Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Общество

Тайна гибели линкора «Новороссийск». Кровавый Крым

Россия до сих пор практически ничего не знает о гибели более 600 советских моряков
Александр Кочан
28 октября, 2020 11:47
8 мин
Линкор Новороссийск
Фото: Tsushima.su

65 лет назад произошла одна из самых чудовищных катастроф в истории отечественного флота. В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте затонул линейный корабль «Новороссийск».

Жертвами происшествия стали более 600 человек, 139 получили ранения. Экипаж линкора составлял 1542 моряка и офицера.

Злая ирония

«Новороссийск» достался советскому флоту по итогам раздела итальянских кораблей после Второй мировой войны. В составе ВМС Италии он носил название «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare) и был построен ещё до начала Первой мировой войны.

В январе 1942 года итальянцы списали «Чезаре», осознавая его беспомощность перед другими кораблями и атакой торпедного вооружения. С какой целью Москва согласилась взять «Джулио Чезаре» — до сих не очень понятно.

Линкор мало на что годился. На недостатки корабля Иосифу Сталину открыто указал министр судостроительной промышленности СССР генерал-полковник инженерно-технической службы Вячеслав Малышев

Перед вводом в строй «Новороссийск» находился на ремонте в течение шести лет. Кроме того, корабль был частично модернизирован с заменой боевых и технических комплексов. В мае 1955 года обновлённый линкор вошёл в строй Черноморского флота.

28 октября «Новороссийск» вернулся из похода и встал на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя, в 110 метрах от берега. Глубина в районе стоянки составляла 17 метров. В ночь на 29 октября на корабле находились около 1,5 тысяч человек, включая курсантов и пехотинцев. Часть офицеров перед ЧП сошла на берег.

Взрыв произошёл в 1.30 ночи в носовой части линкора. Причём детонация была невероятной силы — диаметр пробоины в металле двойного днища корабля составил около 14 метров. В образовавшуюся громадную пробоину хлынула вода. Однако находившийся в носовой части экипаж погиб именно от взрыва. Жертвами детонации стали более 150 человек.

«Новороссийск» планировали отбуксировать на ближайшую отмель. Но аварийно-спасательная операция затянулась. Роковую роль сыграли конструктивные недостатки корабля и ошибки при организации спасения линкора.

Больше всего дров наломал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко. Прибыв в район трагедии, он распорядился приостановить буксировку «Новороссийска» и приказал экипажу занять свои посты и начать борьбу за живучесть судна.

Причём доходило до маразма — следуя приказу Пархоменко расчёт артиллерийских орудий занял места в башнях. Но в 4.15 «Новороссийск» лёг на левый борт и через короткий отрезок времени перевернулся вверх килем

Находившиеся на палубе моряки упали в воду, а потом были фактически накрыты корпусом линкора. Из воды после опрокидывания удалось спасти лишь 9 человек. Но самое ужасное, что большая часть экипажа, выполняя приказ командующего Черноморским флотом, осталась внутри корабля.

Что происходило дальше доподлинно неизвестно, но водолазы рассказывали о том, что постукивания запертых в «Новороссийске» товарищей были слышны ещё трое суток. Никаких ресурсов для спасения моряков черноморцам изыскать так и не удалось. Более того, по меньшей 30 участников спасательной операции погибли.

Злая ирония заключалась в том, что драма с «Новороссийском» разворачивалась на фоне празднования героической обороны Севастополя в период Крымской войны. Город, переживший совсем недавно тяжелейшие испытания в борьбе с оккупантами, вновь умылся кровью русских военнослужащих

Чудовищная трагедия стала следствием главным образом самодурства Пархоменко, который неадекватно оценил как ситуацию с кораблём, так и собственные профессиональные способности.

Совершенно очевидно, что в такой ситуации было необходимо продолжать буксировку линкора и эвакуировать с борта экипаж.

Правда, анализируя логику Пархоменко нельзя не отметить, что негативную роль сыграла и психология советского командования, привыкшего не считаться с людскими потерями. Кроме того, на тот момент в СССР было очень слабо проработана методика проведения эвакуационно-спасательных операций.

По итогам разбирательств своих должностей лишился Пархоменко и главком ВМФ Николай Кузнецов, который, объективно говоря, к произошедшей трагедии прямого отношения не имел. 17 февраля 1956 года он был понижен в звании и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

В мае 1957 года «Новороссийск» был поднят со дна Севастопольской бухты и отбуксирован в Казачью бухту, где был разобран. Большая часть погибших моряков была похоронена на Братском кладбище в Севастополе. В 1963 году там появился мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора.

Немецкая мина и диверсанты

Расследованием обстоятельств гибели «Новороссийска» занялась правительственная комиссия. Далеко не все архивы, связанные с деятельностью следователей, раскрыты даже сегодня. Тем не менее, комиссия пришла к выводу о подрыве линкора на немецкой мине, поставленной в период ВОВ.

В феврале 2018 года эту версию подтвердил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов. По его словам, под днищем корабля сдетонировала ржавая нацистская мина. Как утверждает Кудряшов, ответственность за трагедию несёт сам экипаж, который не разобрался в ситуации и рассчитывал спасти «Новороссийск» от потопления.

Стоит ли доверять выводам Кудряшова? Во-первых, весьма странно (и даже кощунственно) звучит, его вывод о вине моряков. Ребята оказались заложниками непредвиденных обстоятельств и самодурства Пархоменко, а их непрофессионализм (если он действительно имел место быть) объясняется недостатком выучки, за что в большей степен несут ответственность офицеры.

Кроме того, в докладе комиссии подчёркивалось следующее: «Учитывая, что при катастрофе линкора «Новороссийск» и в борьбе за его спасение многие матросы, старшины и офицеры показали образцы мужества и героизма, комиссия считает необходимым наградить некоторых из них, в том числе и посмертно».

Во-вторых, к версии о немецкой мине существует масса вопросов, на которые по-прежнему нет исчерпывающих ответов. До сих пор неясно, о каком типе мины идёт речь. Эксперты считают, что на дне бухты могли находиться только тяжёлые донные мины RMH мощностью в 1252-1316 кг в тротиловом эквиваленте и LMB мощностью 844 кг в тротиловом эквиваленте.

В докладе комиссии говорилось, что мощность взрыва составила 1000-1200 кг, но тип мины так и не был назван, а множество экспертов настаивают на том, что взорвались две мины — иначе бы «Новороссийск» не получил бы столь существенные повреждения.

В целом выводы правительственной комиссии носили предположительный характер. Они не исключали и диверсии, хотя объективных причин грешить на тех же итальянских пловцов или британских диверсантов было немного.

Версия диверсии представляется маловероятной, хотя бы по причине невозможности заложить под днищем столь мощную взрывчатку, в том числе силами подводной лодки (как в принципе она могла незаметно проникнуть в бухту?). Кроме того, у западных стран не было мотивов, чтобы идти на такой огромный военно-политический риск из-за устаревшего корабля

Советское государство, видимо, настолько пыталось засекретить происшествие и подавить резонанс, что даже не удосужилось наградить погибших моряков, счастливчиков, которые выжили, спасателей и медиков. Справедливость наступила только после распада СССР. В 1999 году ордена Мужества получили 716 моряков, из них 613 — посмертно.

темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ