Сюда уходит детство
2 мин чтения
Фото: Kinovolna.tv

Фото: Kinovolna.tv

83 года назад начала работу студия ныне известная как «Союзмультфильм»

Историки кино до сих пор спорят о роли Иосифа Сталина в создании мультипликационного кино в Советском союзе, отдавал ли он такое распоряжение непосредственно. Но — исторический факт: в 1933 году в московском кинотеатре «Ударник» состоялся премьерный показ мультфильмов американской студии Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросёнка».

Посмотрел эти работы и руководитель Советского государства, занятные рисованные истории привели вождя в восторг. А надо сказать, что Сталин был большим поклонником кинематографа, для него в Кремле был оборудован отдельный кинозал, где он смотрел и пересматривал практически все выходившие в прокат ленты. Особенно любил Иосиф Виссарионович фильм «Чапаев» братьев Васильевых, который пересматривал десятки раз.

Вы в мультфильмах не снимались?

Так что как минимум точно не был против, тем более что — вот уж совпадение — первые советские мультфильмы оказались выполнены в «диснеевской» манере. Это на первых порах были этюды с героями животными, почему-то человеческие персонажи пришли в советские мультфильмы не сразу, хотя объяснить это можно большей сложностью работы с такими сюжетами — не столько технической, сколько идейной. Ведь кино тех лет показывало не просто человека, а идею и подвиг. В общем, слишком тонкие материи для пока ещё экспериментального жанра.

Зато уже через год советская мультипликация стала цветной, а спустя ещё год в работу была внедрена технология ротоскопирования, получившая на жаргоне мультипликаторов вкусное название «эклер»

Её суть сводилась к тому, что сперва заданный сценарием сюжет снимался на натуре с живыми актёрами и настоящими животными, а потом уже реальные изображения покадрово прорисовывались художниками мультипликаторами. Так что, в ходовой шутке-вопросе «а вы снимались в мультфильмах?» есть лишь доля шутки.

К слову о мультипликаторах: первые анимационные фильмы в Союзе делали уже такие состоявшиеся мастера жанра, как Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие. Они же стали учителями для новых поколений коллег, свято хранивших полученную школу.

Мультфильмы и война

Первый курс мультипликаторов при студии был набран в 1940 году и его выпускники помимо отменной теоретической подготовки невольно получили уникальный опыт работы в условиях войны, когда решать пришлось уже отнюдь не развлекательно-познавательные задачи.

Хотя работа над уже начатыми и запланированными детскими проектами продолжалась, значительное время теперь уходило на создание агитационных материалом, анимированных инструкций для нужд Красной армии и мультипликационных шаржей для поднятия боевого духа.

Работа над новыми материалами в годы войны велась уже в Самарканде и Алма-Ате, куда «Союзмультфильм» был эвакуирован, и ковали там свою маленькую победу над врагом в основном женщины, пока большинство мужчин студии воевали на фронте

В эти крайне тяжёлые годы на студии «Союзмультфильм» вышли такие полюбившиеся миллионам советских детей работы как «Ёлка» Петра Носова и Михаила Цехановского, «Лиса, заяц и петух» Ольги Ходатаевой (обе в 1942 году), «Сказка о царе Салтане» (1943г.) «Краденое солнце» Ивана Иванова-Вано и «Синдбад-мореход» сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, «Орёл и крот» Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса и «Телефон» (1944г.) Михаила Цехановского.

В славной биографии студии «Союздетфильма» есть одно интересное обстоятельство, ставшее даже поводом для некоторых конспирологических версий: изначально мультипликаторам молодая советская власть почему-то решила отдать помещения ранее закрытых храмов. Почему не телевизионщикам и не киношникам — действительно любопытно.

Хотя вряд ли версии про намеренное поругание и чуть ли не сатанизм можно считать состоятельными. Как ни крути, размещение киностудии, снимающей мультфильмы для детей, с моральной точки зрения терпимее клуба или свинарника

Для создания рисованных мультфильмов студии выделили разорённый храм Николая Чудотворца на Новой Слободе, а для кукольных фильмов — храм Спаса Преображения в Спасопесковском переулке на Арбате. Он был возвращён мультипликаторами Русской православной церкви первым, ещё  в 1991 году, а вот передача храма на Долгоруковской улице затянулась до октября 2017 года, когда «Союзмультфильм» наконец переехал в район телецентра «Останкино». Где и трудится по сей день.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Мороженое: Опасное летнее лакомство Далее в рубрике Мороженое: Опасное летнее лакомствоТри простых лайфхака по поеданию мороженого в жару Читайте в рубрике «Политика» «Глобалист» - ты меня называлаНайдет ли Россия свой алгоритм развития при давлении мировой корпорации «Глобалист» - ты меня называла

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»