Новости – Общество
Общество
«Таких артистов сегодня уже не делают»
Фото: Павел Смертин / ТАСС
Народный артист СССР Владимир Зельдин отмечает 100-летний юбилей
10 февраля, 2015 10:02
7 мин
Чествование Владимира Зельдина состоится в Центральном академическом театре Российской армии, в котором актер служит почти семь десятилетий. Как сказал «Русской планете» заместитель директора театра по зрительской части Виктор Столба, будет дан спектакль «100, или Танцы со временем», поставленный Юлием Гусманом. Десять лет назад этот режиссер поставил для Зельдина спектакль «Человек из Ламанчи», пять лет назад — спектакль «Танцы с учителем» (в новую постановку вошла сокращенная версия этих «Танцев»). Зельдин также будет исполнять свои любимые песни и стихи. Кроме того, зрители увидят отрывки из пьес и фильмов, принесших актеру славу.
В театре ожидают поздравления от Иосифа Кобзона и Александра Ширвиндта, Михаила Жванецкого и Владимира Васильева, Геннадия Хазанова и Тамары Гвердцители, артистов Большого театра, цирка братьев Запашных, «Вивальди-оркестра», ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Билеты на юбилейный вечер в кассе театра были раскуплены моментально.
Ничего удивительного — любовь к Зельдину поистине всенародна. Он один из самых благородных и светлых наших артистов. Его энергии в столь почтенном возрасте можно только удивляться и восхищаться. Зельдин — старейший в мире из играющих актеров.
Он родился в 1915 году в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье учительницы и музыканта. В пятилетнем возрасте с родителями, братом и тремя сестрами переехал в Тверь, а в 1924 году семья перебралась в Москву, где Владимир стал учиться в военизированной школе на Таганке. Мальчик научился играть на рояле, скрипке и трубе, а стать хотел артистом балета. Мечтал поступить в хореографическое училище при Большом театре, но отец был против, так как думал, что сын тоже должен стать музыкантом. А другой мечте — о карьере военного моряка — сбыться помешало плохое зрение.
Родителей Владимир потерял рано, еще когда был учеником старших классов. После школы пошел на завод учеником слесаря, но долго там не задержался — работа показалась скучной. Узнал, что Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС, из которого потом родится Театр имени Моссовета, набирают актерский курс. Пошел на экзамены, где читал стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят. Отчасти осуществилось и его желание быть «балетным» — на курсе преподавали танец, и Зельдин сам стал давать уроки в танцевальных студиях. А еще он ходил на занятия в кавалерийский манеж, получил значок «Ворошиловский всадник». В этом же манеже занимался Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна.
В 1938 году Зельдин был принят в труппу Театра транспорта (сейчас это Театр имени Гоголя). Один из спектаклей, «Генеральный консул», в котором артист играл рядового Гоглидзе, стал для него судьбоносным. Спектакль посмотрела ассистент Ивана Пырьева и устроила Зельдину встречу с режиссером. Так и возникла первая по-настоящему звездная кинороль Владимира Михайловича — пастух Мусаиб Гатуев в картине «Свинарка и пастух». Претендентами на эту роль было несколько грузинских актеров, но Пырьев поступил оригинально — он спросил женщин, занятых в киногруппе, кто им больше всех симпатичен. Все указали на Зельдина.
Во время съемок на Домбае пришло известие о начале войны. Группа вернулась в Москву. Вскоре появился приказ министра кинематографии о продолжении съемок. Всем мужчинам, занятым в «Свинарке и пастухе», была выдана бронь от призыва до окончания работы над фильмом. Все веселые сцены снимались на ВДНХ в перерывах между фашистскими авианалетами. А Зельдин по ночам еще дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы.
Кадр из кинофильма «Свинарка и пастух», 1941 год
Кадр из кинофильма «Свинарка и пастух», 1941 год
Фильм был отснят в конце 1941 года и был на ура принят зрителями. А артист уехал с «Мосфильмом» в эвакуацию в Алма-Ату. Но оттуда нередко выезжал на фронт, выступать в концертных бригадах. Год поработал в алма-атинском Русском драматическом театре. В 1943 году Зельдин вернулся в Москву и снова стал работать в Театре транспорта. А в 1946 году дебютировал в Театре Красной армии, с которым, ставшим потом Театром Советской, а теперь Российской армии он уже никогда не расставался. Первая роль здесь Зельдина — Альдемаро в спектакле «Учитель танцев». Успех был оглушительным. Зельдин играл Альдемаро на протяжении 30 лет. Однажды поблагодарить его за игру в гримерку заглянула Анна Ахматова.
О военном и послевоенном времени он говорил: «Нас жизнь, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы».
Можно долго перечислять актерские работы Зельдина, в которых он поражал и глубиной и проникновенностью. Это, в частности, роли в фильмах «Сказание о земле Сибирской», «Укрощение строптивой», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Тайна черных дроздов», «Десять негритят», «31 июня». В театре — роли в спектаклях «Последний пылкий влюбленный», «Средство Макропулоса», «Моя профессия — синьор из общества», «Человек из Ламанчи» и десятках других.
Зельдин искренне считает Москву лучшим городом земли. Он потряс москвичей тем, что в октябре 2013 года пробежал в эстафете олимпийского огня. Очень любит спорт, с юности болеет за футболистов ЦСКА.
Накануне своего столетия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, став таким образом полным кавалером этого ордена.
— Мне посчастливилось в 1990 году сыграть с Владимиром Михайловичем в фильме «Арбатский мотив», — сказала «Русской планете» актриса, художник, дизайнер Анастасия Немоляева. — Я помню, в какой прекрасной творческой форме он был тогда. Но и сейчас, 25 лет спустя, он не теряет эту форму. Хочется пожелать ему здоровья, сил, оптимизма!
— Я всегда восхищался его мастерством и жизнелюбием, — отметил джазовый музыкант Игорь Бутман. — Он так много работал, и за это ему воздастся. Молодые люди могут позавидовать его энергии.
— После фильма «Свинарка и пастух» Владимира Михайловича стали обожать Москва, Ленинград, весь Кавказ, Алтай, Сибирь, вся страна, — сказала киновед Ирина Павлова. — Он не только замечательный актер, но и один из самых порядочных людей в актерском мире. Никогда не говорит о том, чего не знает, никогда не лез в политические игры, никогда никого не обманывал. И абсолютно независтливый. Когда он берется за роль, то спокойно соразмеряет силы. Может быть, это одна из причин его долголетия. Помню, как он отмечал 95-летие в Петербурге. Прямо с самолета приехал в зал, вышел на сцену с хором мальчиков и запел с ним песню из «Свинарки и пастуха». Так вот, голос его был таким сильным, что всех мальчиков заглушил. Причем голос был как у сорокалетнего, максимум, мужчины! А как он блестящ в роли Дон-Кихота! Да, сегодня таких артистов, как говорится, уже не делают. И мы благодарим его не только за выслугу лет, а за то, что до ста лет он сохранил актерский и человеческий талант, и за то, что всегда был настоящим мужчиной.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости