Новости – Общество
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Общество
Главный принцип - «не навреди»
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/32111_0.jpg)
Эксперты обсудили на М-Нealth Congress, какие барьеры стоят на пути новых технологий в медицине
7 марта, 2019 15:23
6 мин
В 2008-2009 году началась масштабная информатизация российского здравоохранения. До этого внедрение передовых цифровых технологий было уделом отдельных клиник и врачей-энтузиастов. Казалось, вот-вот наступит будущее, а перед врачебным сообществом и пациентами откроются невиданные возможности. Но на деле всё оказалось не столь радужно. Почему новые технологии внедряются не так быстро, как того хотелось бы? Эти и друге проблемы индустрии обсудили эксперты в рамках М-Нealth Congress, прошедшего в Москве 5 марта 2019.
При внедрении новейших технологий появляются две основные проблемы, рассказал Сергей Сорокин, генеральный директор «Интеллоджик», основатель Botkin.AI. Первая – показать реальную эффективность технологии и продемонстрировать, какие именно задачи она поможет решить. Вторая – развеять опасения врачей, которые опасаются, что останутся без работы из-за внедрения искусственного интеллекта.
«Простой пример: разработанная нами платформа пересматривает диагностические изображения для поиска признаков онкологии в тех случаях, когда врачи ничего не обнаружили. То есть, это повторный массовый пересмотр сотни изображений. И платформа выявляет врачебные ошибки. С одной стороны, это хорошо, но как это расценят органы управления здравоохранением? Ведь врач, по сути, ошибся, если пропустил что-то на снимке.
Мы говорим врачам: проблема не в том, что врач ошибся. А в том, что у него слишком большая нагрузка. Увидеть рак лёгких в начальных стадиях на снимке КТ – нетривиальная задача. Формально, врач ошибся, если не распознал болезнь. Но технология позволит минимизировать риски и в конечном счёте помочь врачам обнаружить болезнь на самой ранней стадии», - добавил эксперт.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/1212.jpg)
Медики опасаются, что новые технологии подорвут авторитет врачей. И боятся остаться без работы. Но эти страхи беспочвенны, считает Сорокин. По его словам, перед Минздравом стоит задача повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, снизить летальность первого года после заболевания, а также повысить долю пациентов, стоящих на учёте в онкодиспансерах 5 лет и более. И новые технологии позволят эффективно добиться этих целей. В России ежегодно делают около 3 миллионов КТ легких, диагностируется около 60 тысяч случаев рака лёгких. То есть, возможно увеличить долю выявляемости таких пациентов без необходимости увеличения КТ и других исследований для них, просто пересмотрев снимки при помощи ИИ.
Врачам не стоит бояться, что искусственный интеллект и другие технологии оставят из без работы. Уже много лет в гражданской авиации используются автопилоты, но настоящие пилоты из самолётов не исчезли. «Это не та система, которая уберёт врача. Она убирает с доктора некоторые, часто рутинные функции. Она полезна, как и автопилоты в авиации, для снижения количества аварии в статистических масштабах. В их внедрении должны быть заинтересованы те структуры, для которых очень важна эта статистика – страховые компании либо государственные органы власти», - добавил Сорокин.
На пути новых технологий есть два барьера, рассказал Николай Павлов, заместитель руководителя проекта Национальной технологической инициативы «CoBrain–Аналитика». Первый – непонимание между врачебным сообществом и разработчиками решений. Они говорят на разных языках, не могут ставить друг другу задачи.
Второй барьер – доверие к новой технологии или методу. Перед внедрением любой алгоритм должен пройти некие стадии, чтобы врачи могли применять его в своей практике. Но врачебная среда крайне консервативна. Для технологических стартапов нужны иные стадии апробации продукта, которые могут клинически доказать его эффективность. Для решения некоторых задач искусственному интеллекту не нужны даже диагнозы: вопрос в том, какую именно задачу следует решить, следовательно, нужно отталкиваться именно от задач, а не от данных.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/1211.jpg)
Есть ещё одна проблема, рассказал Алексей Добрусин, член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, член Совета самарского отделения общественной организации «Деловая Россия». Дело не сколько в консервативности врачей, сколько в цеплянии за авторитеты. Добрусин привёл пример: для полноценного анализа перед внедрением инновационного продукта необходимо было опросить как минимум сотню специалистов, и сотрудники стартап-центра спрашивали у врачей: кого ещё мы могли бы опросить из ваших коллег? Но врач говорил: вот мой диплом, вот мои регалии и грамоты, вам что, недостаточно моего мнения?
«Что касается консерватизма, то это легко объяснить. Нельзя обвинять в этом врачей, ведь цена ошибки – человеческая жизнь. Вот почему медики не пропускают новые технологии, пока не будут на 100% уверены, что она работает. Но, увы, на практике это приводит к отставанию отрасли на 5-10 лет», - считает Добрусин.
Ликвидировать эти и другие барьеры могла бы более грамотная регуляторная политика. В России она слишком жёсткая, даже для тех изделий и технологий, где класс риска минимален. Это создаёт препятствия для инвестиций и для развития рынка в целом. Но в США, например, иная проблема: рынок слишком открыт. Некоторые системы могут выходить на рынок вовсе без клинических испытаний, например, Apple Watch.
Как считает Алексей Добрусин, так происходит потому, что мы живём в различных системах права – презумпции невиновности и презумпции вины.
«В России действует последняя система – получается, вам приходится доказывать, что прибор ни в чём не виноват. Но это создаёт барьер на пути внедрения новых продуктов. Регуляторная политика должна быть разумной: новые технологии необходимо держать на особом контроле, но и от государства хотелось бы увидеть взаимные шаги, либо хотя бы план, что и как делать. Правовые нормы отражают консервативность, но принцип «не навреди», принцип минимальной достаточности – его нужно сохранить».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости