Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Теракт с концами под водой

Ирландские моряки
Фото: Top10a.ru
35 лет назад террористы загубили жизни 329-ти человек, летевших над Атлантикой
Андрей Карелин
23 июня, 2020 18:40
8 мин

Читавшие блистательный роман «Аэропорт» Артура Хейли наверняка вспомнят одну из сюжетных линий. Погрязший в долгах хронический неудачник проносит на борт самолёта бомбу. И надеется, что его семья получит страховку после того, как сам террорист отправится в преисподнюю.

Хейли написал свой «Аэропорт» в 1968-м. А история, которую мы расскажем, произошла спустя 17 лет, в 1985-м. Прогресс в обеспечении безопасности авиаперевозок мог шагнуть далеко вперёд. Но, увы, не шагнул.

Технологический уклад и подход к досмотру багажа был всё такой же формальностью в середине 80-х. Экипажу планового рейса № 182 авиакомпании Air-India и трём сотням пассажирам, летевшим в самолёте, который следовал из Монреаля в индийский Бомбей через Лондон и Дели, за это пришлось расплатиться жизнями.

Самолёт Boeing 747-237B борт VT-EFO курсировал между Индией и Канадой, совершая промежуточные посадки в немецком Франкфурте-на-Майне. Рейс из Индии в Канаду (AI181) мог закончиться аварийной посадкой – забарахлил один из двигателей.

Коллеги из канадского Торонто (к их чести!) отнеслись к поломке более чем внимательно. Компания Air Canada предоставила индусам свой двигатель, а неисправный надёжно зафиксировали между вторым двигателем и фюзеляжем, чтобы транспортировать в Бомбей, на ремонт.

Скорость от этого упала (с 892 до 860 км/ч), но это было не критично. Замена двигателя в Торонто привела к тому, что в Монреале самолёт приземлился со значительным опозданием. Там номер рейса был изменён на AI182. Предстоял долгий путь через Атлантику назад, в Индию, с посадкой в Лондоне.

Двигатель, подаренный канадцами, работал без нареканий. Что можно сказать про экипаж? Лётчики и бортпроводники, которых было, учитывая количество пассажиров, аж 19 человек, были гражданами Индии.

Командир корабля Ханс Нарендра был не просто опытным лётчиком, а экспертом своего дела, который безупречно работал в компании почти 30 лет. Начиная с 1956 года.

В кресле КВС он летел из Индии в Канаду, а на обратном пути в командирское кресло садился 41-летний Сатвиндер Биндер, тоже очень опытный пилот, который имел многотысячный налёт на «747-м», как в роли командира, так и в роли второго пилота.

Был в команде пилотов и человек, который очень надеялся, что этот полёт будет в его лётной карьере последним. Речь о бортинженере Даре Думасиа. На момент трагедии ему уже исполнилось 57. Он планировал слетать в Канаду, вернуться в Индию и написать заявление об уходе, после чего выйти на пенсию. Думасиа работал в Air India дольше всех – с 1954 года.

Персонал из 19-ти проводников был разновозрастным. Кому-то перевалило за 40. Кто-то был ещё совсем молод. Большинство бортпроводников устроилось в Air India в роковом 1985-м. Были и те, кто пришёл в авторитетную индийскую компанию на год раньше, в 1984-м.

Этот Boeing 747 впервые поднялся в воздух 19 июня 1978 года. 7 лет для воздушного судна – не возраст.

Когда самолёт был уже в воздухе, где-то далеко, в японском Токио, произошёл первый взрыв. Это случилось не в самолёте, а в аэропорту: из канадского Ванкувера прилетел точно такой же 747-й «Боинг» компании Canadian Pacific Air Lines. Часть его багажа принадлежала летевшим пассажирам, а другая часть была «транзитной».

Те, кто положил бомбу в багаж, точно знали, что в Токио транзитные чемоданы и сумки переложат в другой самолёт — рейс AI301, летевший в Индию.

Один из японских грузчиков, переносивших транзитный багаж, допустил неосторожность, выронил чемодан. Грянул взрыв, в результате которого погибли двое сотрудников токийского аэропорта, четверо были ранены.

Эта роковая для погибших и раненых случайность парадоксально спасла жизнь 177-ми пассажиров, направлявшихся из Токио в Индию. Если бы сумки были загружены в самолёт, улетавший в Дели, то трагическая дата 23 июня 1985 года была бы ознаменована гибелью не одного, а двух самолётов.

Взрыв в Токийском аэропорту произошёл на два часа раньше, чем взрыв на борту летевшего над Атлантикой из Канады в Индию рейса AI182. До берегов Туманного Альбиона оставалось около 20 минут лёта.

Самолёт вошёл в зону контроля диспетчерского центра международного аэропорта Шаннон. Установить контакт с ирландскими диспетчерами удалось не сразу: пилоты выставили неправильный код ответчика.

В остальном радиообмен между землёй и 747-м Боингом, летевшим из Канады, шёл в штатном режиме. Посадка с целью дозаправки и высадки пассажиров, летевших в столицу Великобритании, была намечена в Лондоне.

Диспетчер Майкл Куинн с позывным «Шаннон-контроль» успел дать командиру воздушного судна Биндеру необходимые установки для продолжения полёта. Вместе со своим коллегой Томасом Лейном он разруливал непростую ситуацию в воздухе. В непосредственной близости от рейса AI182 в воздухе были ещё два борта – рейс 770-й компании Trans World Airlines и 282-й, тоже канадский, компании Pacific Air Lines.

Куинн и его коллег Лейнс, не мигая смотрели на экран, когда в их наушниках, в 7 часов 14 минут 23 июня 1985 года раздался звук включённого передатчика одного из самолётов, находившихся в воздухе.

Возможно, после взрыва у 41-летнего КВС Биндера была какая-то доля секунды, и он включил передачу, чтобы подать сигнал «Mayday» (тревога). Но не успел.

Самолёту разнесло хвост. Капитан сухогруза «Laurentian Forest» увидел вспышку в небе, и заметил, что «Боинг» крутануло дважды вокруг своей оси, после чего, он рассыпался на части, как игрушечный, и упал в воды океана.

В диспетчерском центре аэропорта «Шеннон» не знали об этом. AI182 просто исчез с радаров. Попытки связаться с пилотами ни к чему не привели.

Грузовые суда, находившиеся в районе падения, спешили на помощь. Но помогать было уже некому.

Не успев осознать, что же именно произошло, погибли все 329 человек, находившихся на борту. Произошедшее в нейтральных водах, всего в 176 км от ирландского города Корка, стало

· самой масштабной катастрофой, произошедшей над водами, в истории мирового авиасообщения

· первой террористической атакой на Boeing-747

· и не имеющим аналогов терактом в истории Канады.

Кто это сделал?

Процесс извлечения обломков из вод Атлантического океана тянулся не одну неделю. Комиссия «Интерпола», собранная из лучших следователей разных стран, убедилась в том, что это теракт, далеко не сразу. Точку в многочисленных версиях о том, что же произошло, поставили найденные бортовые самописцы.

Полиция напала на след преступников лишь спустя год

Ими оказались находившиеся в Канаде индусы из числа готовивших на индийского премьер-министра Раджива Ганди группировок. Оказалось, что находившиеся в аэропортах Ванкувера и Торонто террористы Лал Сингх и Аммана Сингх беспрепятственно сдали в багаж чемоданы, начинённые взрывчаткой. А на посадку не явились, избежав тем самым статуса террористов-смертников.

Смертная казнь в Канаде была отменена де-факто в 1963-м, а де-юре это случилось в 1976-м. Приговор Лалу Сингху за теракт, который произошёл в Токио, где погибли двое грузчиков, был неожиданно мягким. Но спустя 12 лет, в 2001-м, за три дня до его освобождения, Сингху неожиданно предъявили обвинение в гибели рейса 182 Air-India. И он понял, что это надолго. Точнее, теперь уже навсегда.

Такая история.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ