Новости – Общество
Общество
Святитель Нифонт, епископ Новгородский
Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Фото: amichaelskirche.de
Его жизнь — пример для вразумления раскольников
21 апреля, 2016 07:00
5 мин
21 апреля Православная церковь вспоминает святителя Нифонта — епископа Новгородского, жившего в XII веке.
Пример его жизни нужно приводить для вразумления раскольников — в первую очередь тех, кто сегодня призывает на Украине стоять за самопровозглашенный «Киевский патриархат». В свою эпоху — когда росло недовольство греческим священноначалием — Нифонт призывал к тому, чтобы во всем следовать канонам и не отделяться от греков до тех пор, пока они явно не исказят веру.
Новгород
Он стал епископом Новгородским в 1131 году. Хиротонисали Нифонта в Киеве, где он некогда принял монашеский постриг и проживал в Киево-Печерском монастыре. Есть версия, что новгородцы после ухода на покой предыдущего епископа сами просили Нифонта к себе, зная о его мудрости и монашеском благочестии.
Прибыв в Новгород, Нифонт развернул широкое храмовое строительство. При нем в центре города построили церковь из белого камня в честь Богородицы, началась реставрация Софийского Собора — его украсили новыми иконами и обновили купола. В Новгороде, где всего полвека назад после призывов безымянного волхва горожане чуть не убили местного епископа и готовы были в массовом порядке оставлять христианскую веру, появление новых храмов и украшение старых имело целью утвердить в вере новгородцев. Недаром, как сказано в летописи, еще послы князя Владимира, вернувшись из Царьграда, говорили о том, что через красоту храмов и богослужений поняли, «что пребывает там Бог с людьми».
Одновременно Нифонту впервые пришлось вступить на политическую арену. Киев, Чернигов и Новгород были на грани междоусобной войны — тогда Новгородский епископ, согласно преданию, обратился с увещеванием к враждующим князьям. Слова его подействовали на них так сильно, что кровопролития до поры удалось избежать.
Каноничность
В 1147 году киевский князь поставил на митрополичью кафедру своего человека (им был ученый монах Климент Смолятич), не согласуя это решение с Царьградом, как того требовали правила. Нифонт выступил решительно против неканонического избрания. В этот момент стало понятно, что Новгородский епископ будет стоять на страже канонов даже под страхом смерти.
В то время русские митрополиты избирались в Греции самим патриархом и происходили сами из греков. «В России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе», — пишет историк Петр Знаменский. При этом на Русскую митрополию, по его словам, присылались даже не лучшие люди из греков: из 25 митрополитов-греков в первые четыре века существования Русской церкви не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. Была и другая причина, по которой в Киеве решено было не ехать за митрополитом в Грецию: в самом Царьграде царили смуты из-за патриаршего престола.
По решению князя Изяслава Мстиславича в Киеве собрался Собор. Шесть епископов были за то, чтобы избрать митрополита без благословения патриарха. Трое (в их числе и Нифонт как самый яркий противник) возражали, говоря, что таким образом искажаются каноны. Спор выиграло большинство. Для поставления Климента пошли еще дальше: благословение патриарха решили заменить символическим благословением частицей мощей святого Климента — эту святыню привез из Корсуни еще князь Владимир.
Нифонт назвал это решение «своевольным» и отказался подчиняться ему. За «оппозицию» князю епископа заточили в Печерский монастырь. Только два года спустя опальному священнику удалось покинуть заточение — его выпустил князь Юрий Долгорукий, взявший Киев. При Долгоруком же был изгнан с Киевской кафедры митрополит Климент — вместо него по прошению в Царьград прибыл новый митрополит из греков, утвержденный, как и требовали каноны, патриархом.
Живя на Руси, Нифонт и сам понимал, что от греков вряд ли дождешься хорошего — тем не менее верность церковным установлениям была для него важнее. Впоследствии Русская церковь обретет независимость от Царьграда. Однако во времена Нифонта, как полагают исследователи, это отделение хотя и назревало, но могло быть пагубным для русского православия: прошло меньше двух веков с момента крещения, и греки были нужны Руси своей традицией и опытом святых отцов, чтобы не произошло искажения веры.
Позже византийцы сами запятнают себя унией с католиками (1439 год). На Руси решено будет избирать митрополитов из местных кандидатов и без участия Царьграда — грекам, принявшим латинский Символ Веры и верховенство папы, перестанут доверять окончательно. В 1589 году в Русской церкви учредят патриаршество, и вслед павшему Царьграду воспрянет Третий Рим — Москва, последний оплот православной веры.
Епископ Нифонт отойдет ко Господу в 1156 году — приехав по делам в Киево-Печерскую лавру. По преданию, перед смертью к нему явится основатель киевской обители преподобный Феодосий и скажет: «Вернулся? Вот и хорошо. Отныне, брат Нифонт, неотлучно будешь пребывать с нами».
В 1549 году Новгородского епископа и защитника канонов причислили к лику святых.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости