Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Тайна гибели адмиралов СССР

Фото: Legkovmeste.ru
7 февраля 1981 года произошла авиакатастрофа, в результате которой оказался обезглавлен Тихоокеанский флот
Андрей Карелин
7 февраля, 2020 17:46
1 мин

Любая авиационная катастрофа становится событием мирового масштаба. На тему произошедшей трагедии появляется бесчисленное множество репортажей, распускается колоссальное количество безумных слухов. По прошествии времени о трагедии пишутся книги, снимаются фильмы. Впрочем, есть катастрофы, о которых так ничего и не становится известно.

Одна из таких трагедий – падение самолёта Ту-104 на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область). В ходе инцидента погибло 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов 1 ранга и полковников. В одночасье Тихоокеанский флот ВМФ СССР остался без командования. Таких потерь не было даже в ходе Второй мировой войны. За всю Великую Отечественную наш флот потерял лишь 4 адмиралов.

Инцидент в Пушкине был засекречен настолько, что даже официальные извещения о том, что же случилось с их мужьями, вдовы получили только спустя 16 лет – в 1997 году при содействии депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой. По сей день о причинах случившегося официальные лица говорят крайне неохотно.

В газете «Красная звезда» 10 февраля 1981 года появилась микроскопическая заметка о том, что «при исполнении служебных обязанностей» в авиационной катастрофе погибла «группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков матросов и служащих». Министерство обороны и Главное политическое управление Советской Армии и Флота выражало сдержанное соболезнование родным и близким погибших товарищей.

Что же произошло 7 февраля 1981 года — в день, когда абсолютное большинство советских граждан даже не подозревало, что сильнейший флот СССР приведён в полную боевую готовность, и мир стоит на грани войны?

Потеря была сокрушительной. Флот лишился уникальных специалистов, курировавших принципиально новую технику, в том числе, атомоходы. В их числе адмирал Эмиль Спиридонов.

Контр-адмирал Джемс Чулков, которого называли «крёстным отцом» первых ракетонесущих крейсеров, пополнивших тихоокеанскую флотилию. Речь о «Минске» и тяжёлом атомном ракетном крейсере «Фрунзе».

Джемс Чулков вскоре должен был занять место Эмиля Спиридонова. Тот, в свою очередь, мог уйти на повышение, сменив на боевом посту 71-летнего главнокомандующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова.

Растерянность, которую испытывали моряки Тихоокеанского флота, узнав о «небоевых потерях», была сопоставима с вероломным нападением врага.

Террористический акт, равно как и чудовищная диверсия со стороны противника не только не исключались, но и были приоритетными версиями случившегося.

Самолёт Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений. В них принимало участие руководство всех флотов СССР. На борту была документация высшего уровня секретности.

Первой мыслью специально созданной секретной комиссии был взрыв на борту самолёта. Версия была более чем кошмарной, она означала, что потенциальный противник смог нанести коварный удар, проникнув в «святая святых» Тихоокеанского флота СССР.

Могла ли таким образом, начинаться война?

Да. Могла. Но хуже всего было то, что к удару были не просто не готовы, а не знали, какова «степень проникновения» вражеских лазутчиков в другие хитросплетения системы обороны СССР.

Где ждать нового удара? Пожалуй, это был вопрос номер № 1 в первые часы после трагедии.

Все службы ПВО поднимаются по тревоге. И первые несколько часов после инцидента проходят в предлагаемых обстоятельствах невыносимого, напряженного ожидания приказа! «Пальцы пляшут на курках», а нервы на взводе.

Самым пристальным образом изучаются биографии тех, кто должен был взлететь в самолёте, но не взлетел. Вопросы возникают к начальнику штаба Тихоокеанского флота Рудольфу Голосову, альтернативному кандидату на должность командующего флотом. Высокопоставленный морской офицер должен был лететь вместе со всеми.

Но почему же не полетел?

Рудольф Александрович, которому в этом году исполнится 93 года, мгновенно попадает в поле зрения роющих носом землю следователей-особистов. Впрочем, сам не зная об этом. Узнает только спустя долгое время.

В реальности Голосов был не при чём. За два часа до вылета Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова в воздух поднимается другой борт. Чтобы повидать дочь, живущую в Мурманске, Рудольф Голосов отпрашивается у Эмиля Спиридонова. Адмирал разрешает. И невольно спасает начальнику штаба жизнь.

Но если подозревать Голосова, то в наручники стоит заковать всё командование Камчатской флотилии, которое тоже отпросилось у Спиридонова. Причина? Им удобнее было лететь обычным рейсом «Аэрофлота». Он мог доставить их ближе к месту дислокации – в Петропавловск-Камчатский. Ту-104 командующего летел во Владивосток, откуда им пришлось бы долго и трудно добираться к себе на Камчатку.

Принято считать, что удаляющийся самолёт превращается в точку на горизонте. Но провожавшие взглядом Ту-104 Спиридонова испытали настоящий шок, когда увидели, что воздушное судно превратилось в… крест! Самолёт вдруг завалился на корму.

От удара на землю полыхнули резервуары с топливом, которого в дальний полёт взяли катастрофически много — целых 35 тонн. Сноп пламени поднялся до неба. И пожарная машина, даже если бы её баки были заправлены водой, а члены пожарной команды в этот момент не смотрели бы телевизор, а были в полной боевой готовности, не могли помочь в теории.

Сила взрыва в точке соприкосновения с землёй была настолько велика, что уцелел только хвост Ту-104, лежавший в 20 метрах от глубочайшей воронки, в которой с инфернальным рёвом полыхал раздуваемый ветром керосин.

В пламени виднелись останки человеческих тел – высокопоставленных морских офицеров, многих из которых последние месяцы, как это бывает, терзали тяжелые предчувствия, летевших с ними гражданских служащих, а ещё… их близких.

Приказ Министра обороны СССР строжайшим образом запрещал перевозить гражданских. Но в Ленобласти жила дочь командующего Эмиля Спиридонова. Он не удержался и взял с собой жену, мечтавшую погостить у дочери подольше. В последний момент супруга славного морского офицера сказала:

— Не могу представить, как папа войдёт один в нашу пустую квартиру, - собрала чемодан и отправилась из дочернего дома с мужем в последний путь.

Судьба отчаянно пыталась сохранить эту семейную пару. Для начала они застряли в лифте. Затем в дорожной пробке. Будь это гражданский самолёт, Спиридоновы ни за что бы не успели. Но в служебном авто навстречу гибели летел командующий Тихоокеанским флотом с супругой. Их очень ждали.

Метавшиеся возле огненной воронки офицеры повернули головы и вдруг увидели лежавшего на снегу человека. Труп? Нет! Старлей, летчик-техник Валентин Зубарев оказался в момент трагедии в кабине экипажа. Он не был его членом. Просто возвращался домой. Его вышвырнуло через носовой фонарь. От удара о землю с такой высоты в теле Зубарева были сломаны практически все кости, включая самую главную – позвоночник.

Подлетела «Скорая помощь», но до больницы Валентина Зубарева живым доставить не удалось.

Гарнизон в Пушкине был поднят по тревоге лишь через полтора часа. Место трагедии окружили двойным кольцом. Для чего? Зачем? Могли уцелеть совершенно секретные документы, в том числе, стратегически важные карты командующего Тихоокеанского флота. Подпустить к ним чужих было ни в коем случае нельзя.

Представители командования, которым посчастливилось не улететь и остаться в живых, будут своими руками перебирать эти ещё тёплые фрагменты пепла. Но ни одной из бумаг уцелеть не удалось. Всё, за исключением крохотного клочка бумаги с несколькими уже ничего не значащими буквами, пошло прахом. В том числе, содержимое сейфа Спиридонова, вскрытого с огромным трудом. Там тоже был только пепел.

Версия о теракте не подтвердилась. Ни на кого из сослуживцев возложить вину оказалось невозможно. Отказало управление? Эту мысль отмели «чёрные ящики»: с узлами и соединениями самолёта всё было в порядке.

Что же явилось причиной гибели людей?

Начнём с того, что самолёт Тихоокеанского флота был перегружен. И об этом прекрасно знал офицер, который дежурил по аэродрому и контролировал взлёт Ту-104 с земли.

Военнослужащие, а также те, кому Спиридонов, взяв на борт свою собственную супругу, уже чисто психологически не мог отказать в перевозке, «закупились» в столице. Ассортимент всех без исключения товаров в Москве 1981 года был несоизмеримо лучше, нежели там, откуда прилетели моряки. Многие дефицитные товары просто невозможно было достать во Владивостоке. На борт погрузили (но не закрепили) два или три огромных рулона хорошей бумаги, которую добыл Спиридонов для штаба.

Каждый рулон весил полтонны

Очевидцы свидетельствовали, что Павлов хоть и приехал пораньше, но смог лишь посмотреть на запертый и уже загруженный самолёт, экипаж которого обедал в столовой. Халатность и разгильдяйство заключались в том, что ни Павлов, ни члены экипажа не хотели вызвать неудовольствие командующего Тихоокеанским флотом Эмиля Спиридонова и сказать ему в глаза: «Самолёт не должен взлетать с перегрузкой!». Однако по некоторым данным Ту-104 при правильном распределении груза вполне мог поднять ещё две тонны.

Маленький смертельный нюанс

Устройство салона Ту-104 было очень необычным. Кресла были расположены далеко не по всему салону, а преобладали в носовой части. Далее следовали «авиаапартаменты» Спиридонова. Для того чтобы пройти к находившимся в носовой части самолёта креслам военнослужащие должны были зайти на борт с хвоста и шагать через салон командующего флотом.

Тащиться через «воздушную квартиру» Эмиля Николаевича с багажом? Это неслыханная дерзость! Поэтому весь багаж офицеры пристраивали в задней части. Она оказалась неимоверна перегружена. А затем шагали, козыряя, через салон командующего. Вещи в самолёте были уложены как попало.

Эта чудовищная трагедия случилась из-за нарушения общей центровки самолёта, глобальной перегрузки хвостовой части и «фирменного» — недопустимо резкого! — взлёта, характерного для «авиапочерка» личного пилота командующего — 50-летнего Анатолия Ивановича Инюшина.

Резкое «движение вверх» сместило грузы в крайнюю точку хвоста самолёта, приведя к так называемому «дифференту» — заваливанию борта на корму.

Почему экипаж не проверил распределение в салоне грузов? Вопрос, на который мы уже никогда не получим ответа.

Что примечательно? Командир и члены экипажа, как и летевшие на борту ключевые персоны Тихоокеанского флота, были уникальными специалистами с колоссальным опытом работы в своей сфере.

Маленький смертельный нюанс

Устройство салона Ту-104 было очень необычным. Кресла были расположены далеко не по всему салону, а преобладали в носовой части. Далее следовали «авиаапартаменты» Спиридонова. Для того чтобы пройти к находившимся в носовой части самолёта креслам военнослужащие должны были зайти на борт с хвоста и шагать через салон командующего флотом.

Тащиться через «воздушную квартиру» Эмиля Николаевича с багажом? Это неслыханная дерзость! Поэтому весь багаж офицеры пристраивали в задней части. Она оказалась неимоверна перегружена. А затем шагали, козыряя, через салон командующего. Вещи в самолёте были уложены как попало.

Эта чудовищная трагедия случилась из-за нарушения общей центровки самолёта, глобальной перегрузки хвостовой части и «фирменного» — недопустимо резкого! — взлёта, характерного для «авиапочерка» личного пилота командующего — 50-летнего Анатолия Ивановича Инюшина.

Резкое «движение вверх» сместило грузы в крайнюю точку хвоста самолёта, приведя к так называемому «дифференту» — заваливанию борта на корму.

Почему экипаж не проверил распределение в салоне грузов? Вопрос, на который мы уже никогда не получим ответа.

Что примечательно? Командир и члены экипажа, как и летевшие на борту ключевые персоны Тихоокеанского флота, были уникальными специалистами с колоссальным опытом работы в своей сфере.

Падение самолёта Ту-104 на военном аэродроме в городе Пушкине — тот самый случай, когда «русский авось», откровенное угодничество нижестоящих перед вышестоящими и непомерное шапкозакидательство одержали триумфальную победу над профессионализмом военных.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ