России, не жалко?! Уж РФ коррумпирована как украинцам и не снилось!
Только ничего не создавших за 20 лет, но выводящих на запад по 150 млрд долларов в год "бизнесменов" - долларовых мультимиллионеров "выкормили" 200 тыс. штук не догнав даже РСФСР ни в одной отрасли производства.
И приватизация продолжается! Значит, к приватизированным и разваленным десяткам отраслей, с фундамента - со станкостроения, с тракторостроения, автомобилестроения самолетостроения и т.п. начиная, прибавятся в руках не желающих ничего создавать потому что невыгодно, "эффективных собственников" новые
01 февраля 2016, 13:00
Итоги 25 летней независимости Украины поистене ужасны, население в нищете, сокращение народа с 52 млн., до 40 млн., потеря территорий, тотальное банкротство предприятий, чуть чуть на плаву, часть сельского хозяйства отвечающие за рапс и подсолнечник, да металлурги, но цена на металл как и на нефть сильно снизилась
01 февраля 2016, 13:35
Итоги 25-летней независимости Украины после отделения от нее ельцинской РСФСР 12 июня 1990 - снижение цены на нефть?! Так Украине не досталось нефти от СССР! Этим, кстати, и объясняется несколько бОльшее обнищание населения чем у нас.Но, со снижением цены нефти, у нас все впереди. Догоним и перегоним! За 22 года "эффективных собственников" не догнали РСФСР ни в одной отрасли
01 февраля 2016, 22:34
по многим позициям РФ обогнала РСФСР, но про тучные нефтяные годы, конечно же нельзя забывать, а Украина имела втозможность дружить со всеми, и пользоваться всеми благами транзитной страны, но выбрали вот такой вот странный путь
02 февраля 2016, 11:21
Это по каким позициям РФ обогнала РСФСР?!
Ну, не считая проедания советского наследства - спекуляции нефтью/импортом. Я об основе существования - производстве. Не считая "производства" долларовых мультимиллионеров, по темпам "производства" которых обогнали весь мир - 200 тыс шт. за 20 лет.
Зерна собирается меньше, поголовье скота - в разы меньше. Производства "тиливизоров как на самом запади при капитализме как на запади", о которых так мечтали тупые "совки" - вообще не стало, легковых автомобиле с продажей советского ВАЗ - тоже. Даже нефти добывается меньше, а разведывается... В "рекордном" 2014 - на год добычи.
01 февраля 2016, 12:21
Чисто по человечески жаль Антонова - такой труд под нож пускают. А ведь Россия предлагала им до всех этих событий сотрудничество по налаживанию выпуска АН - нет же, европейская морковка слаще им показалась. Вот только нет нужды Европе авиапром украинский поддерживать. И ждет его участь авиапрома стран СЭВ, которые лишились в принципе всей своей промышленности после "братания" с Европой. Нашим нужно переманивать быстрее спецов с украинских заводов, пока другие не переманили. Все-таки мозги - это самое ценное, что там пока осталось
01 февраля 2016, 13:32
А кто нас, РФ, превратил в зону дикого передела остатков госсобственности советских времен? Европейско-американская морковка казалось глупым "совкам" такой сладкой. что позволили отделить РСФСР от России, от той же Украины, и расприватизировать национальное достояние.
А, главное. что с тех пор изменилось? Госсобственность возращена государству? Прибыли не выводятся "хозяевами" сотнями миллиардов долларов за год, за 2014, к примеру, на пресловутый "запад"? Не планируется дальнейшая приватизация? Не обнародован длинненький такой список приватизируемых окончательно предприятий, начиная с Роснефти?
Зачем нам переманивать спецов? Кому они тут нужны? Суперджеты по 2 штуки в год из импортных комплектующих клепать?
Не пора перестать разоблачать хохлов, от которых сами отделились и подумать о воссоединении и возвращении государству созданной когда-то нами собственности?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Сравни удобство чтения
статьи на новой версии
 
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!