Новости – Общество
Общество
Такое маленькое вранье
Налогоплательщик. Фото: Валентина Свистунова/Интерпресс/ТАСС
Правительство боится признать, что повышения налогов и взносов не избежать
11 марта, 2016 14:30
6 мин
Андрей Клишас, председатель конституционного комитета Совета Федерации, внес в Госдуму законопроект, в случае принятия которого работодатели должны будут в обязательном порядке отчислять страховые взносы на случай банкротства, чтобы сотрудники не остались совсем без средств.
Что ж, банкротство работодателя — неприятный факт для персонала. Добиваться недополученной зарплаты, не говоря уже о положенных при ликвидации предприятия выплатах, приходится через суд. До кризиса об этом не особо задумывались, но сейчас было бы очень неплохо создать механизм, защищающий ни в чем не повинных работников (очень редко причиной краха предприятия становится именно плохая работа персонала). Подобный механизм действует, скажем, в системе страхования вкладов: основная масса владельцев депозитов и текущих счетов надежно защищена от недобросовестных действий банкиров.
Суть законопроекта
Речь идет о вроде бы ничтожной сумме 0,02% от фонда оплаты труда. Более того, она берется не со всей зарплаты, а только с дохода сотрудника до 718 тысяч рублей в год (как отчисления в Фонд социального страхования, которому и предложено заниматься данным проектом). И здесь нужно сделать отступление.
Вы не задумывались, почему вся эта страховая система работает в пользу богатых? Вот, скажем, 2,9% в ФСС. Если у тебя зарплата 20 тысяч в месяц, то взнос взимается с полной суммы, 580 рублей. Если 50 тысяч — тоже, 1450 рублей. А если 150 тысяч, то — ура, всего лишь с части зарплаты (с 59 833 рублей), то есть 1735 рублей, потолок. Это зачем сделано — чтобы работодатели зарплаты смело поднимали? Да у нас и эти 60 тысяч получают, дай бог, 15% работающих граждан.
То же получится и с новым сбором. Интересы сотрудников, которые, скорее всего, наиболее виновны в развале бизнеса, старательно охраняются законодателем.
Конечно, 0,02% — это мало, в среднем получится по 6 рублей 80 копеек в месяц с носа. 6 млрд рублей в год — не то чтобы серьезные деньги для экономики России, но для Фонда социального страхования и они не лишние.
Выплаты тоже ограничены: это годовая зарплата (но не более пресловутых 718 тысяч рублей в год), поделенная на 365 и умноженная на число дней, за которые не выплачена зарплата (но не более трех месяцев). Нехитрый подсчет приводит к сумме около 177 тысяч рублей — столько получит человек с зарплатой от 60 тысяч рублей на руки чистыми (то есть от 69 тысяч по ведомости). О компенсации денег, положенных при ликвидации предприятия, речь не идет.
Увлеклись «страхованием»
Как и система ОСАГО, которая, видимо, и навеяла Клишасу идею, проект страдает одним «родовым» недостатком обязательного страхования: хорошие содержат плохих. Это, конечно, по-христиански, но в реальной экономике не очень понятно, почему водитель с 15-летним безаварийным стажем должен каждый год отдавать существенные суммы на оплату чужого лихачества. Так же и тут: проблемы нерадивого работодателя будут оплачены более успешным бизнесом.
Вообще, российские власти увлеклись обязательным страхованием: несколько дней назад введен «налог на выезд», точнее, обязанность туристических компаний, работающих в сфере выездного туризма, уплачивать взносы в срочно созданные резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. Деньги вроде бы небольшие (от 50 тысяч до 500 тысяч рублей в год в один фонд и 1% общего дохода в другой), но весьма приятные для новообразованных фондов и их руководящего состава.
Пенсионный фонд России
Пенсионный фонд России. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
А сейчас рассматриваются различные варианты повышения страховых взносов с индивидуальных предпринимателей: тут, кстати, речь идет уже о солидной части дохода, но денег государству не хватает, Пенсионный фонд практически пуст, поэтому делиться все равно придется.
Все это происходит на фоне как бы действующего моратория на повышение налоговой и иной нагрузки на бизнес.
Мораторий? Не слышали
Получается интересная ситуация. Президент страны прямым текстом говорит в послании Федеральному собранию (декабрь 2014 года) о необходимости ввести на четыре года мораторий на повышение налоговой нагрузки. Федеральное собрание бурно аплодирует, готовит соответствующий законопроект и… кладет его под сукно «ввиду отсутствия отзыва от правительства»! А правительство в это время одно за другим одобряет эти самые повышения нагрузки и легко проводит их через Госдуму. Параллельно кабмин все-таки договорился сам с собой о моратории, но под него попали лишь некоторые виды налогов и неналоговой нагрузки.
Так, с 1 июля 2015 года в Москве введен новый торговый сбор, который вице-премьер Аркадий Дворкович с очаровательной непосредственностью назвал вовсе даже не повышением нагрузки, а стимулированием бизнеса работать честнее.
Что до законопроекта о страховании от банкротства, то его автор Андрей Клишас — екатеринбургский юрист, закончивший Университет дружбы народов («Лумумбу»), — отлично знает разницу между благими пожеланиями и буквой закона. Мало ли что там Путин сказал, он не римский папа, чтобы непогрешимо вещать с кафедры. И вообще, 0,02% — это ничтожно мало, да и администрация президента, по слухам, уже выразила поддержку проекту.
* * *
Законопроект полезный. Страховка нужна, защищать уходящих с работы в никуда людей нужно, да и взносы действительно небольшие. Но давайте уже не будем врать про моратории и бизнес-климат. Ничего плохого в увеличении налогов нет, если одновременно снижается неофициальное давление на бизнес, если правоохранительные органы начинают реально выполнять свои задачи по защите предпринимателей от рейдерства и недобросовестной конкуренции.
Этим и надо заниматься, вместо того чтобы сначала давать слишком смелые обещания, а потом делать вид, что они выполняются.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости