Табор уходит в землю
4 мин чтения
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Российский авторынок упал на четверть — москвичи пересели на метро

Продажи легковых автомобилей в России в январе 2015 года упали на 24,4% (то есть почти на четверть) по сравнению с январем 2014­ года, сообщила 9 февраля Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Предположение о том, что россияне из-за кризиса пересаживаются с машин на метро, подтверждает и статистика транспортных «пробок».

Десятка самых продаваемых машин в январе выглядит так:

1. Hyundai Solaris — продано 8217 штук.

2. Lada Granta — 7737.

3. KIA Rio (последнего поколения) — 5177.

4. Renault Logan — 3366.

5. Volkswagen Polo — 3324.

6. Lada 4x4 — 2948.

7. Datsun on-DO — 2933.

8. Renault Duster — 2743.

9. Lada Kalina — 2526.

10. Nissan Almera — 2261.

В январе 2015 года было продано 115 390 «легковушек», хотя в предыдущем месяце — 270 653. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, — комментирует статистику Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно».

Январь был провальным, но осень — из-за ажиотажной скупки товаров, вызванной обвалом рубля, — благоприятной для автодилеров. График ниже, представленный 9 февраля в докладе консалтинговой компании PwC об автомобильных итогах 2014 года, показывает, как продажи машин реагировали на политические и экономические события года.

Источник: оценка PwC

Источник: оценка PwC

По итогам 2014 года Россия оказалась восьмым авторынком мира — за год продано около 2,3 млн машин. Но, в отличие от остальных семи, продажи в России упали сильнее всего  — на 10,2%.

Крупнейшие автомобильные рынки мира

Источник: оценка PwC

Источник: АЕБ, оценка PwC

Выиграют в кризис те автопроизводители, которые смогут лучше локализовать модели, то есть изготавливать их по максимуму из российских деталей, без импорта. Это поможет сдержать цены и выиграть борьбу за кошельки россиян. PwC провело собственное исследование того, насколько повысились цены на модели разных брендов. В целом, сильнее всего подорожали американские машины — из-за укрепления доллара к рублю. Меньше всего увеличились цены российских и корейских машин — наиболее продаваемые модели полностью или почти полностью собираются из российских комплектующих (см. график ниже).

Рост средних цен автомобилей по некоторым брендам c сентября 2014 года по середину января 2015

Для анализа использовались несколько самых продаваемых автомобилей каждого бренда и данные по росту усреднялись по каждому из брендов. Использовались фактические цены дилеров с учетом специальных предложений. Источник: PwC

Для анализа использовались несколько самых продаваемых автомобилей каждого бренда и данные по росту усреднялись по каждому из брендов. Использовались фактические цены дилеров с учетом специальных предложений. Источник: PwC

Что касается китайских машин, то Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России, пока оценивает их перспективы сдержанно. И это несмотря на то, что Пекин теперь является политическим союзником российского государства, качество машин из КНР растет, а россияне беднеют и поэтому могут начать присматривать к дешевым машинам. «Хотя китайские компании вкладывают деньги в российский рынок, их заводы в России еще не готовы. Есть завод "Дервэйс" в Черкесске, но там слабая локализация. Возможен даже временный уход некоторых китайских брендов из России», — сказал Литвиненко «Русской планете».

Кроме локализации поддержать падающие продажи может вывод новых моделей и обновление старых. PwC подготовило диаграмму с важнейшими автоновинками 2014–2015 годов.

Примеры некоторых брендов, имеющих сравнительно новый модельный ряд или важные новинки в 2015 году

Примеры некоторых брендов, имеющих сравнительно новый модельный ряд или важные новинки в 2015 году. Источник: PwC

Источник: PwC

В условиях кризиса россияне будут уделять внимание не только марке и характеристикам авто, но и стоимости владения им, полагают в PwC. Поэтому консультанты вычислили среднюю стоимость владения машинами разных классов.

Стоимость владения автомобилем, тысяч рублей / год

Стоимость владения автомобилем, тысяч рублей / год. Источник: PwC

Cтоимость владения для конкретного автомобиля может значимо отличаться в зависимости от конкретных условий его приобретения и эксплуатации. Источник: PwC

Они учли потерю стоимости авто (амортизацию), расходы на топливо, плановое техобслуживание, мойку два раза в месяц, покупку зимней резины, страхование ОСАГО и КАСКО, проценты по кредиту и налоги. Стоимость парковки не учитывалась. Для усреднения предполагалось, что автомобиль приобретен в крупном городе в базовой комплектации с бензиновым двигателем и коробкой-автоматом, эксплуатируется там же (средний пробег 20–26 тысяч километров в год), причем куплен в кредит с первоначальным взносом 50%.

Если пересчитать расходы в более привычные рубли на километры пробега, то получится следующая разбивка по классам:

Класс B (компактный) — 9 рублей на километр.

Класс C (гольф) — 14.

Класс D (средний) — 17.

Класс E (бизнес) — 33.

Компактный кроссовер —16.

Среднеразмерный кроссовер — 20.

Полноразмерный внедорожник (стоимость до 3 млн рублей) — 25.

Полноразмерный внедорожник (свыше 3 млн рублей) — 48.

Отказ россиян от авто из-за кризиса можно наблюдать не только в отчетах АЕБ и PwC, но и своими глазами. Так, на момент написания данной статьи (17:35 мск 9 февраля 2015 года) сервис «Яндекс.Пробки» показывал нетипичные для вечера рабочего зимнего дня свободные дороги в Москве — 4 балла. И это не частное наблюдение. Ранее аналитик «Яндекс.Пробок» Леонид Мельников заявлял радиостанции Business FM, что свободные дороги в столице России, начиная с середины января, нельзя объяснить затянувшимися каникулами — это следствие как внедрения платных парковок, так и экономического спада. Граждане меньше ездят на машинах, а бизнес перевозит меньше товаров.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Лыжи мечты» дают надежду Далее в рубрике «Лыжи мечты» дают надеждуГорные лыжи могут облегчить жизнь людям с самыми тяжелыми заболеваниями Читайте в рубрике «Лично применять меры физического воздействия»Украинская армия реанимирует институт гауптвахты «Лично применять меры физического воздействия»
Комментарии
10 февраля 2015, 11:08
Пробки с начала года в Москве сильно под сократились, вчера был понедельник, после обеда шел снег, а даже к шести часам, яндекс пробки больше 6 балов не казали, что для такой погоды в Москве в будний день - нонсенс
10 февраля 2015, 12:54
возможно из-за оттока людей из города, региона и страны.
10 февраля 2015, 17:17
снижение траффика на дорогах Москвы связано с тем что фуры перестали на МКАД пускать, и нелегалов посократили, на битых машинах, а народ московский, как ездил на автомобилях, так и продолжает это делать
10 февраля 2015, 17:43
Фурам ограничили движение на МКАДе очень давно.

Отъезд нелегалов - это прямое следствие кризиса.
Конечно. Плюс огромный приток украинцев в Подмосковье, знаю беженцев, которые заменили мигрантов в конторе по отделке квартир, заказчики с большим удовльствием берут славян, чем азиатов....
10 февраля 2015, 12:02
В непогоду многие автомобилисты предпочитают не рисковать, а ездить на общественном транспорте. Я сам бы поставил в непогоду машину на прикол, только до работы моей так просто не доберешься, либо пешком по колено в грязи, либо на авто. Промзона.
10 февраля 2015, 12:18
Почему-то год назад в такую же погоду в эти же дни пробки были совсем другими.
11 февраля 2015, 09:36
Может просто заслуга Собянина - новые развязки построили, дороги расширили, платные парковки ввели, парктроны всякие, щемят автомобилистов, вот и наводится порядок.
11 февраля 2015, 14:21
Возможно.
09 февраля 2015, 22:54
Все будет в заморозке как минимум до апреля. а потом пойдут продажи в рост у АвтоВАЗа и китайцев, все остальные подрастут процентов на 30 или 40, а доходы у населения на прежнем уровне
10 февраля 2015, 11:28
Главное, что Ладу производят в Египте, это ей поможет, в Египте нет кризиса)
09 февраля 2015, 21:43
Не согласна с автором, нельзя сравнивать покупаемость декабря и января. Во- первых, половину января народ отдыхает. Во-вторых, во время этого отдыха все деньги уходят на подарки и развлечения с семьей, естественно, что до февраля-марта многие отказываются от больших покупок.
10 февраля 2015, 12:00
Да и загруженность дорог - не показатель. Сам не первую зиму езжу - всегда замечаю, что по зиме народу мало на колесах, ибо неопытные или просто боящиеся предпочитают когда снег и скользко, вообще на дорогу не выезжать. Ставят ласточку свою в гараж и так до весны, пока все не растает.
13 февраля 2015, 09:27
И правильно делают! Слав богу что так, иначе на зимних дорогах был бы вообще сплошной ад! )
10 февраля 2015, 10:26
Катя, декабрь 14-го и январь 15-го Шрайбер не сравнивает, а, скорее, противопоставляет - для контраста. Вы, конечно, правы на счет разницы по этим месяцам.

Собственно, сравнение, из которого делается вывод об обвале, в первой строчке статьи - сравнивается этот январь с январем 14-го.
13 февраля 2015, 09:25
Это что-то вроде стресс-теста, судя по всему. Январь, несмотря на свою сравнительно низкую потребительную особенность, специально выбран, чтобы все было видно как можно более наглядно?
09 февраля 2015, 21:41
Продажи упали, угоны увеличились. Коллега недавно купил новую Ладу-Гранта, вчера угнали прямо из-под окон. Поминай, как звали.
10 февраля 2015, 11:58
ВАЗ - самая угоняемая машина в России. Если покупаешь ВАЗ - сразу разоряйся на КАСКО и хорошую противоугонку.
13 февраля 2015, 09:17
Такое впечатление, что страховые кампании спонсирует угонщиков за угон незастрахованных автомобилей, а то и сами занимаются этим в свободное от работы время...)
10 февраля 2015, 12:17
Это не совсем так. По количеству угонов - да, потому что у нас в стране чуть ли не половина машин из Тольятти. Но по частоте (вероятности) угона - ВАЗ на последних местах. Угоняется примерно каждый 526-й ВАЗ в течение года. В лидер, например, Мазда - каждая 76-я мазда угоняется в течение года.
10 февраля 2015, 13:18
Насчет ВАЗ согласен с Николаем, дело не только в количестве, но и в процентном отношении от общего числа угонов.

Насколько я знаю, в прошлом году самая угоняемая тачка в РФ была Деу Нексия
13 февраля 2015, 09:18
А ещё это самое популярное тачко среди провинциальных таксистов!))
10 февраля 2015, 11:06
надеюсь была застраховано, иначе ужас, серьезная финансовая потеря
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!