Новости – Общество
Общество
Тараканы в банках
Фото: Артем Житенев / РИА Новости
Как навести порядок в банковском секторе
16 июня, 2015 09:58
7 мин
Новости об отзыве банковских лицензий появляются все чаще, доверие граждан к кредитно-финансовым организациям падает, но главное, становится очевидно, что банки не справляются со своей основной задачей — финансировать реальную экономику. У государства есть все необходимые инструменты для того, чтобы заставить банковскую систему работать эффективно и на благо страны, но для этого весь сектор нужно реформировать.
Меньше, да лучше
В настоящий момент в России действует чуть более 800 банков. С каждым днем их становится все меньше — кто-то банкротится сам, у кого-то лицензию отзывают за несвоевременное выполнение обязательств перед кредиторами (читай — вкладчиками), а кого-то уличают в сомнительных операциях и выводе денег за рубеж. Тем не менее нет никаких препятствий для того, чтобы новые банки вырастали на месте старых, как грибы. Очевидная прибыльность этого дела и широкие возможности для манипуляций чужими деньгами быстро превратили банковский бизнес в крайне привлекательный способ зарабатывать.
Для нужд экономики хватило бы и пары десятков коммерческих банков, действующих наряду с государственными, но обладающих гораздо более узким кругом полномочий и жестко контролируемых государством. «Будущее российской банковской системы за консолидацией, — не отрицает управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков "Промсвязьбанка" Александр Полютов. — Это позволит кредитным организациям укрепить позиции в части размера активов и капитала, обеспечить лучшую устойчивость, расширить региональное присутствие и повысить качество банковских услуг, что в целом должно пойти на пользу бизнесу и населению».
При этом количество кредитно-финансовых организаций, работающих на рынке, — вопрос, полностью зависящий от воли ЦБ. «Если регулятор считает, что сейчас он не справляется с таким количеством банков, то только он может решить, сокращать ли количество игроков или работать над механизмами контроля», — говорит аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. Судя по действиям ЦБ, пока что он предпочитает работать только над количеством поднадзорных ему организаций, а не над качеством и эффективностью их работы. Хотя и то и другое надо делать параллельно.
Под жестким контролем
Центробанку вполне по силам контролировать каждый «чих» участников банковского рынка, тем более если их число уменьшится с нескольких сотен до нескольких десятков. Но дело не только в количестве проверок, но и в их механизме. Сегодня за деятельностью 140 крупнейших банков следят специально назначенные наблюдатели от ЦБ, но это лишь дает чиновникам дополнительные коррупционные возможности. Для того чтобы снизить коррупционные риски, госнаблюдатель должен лично следить за составлением финансовой отчетности вверенного ему банка и нести за ошибки персональную ответственность, вплоть до уголовной.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
В Великобритании, где находится один из центров мировых финансов, лондонский Сити, уже пришли к тому, что навести прядок в банковском секторе можно только «кнутом». Глава Банка Англии Марк Карни призвал ужесточить наказания за финансовые преступления, и прежде всего — увеличить тюремные сроки. По словам Карни, недобросовестные банкиры чувствуют безнаказанность, что подрывает доверие к банковскому институту и расшатывает рынок, приводя к его нестабильности. Эту мысль продолжил глава британского Минфина Джордж Осборн: «Общество задается правильным вопросом: если так много скандалов, которые так дорого обходятся стране, то почему так мало людей предстали перед судом и получили наказание?» Такой же вопрос можно справедливо адресовать российским контрольно-надзорным и правоохранительным органам. Известия о банкротствах и отзывах лицензий крайне редко сопровождаются информацией о судебном преследовании кого-то из банковского менеджмента.
Работать на страну
Нерушимая уверенность в том, что на банковской системе держится вся национальная экономика, раз за разом заставляет правительство спасать кредитные организации за счет налогоплательщиков. В этом году на докапитализацию системообразующих банков из бюджета был выделен 1 триллион рублей. Однако толком следить за тем, на что именно тратятся эти деньги, никто, похоже, всерьез не намерен. Да и зачем, если коммерческие банки и так регулярно получают кредиты от Центробанка и используют государственные средства на свое усмотрение — например, пускают на валютные спекуляции, вместо того чтобы кредитовать по приемлемым ставкам реальный сектор экономики и население.
Решить эту проблему просто: стоит запретить коммерческим банкам валютные операции — и им не останется ничего, кроме как выполнять свою основную функцию по кредитованию экономики. «Строгий государственный контроль движения капитала и валюты позволит уменьшить объемы теневой экономики, увеличить норму суверенности денежного обращения в стране и управлять совершенно необоснованными сверхдоходами, которые делают спекулятивный непроизводственный сектор в стране преобладающим и приоритетным по сравнению с сектором реальной экономики», — говорит руководитель Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.
Другой способ заставить банки финансировать экономику, а не собственные интересы, — ввести целевое рефинансирование с жестким контролем конечного кредитополучателя. «Также можно использовать синдикативные схемы, в которых государственный кредитный ресурс привлекает и страхует риски коммерческих кредитных ресурсов, — предлагает Сулакшин. — На сегодня подобие этой схемы действует, когда государство гарантирует субсидирование части процентной ставки, но ошибочность этого подхода в том, что бенефициаром выступает коммерческий банк, а не реальный сектор».
В конечном итоге у коммерческих банков, которым позволят остаться на рынке, должны быть лишь базовые функции: обработка операций, хранение депозитов и кредитование. Причем последнее должно быть строго зарегулировано, чтобы выдача супердорогих кредитов населению не становилась для банка источником легкой прибыли. Предельные ставки на кредитование физлиц и юрлиц должен устанавливать Центробанк, но не так, как это делается сейчас: согласно действующему законодательству, регулятор просто определяет «среднюю температуру по больнице» на каждый вид займов во всех типах кредитно-финансовых организаций и публикует сводные данные каждые четыре месяца. Предполагается, что ставки кредитов не должны превышать опубликованные цифры больше, чем на треть. При такой видимости регулирования у кредитно-финансовых организаций остаются огромные просторы для лавирования.
В результате жесткого регулирования и максимального сужения полномочий коммерческих банков эффективность их деятельности с точки зрения национальной экономики повысится в разы. Значительно пострадает только рентабельность банковского бизнеса. Но если банкирам покажется, что в новых условиях они будут работать в убыток и они решат уйти из сектора, их место всегда могут занять государственные организации.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости