Новости – Люди












Люди
Театры устроят мировое закулисье

Евгения Симонова в спектакле «Женитьба» на сцене театра им. Маяковского. Фото: Василий Смирнов / ТАСС
Накануне Международного дня театра актеры придут на ночное свидание со зрителями. Праздник не освободит служителей сцены от раздумий о своем будущем.
26 марта, 2015 12:25
7 мин
Полуночники, айда к прекрасному!
В ночь с 26 на 27 марта множество театров Москвы и других городов откроют двери для зрителей в рамках масштабной акции «Ночь в театре». Поклонники Мельпомены смогут не только посмотреть лучшие спектакли, но и побывать на творческих встречах с артистами. Например, в Театре имени Маяковского с Евгенией Симоновой, в театре «Практика» — с Иваном Вырыпаевым, в Театре имени Пушкина — с Евгением Писаревым.
В этом году в акции, посвященной 70-летию Победы, участвуют 70 московских театров. В Театре на Малой Бронной в исполнении ведущих актрис прозвучат монологи женщин, переживших войну, из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», а в Академическом театре сатиры покажут запрещенный в свое время спектакль «Теркин на том свете» по поэме Александра Твардовского. Некоторые театры приоткроют святая святых — закулисье, где зрители увидят гримерки, реквизиторские, декорации к спектаклям.
Акция приурочена к Международному дню театра, отмечающемуся 27 марта с 1961 года по решению делегатов конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. Это праздник не только для актеров и режиссеров, но и для осветителей, декораторов, суфлеров, гардеробщиков. И, разумеется, для зрителей, которые 27 марта смогут приобрести билеты на спектакли с 90-процентной скидкой.
В Москве такую скидку предложат «Сатирикон», «Et Cetera», проект «Театральное дело», театр «Балет Москва» и драматический Театр Джигарханяна. Больше всего участников «скидочной акции» в Петербурге — БДТ, Театр имени Ленсовета, Театр Сказки, «Буфф», проекты «Открытая сцена» и «Театры Петербурга», «Санкт-Петербург Опера» и «Эрарта». Снизят цены на билеты театры Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Краснодара, Магнитогорска, Таганрога и Воронежа.
В разных городах артисты и режиссеры придумали свои изюминки для ночи искусства. К примеру, в Липецком драматическом театре зрителей поздравят Брюс Уиллис, Джонни Депп, Мэрилин Монро и Анжелина Джоли, в которых превратятся артисты театра, а брянские мастера сцены приготовили капустник «Весь мир — театр. С чем вас и…»
Всюду деньги — господа?
Праздник праздником, но театры повсеместно переживают не лучшие времена — посещаемость падает, не так уж много и новых ярких пьес. Давняя дискуссия о том, обязано ли государство помогать труппам или театры должны переходить на самоокупаемость, продолжается.
Еще в бытность президентом Дмитрий Медведев подписал закон о бюджетных учреждениях, согласно которому театры должны в ближайшие годы «оптимизировать» расходы, то есть перейти на коммерческие рельсы. Художественный руководитель Александринского театра в Петербурге Валерий Фокин выразил из-за этого крайнюю озабоченность судьбой репертуарного театра. «Театр по сути своей убыточен, — говорил Фокин. — и требует солидного финансирования». По мнению Фокина, нельзя оценивать деятельность творческого учреждения только по финансовым результатам: «Бывает шедевр, который оценят не больше двухсот зрителей, и он, конечно, не принесет никакого дохода. А бывает масштабная постановка, которую не сделаешь за месяц. И поэтому затраты на нее могут вообще не окупиться». Хотя и Валерий Фокин считает, что у нас есть театры, деятельность которых надо пересмотреть, они лишь гримируются под живой организм, а на самом деле на их спектакли ходят только родственники актеров и постановщиков, и пишут о них лишь знакомые журналисты.

Ирина Апексимова на пресс-конференции, 26 марта 2015 года. Фото: Александр Натрускин / РИА Новости
Против самоокупаемости выступает и директор Омского государственного музыкального театра Борис Ротберг. «Деньги у театра будут, если он скатится в полную развлекуху и порнографию. Сегодня только с государством можно иметь дело. Иначе придется идти в подворотню и продавать себя как девка. Мы все бежим за Америкой и забываем, что живем под другим созвездием, у нас другой менталитет», — убежден Ротберг.
Совершенно по-другому на эту проблему смотрит руководитель МХТ имени Чехова и «Табакерки» Олег Табаков. Мэтр давно говорил, что 90% его коллег «плывут, как бревна по течению». Табаков считает, что театрам надо задать себе вопрос: насколько они состоятельны во взаимоотношениях со зрителем? Равенство всех в нищете — очень стыдное положение, поэтому жить дальше будут театры, научившиеся зарабатывать деньги. Ведь содержать почти 600 театров страны для госбюджета неподъемно, уверяет Табаков.
Сторонники реформирования театрального дела ничего страшного в нем для творцов не видят. Раньше государство выделяло театрам как бюджетным организациям дотации, а теперь помогает в виде субсидий на выполнение некоего государственного задания. Допустим, нужно в течение года сыграть 250 спектаклей и поставить четыре новых. Учредитель, дающий на это деньги, ожидает, что руководитель театра подойдет к выполнению задания разумно. Не сможет — учредитель найдет другого худрука. Еще один плюс нового подхода к финансированию — зарплата работников театра не ограничивается единой тарифной сеткой, начальство само определяет, кто сколько заработал. Оппоненты возражают: в таких условиях артисты, не занятые в новых постановках, будут получать меньше. Неизбежен переход на контракт, который может стать дубинкой для актера. Нельзя, чтобы контрактник зависел от настроения худрука, который может сказать: ты мне перестал нравиться, значит, будем контракт пересматривать.
Успешные театры Москвы, как сообщал не так давно экс-глава Департамента культуры правительства столицы Сергей Капков, зарабатывают от 35 до 50% средств на свое содержание. Одним из самых успешных в этом смысле коллективов называют Мастерскую Петра Фоменко, билеты в которую распродаются за несколько месяцев вперед.
По мнению же министра культуры РФ Владимира Мединского, гастрольную деятельность театров, находящихся в подчинении московских властей, последние должны оплачивать стопроцентно. Но в прошлом году Департамент культуры столицы финансовую поддержку гастролей подведомственных театров не осуществлял.
Худрук рождается в своей команде
Споры о финансовой стороне театральной деятельности будут продолжаться еще долго. И долго еще будет обсуждаться происходящее на отдельных, культовых для страны сценах, какой является, например, сцена Театра на Таганке. Совсем недавно директором Таганки была назначена актриса Ирина Апексимова, по совместительству директор «Театра Романа Виктюка». Накануне профессионального праздника она поделилась своими планами.
Апексимова убеждена, что художественного руководителя, которого в Театре на Таганке сейчас нет, нельзя назначать сверху. «Худрук — это лидер, который в театре занимается творческой линией. Если его назначить сверху, он не будет родным. Раньше театры создавались из команды, и худрук был лидером этой команды», — сказала новый директор. По мнению Апексимовой, можно создать лабораторию режиссуры, в которой практиковались бы и молодые, и опытные деятели. Более того, в театре может быть несколько худруков по разным направлениям.
Пока Ирина Апексимова не знает режиссерской величины, равной по харизме Юрию Любимову, кабинет которого в скором времени намерена отремонтировать — помещение находится в удручающем состоянии. В планах — и ремонт гримерки Владимира Высоцкого. Да и всему зданию театра нужна основательная реконструкция, на которую может уйти не менее трех лет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости