Новости – Общество
Общество
Святые «регионалы»
Святой Антоний Дымский. Источник: icon-art.info
21 июня — день памяти подвижников из отдельных областей и регионов России
21 июня, 2015 08:00
6 мин
В воскресенье Православная церковь вспоминает святых Новгородских, Санкт-Петербургских, Белорусских, Вологодских и Псковских. Праздники в честь региональных святых были известны еще в XIX веке, но оформились в единые дни в конце XX века.
Они посвящены святым, чье служение и деятельность были связаны с конкретными областями — в противовес дню памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших, где вспоминают всех русских подвижников вне зависимости от их географической локации.
Грек Новгородский
В Новгороде его звали Корсунянин, потому что прибыл он из далекой Корсуни, Херсонеса. Имя его было Иоаким, родом он был из греков, но новгородцы звали его на свой лад — Акимом. Его имя вошло в список святых, подвизавшихся в Новгородской земле. Всего в этом списке около ста имен. Собор Новгородских подвижников установили в 1981 году и празднуют в 3-ю неделю по Пятидесятнице (в этом году этот день выпал на 21 июня).
Аким Корсунянин въехал в Новгород, согласно летописям, в 991-992 году, и задача, стоявшая перед ним, была глобальной — ему предстояло возглавить молодую новгородскую христианскую общину. Таким было повеление киевского князя Владимира: крещеная Русь нуждалась в епископах, и таковые были направлены сюда Константинопольским патриархом — одним из них и был Иоаким.
Новгород встретил своего первого епископа настороженно. Приезду его предшествовали столкновения язычников-новгородцев с войском Добрыни, которого князь Владимир назначил наместником города. Добрыня одержал верх: большинство новгородцев приняли крещение в водах Волхова, но среди них продолжали языческие настроения — часть новообращенных подчинилась силе, но оставила веру в старых богов. Кроме того, как написал потом Иоаким в своей летописи (на которую ссылается историк XVIII века Василий Татищев и о подлинности которой до сих пор идут споры), многие новгородцы объявили о своем крещении, но на самом деле этого избежали.
Такие настроения были в городе к моменту прибытия первого епископа. Дружина Добрыни насаждала христианство жестко, порой прибегая к силе. Иоаким же, осмотревшись на месте, пошел другим путем – он стал проповедовать. До этого момента новгородцы мало видели ученых греков, к тому же знавших их язык. А в дружине Добрыни новую веру объясняли без затей – хватали за ремень и тащили креститься к реке. Иоаким рассказывал жителям, кто был Христос, и зачем он пошел на крест — и это многое изменило: те, кто объявляли себя христианами, но не были ими, те, кто сомневались и прятались от дружинников Добрыни — выходили из толпы и добровольно просили их окрестить.
Иоаким был епископом Новгорода около 40 лет. При нем создавались школы и храмы, при нем выросло первое христианское поколение Новгорода. В своей летописи он написал: «И главное идолище Перуна пало».
Когда Петербурга не было
Преподобный Антоний Дымский — первый в списке Санкт-Петербургских святых, включающем около 70 имен. Антоний пришел в этот край в конце XII века – тогда мало кто мог подумать, что спустя века в этих землях построят город на водах, Петербург.
Он поселился, по преданию, на озере Дымском — уйдя из новгородского монастыря в поисках молчания и уединения. Здесь он построил келью и вырыл пещеру, чтобы жить в ней зимой. Посреди озера возвышался большой валун: когда вода поднималась от дождей или паводков валун скрывался из виду, когда отступала — появлялся вновь. Этот камень преподобный Антоний избрал местом своих молитв: приплывая к нему на лодке, он мог оставаться на нем несколько дней, без сна и отдыха. Это стало началом нового вида подвижничества — столпничества на воде.
Через три года пришли к отшельнику Антонию иноки и стали жить с ним — так постепенно, келья за кельей, вырос на берегу озера монастырь: сегодня он называется Антониево-Дымский. На камне, где молился преподобный Антоний, стоит крест: паломники должны трижды проплыть мимо него, прежде чем войти в обитель. Такой обычай, по преданию, установил сам преподобный.
Празднование Собора Петербургских святых установлено в 2000 году по благословению патриарха Алексия II. Камень же, на котором молился святой Антоний, нередко называют основанием церкви в петербургской земле, вспоминая слова Христа: «На сем камне создам церковь свою».
Срок за критику материализма
1950 год — этой датой завершается список белорусских святых. В 1950 году в советском лагере скончался последний мученик из этого списка — протоиерей Матфей Крицук.
Протоиерей Матфей Крицук. Фото: sr.isa.ru
Он служил священником в окрестностях города Несвижа: с 1921 до 1939 годы эта область входила в состав католического польского государства. Тогда же начались притеснения православных христиан: повсеместно вводили григорианский западный календарь и богослужения на польском языке. Отец Матфей открыто выступал против: в 1938 году он торжественно отпраздновал с прихожанами 950-летие крещения Руси, на глазах у всех прошел крестным ходом вокруг храма — власти учинили расследование, поставили его под надзор полиции. Священнику грозило заключение, но вскоре началась война.
Он продолжал службы, когда территорию оккупировали немцы — вплоть до 1944 года, когда Несвиж освободила Красная Армия. С ее приходом он возглавил уже целое благочиние.
С обыском к отцу Матфею пришли в июле 1950 года: у него нашли книги с критикой материализма и обвинили в заговоре с целью свергнуть государственный строй. 68-летнего священника приговорили к 25 годам заключения. Он скончался в лагере в том же году.
Собор белорусских святых включает в себя около 80 имен, значительную часть его составили мученики, пострадавшие в годы репрессий. Собор установлен в 1984 году.
Традиция
Традиция вспоминать святых, подвизавшихся в отдельных регионах, существовала на Руси уже в XIX — в это время начали праздновать соборную память Вологодских и Новгородских подвижников. В конце XX века к ним добавились дни памяти подвижников и в других регионах.
Соборная память святых – это время еще раз вспомнить тех, «чьими трудами и скорбями мы теперь — православные христиане». Как сказал накануне 1000-летия Крещения Руси архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример. И ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне работает Христу».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости