Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Раскрытие русского языка к свободе»

Гасан Гусейнов. Кадр: ПостНаука / YouTube

Вечером 26 августа на летней сцене в парке Горького доктор филологических наук Гасан Гусейнов прочитал публичную лекцию «Глобальный язык и теория заговора»

Елена Коваленко
27 августа, 2013 15:59
10 мин
Лекции предшествовали несколько маленьких предисловий.
Заявленная тема, начал Гусейнов, не совсем филологическая. С одной стороны, язык — это сущность, которая нас всех объединяет. С другой — язык противопоставляет специалистов любителям в гораздо большей степени, чем, например, физика.
Независимо от того, чем человек занимается, у любого есть некое представление о языке, владение устной и письменной речью. Это представление создает у многих ощущение, что наука, изучающая язык и его место в жизни, служит для того, чтобы подтвердить наши исконные представления о языке или опровергнуть, рассказав взамен что-нибудь занятное. Таков общий знаменатель представлений о языке людей, которые специально языком не занимаются.
«Мы с вами живем в эпоху перемен», — продолжил лектор.
Речь идет о заметных переменах не только в социально-исторической действительности, но и в языке. При этом у большинства возникает ощущение, что язык меняется слишком быстро, что в языке появляется нечто, что можно охарактеризовать как его «порчу»: дескать, некогда был какой-то «нормальный» язык, а сейчас с ним происходит что-то тревожное.
Очень многие люди живут с ощущением, что вокруг них реализуются некий заговор, заметил Гусейнов. Они полагают, что все события, которые их сопровождают или которые они наблюдают, особенно катастрофы и катаклизмы, — результат чьего-то злого умысла.
Всего 20 лет назад россияне стали свидетелями распада СССР и отделения стран-сателлитов, что, в свою очередь, привело к изменению места русского языка в мире. Эти события представлялись финальным актом холодной войны и, как следствие, результатом всемирного заговора, из-за которого пал СССР и русский язык, поскольку изменилась его функция и политическая роль. По времени это совпало с таким лингвистическим феноменом, как засилье американизмов.
«На каком бы языке мы ни говорили, от норвежского до японского, мы услышим от встревоженных носителей языка такие слова: "Американские понятия проникают в нашу жизнь!"», — спародировал Гусейнов интонацию встревоженного носителя языка.
Многие считают, что американизмы в языке — тоже часть всемирного заговора, осуществляющегося на наших глазах и, хуже того, через нас самих, только мы не замечаем, что являемся соучастниками.
«Я бы никогда в жизни не стал заниматься этой темой, если бы не удивительное зрелище подпадания под влияние теории заговора совсем молодых людей», — объяснил Гусейнов, заметив, что сталкивался с 16-, 17- и 18-летними конспирологами.
«Поэтому я подумал, что надо такую тему действительно, как сейчас говорят, — это не американизм! это вульгаризм и очень хорошее слово — замутить!», — воскликнул лектор, перейдя к основной части лекции.
Что значит «глобальный», «глобализация»? О глобализации многие тоже говорят: «Это заговор! Американский. Хотят себе все подчинить на глобусе!»
Что-то может нас волновать «глобально», и тогда речь идет уже только о том глобусе, которым накрыта наша черепная коробка. Таким образом, получается два глобуса и определенный параллелизм между ними: «Весь мир, все знания мира, весь космос каким-то удивительным образом через слова, описывающие этот космос, находятся внутри, в маленьком глобусе, в нашей голове».
«Каждый из нас — носитель этого глобального представления о языке, и для каждого из нас глобальным языком является родной язык каждого из нас», — дефинировал Гусейнов понятие «глобального языка».
В этом плане у носителей языка есть одно удивительное свойство, о котором упоминал Платон, со всей определенностью писал один из величайших лингвистов XX века Ноам Хомский. Быть носителем подобного индивидуально-глобального языка, писал Хомский, значит, услышав что-то совершенно неизвестное, все равно понять, о чем идет речь: догадаться о значении услышанного через известные опорные точки или хотя бы построить правдоподобный образ неизвестной фразы.
Значит ли, что глобальный язык — тот, на котором говорит большинство землян? В таком случае единственным глобальным языком был бы китайский: китайцев, которые говорят, пишут или думают на китайском, как на родном, гораздо больше, чем носителей родного английского. Тем не менее, возразил Гусейнов, китайский не глобальный язык, хоть и приближается к этому статусу.
В отличие от китайского, глобален английский. Как минимум его статус определяется тем, что он является вторым обязательно изучаемым языком в мире для большинства населения Земли. А до 1933 года глобальным языком был немецкий. «Это был язык науки, литературы, философии, поэзии, язык техники и научно-технической революции, это был язык нескольких специальных наук. Отчасти до сих пор немецкий язык сохраняет статус мирового для классической филологии», — говорит Гусейнов.
В 1933-м начался стремительный упадок немецкого. В Германии пришли к власти нацисты, и немецкий язык превратился в инструмент идеологии национал-социализма. С 1933 до 1945 года он полностью утратил функции глобального и, несмотря на десятилетия интенсивной денацификации, так и не смог реабилитироваться.
Почему язык вообще может утратить глобальную функцию? Гусейнов обратился к мыслям известного российского филолога Сергея Аверинцева, говорившего, что язык, на котором перестают нести людям то, без чего они не могут прожить, обречен на утрату своих важнейших, глобальных, всемирных функций. Немецкий оказался обречен на такую роль: «Национал-социалистическая идеология подавила его и всего за 12 лет раздавила морально и во многих других отношениях носителей этого языка».
Был ли глобальным языком русский и когда?
«Конечно, он стал глобальным после революции семнадцатого года», — сказал Гусейнов. О Великой Октябрьской революции трудно говорить не идеологически, подчеркнул лектор.
Раздача революционных газет в Москве, 1917 год. Фото: фонд Государственного музея революции СССР / Фотохроника ТАСС
Раздача революционных газет в Москве, 1917 год. Фото: фонд Государственного музея революции СССР / Фотохроника ТАСС
«Но если мы посмотрим на мир после Первой мировой войны и попробуем понять, что другой мир — и третий мир, и второй — услышал из России на русском языке, то мы должны сказать, что он услышал не перезвон колоколов, не малиновый звон, он услышал не замечательную русскую поэзию, не серебряный звон Серебряного века, а он услышал Ленина и Троцкого, а потом Сталина. Мир слышал нечто — и заводился от этого! Мир заводился от идеи социальной свободы, деколонизации, освобождении от гнета», — воодушевленно говорил Гусейнов.
Появилось Советское государство, которое на карте бывшей Российской империи строило один мир, а на русском языке — за пределами России — пропагандировало и расцвечивало совсем другой: «Это сейчас мы знаем, что надо переспрашивать. Когда говорят об освобождении, задавать следующий вопрос: а это освобождение от чего? Вот от гнета, от национального!.. А какой начинается вместо него?»
При этом русский язык, на котором, начиная с семнадцатого года, «создавалось новое», был языком не только социальной, но и научно-технической революции. Думая о самых авторитетных носителях русского языка конца XIX века и первой половины ХХ, напрасно искать только среди писателей или мыслителей. Ведь среди них были и ученые с инженерами. Гусейнов вспомнил персонажа «Роковых яиц» профессора Персикова, говорившего «на особом замечательном языке русских ученых, таких как Менделеев или Павлов».
Дмитрий Иванович Менделеев был не только химиком, но и автором небольших произведений. Знаменитый ученый писал статьи о водке, кулинарии и России (Менделеев — автор крупного социологического труда «К познанию России»). «Он выдающийся писатель и мыслитель», — резюмировал лектор.
Также Менделеев был ключевой фигурой для создания почвы, на которой в первой половине XX века выросло естественно-научное знание на русском языке.
Все, что создавалось на русском в первые десятилетия советской власти, создавалось на языке, который хотели изучать во всем мире. Когда в Москву ехали молодые революционеры из Азии, Африки и Латинской Америки, свергавшие у себя колонизаторов, выгонявшие португальцев или англичан, они ехали учиться на русском языке. Для них русский был не только языком идеологии, но языком естественных и точных наук. И, в свою очередь, на протяжении XX столетия многие работы, статьи и книги переводили с русского языка на английский, немецкий, французский, японский и многие другие языки.
Однако русский не смог стать полностью глобальным. Не хватило только одного, но очень важного фактора.
«И этот фактор... он звучит очень высокопарно. Слово, которое я сейчас произнесу... мне даже страшно его говорить. Я сам себе напоминаю героя из сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина — карась-идеалист! Значит, карась-идеалист подплывает к щуке. И щука — всем понятно, кто такая щука, что за персонаж, — даже не собиралась карася есть... И вдруг карась подплывает к щуке, ему хочется ей правду сказать, и он говорит щуке: „Щука! Да знаешь ли ты, что такое справедливость?!“ Щука от удивления так разинула пасть, что даже если бы она и не собиралась съесть этого карася, карась бы влетел к ней в пасть и был съеден» — пересказал лектор Салтыкова-Щедрина.
Тем не менее ключевой фактор невозможности глобализации русского языка — это не справедливость. «Справедливости нет, мы знаем. Карась мог спрашивать. Мы, как и щука, знаем, что справедливости не существует. Но есть одно свойство, которого не хватало русскому языку. И это отсутствие свободы. Причем отсутствие свободы глубинное, всосанное носителями русского языка с молоком матери», — говорит Гусейнов.
Для большинства носителей русского языка на протяжении XX века складывалось и закреплялось представление о «субстанциональности несвободы пользования языком». Гусейнов извинился за сложность выражения, но подчеркнул, что этот факт крайне важен: «Это представление о том, что внутри твоего речевого опыта существует основополагающий изъян: ты не можешь распространить свой речевой опыт на окружающий мир безопасным для тебя образом».
Советские люди не могли произнести самое важное касательно своих интересов, не могли выступить с критикой. СССР был государством лишь частичной свободы, в котором не могли говорить прямо.
Ограничение свободы в СССР напрямую касалось и филологии. Гусейнов вернулся к идеям Ноама Хомского, лингвиста и крупного левого политического мыслителя. Хомский — последовательный, начиная с пятидесятых годов XX века, радикальный критик государства. Тем не менее в СССР все-таки переводили некоторые его работы. Но политические взгляды Хомского было принято рассматривать отдельно от его лингвистических открытий: здесь он теоретик языка, а здесь — публицист анархо-социалистических взглядов, и эти два Хомского никак не пересекаются.
Наом Хомский. Фото: Mick Tsikas / EPA ИТАР-ТАСС
Ноам Хомский. Фото: Mick Tsikas / EPA ИТАР-ТАСС
Это совершенно ошибочная позиция, считает Гусейнов: «Есть прямая связь между его представлениями о том, как существует, складывается и как реально происходит язык, как порождается речевая и мыслительная деятельность человека, и тем, как организовано человеческое общество».
В этом смысле, язык — это единственное реальное воплощение свободы в нашей жизни. Чтобы понимать окружающий мир, мы должны дать свободу своему языку. Но когда появляется человек, который говорит именно об этом, Ноам Хомский, недоброжелатели начинают причитать: дескать, Хомский рассказывает о чем-то, к языку не имеющему никакого отношения, язык — это только набор правил и представление о норме.
«А Хомский говорит: ничего подобного! Язык — не набор правил, а способность в любой ситуации увидеть норму и ее противоположность», — пояснил Гусейнов.
В данной ситуации, отметил лектор, мы сталкиваемся с удивительной вещью — нашим собственным представлением о языке как об инструменте, которым мы пользуемся. Язык — инструмент общения, научного познания, выражения своих мыслей и чувств, управления кем-то и так далее. Но язык — не только инструмент, но и тот материал, вне которого человека не существует. Язык — это одновременно то, что мы изучаем и то, посредством чего мы изучаем. «Для того чтобы эта парочка не создавала короткое замыкание, чтобы мы могли двигаться дальше, существует чужой язык», — перешел лектор к заключительной части.
Существует укорененная ошибка, что в языке есть «исконное», а есть «заимствованное».
«Абсолютная чушь», — отрезал Гусейнов.
Любой язык целиком состоит из заимствований. Можно сказать, что заимствованное — это самое главное в языке. Так, современный русский язык изнутри пророс двумя главными глобальными языками — греческим и латынью. Мы не можем буквально шага ступить, чтобы не попасть в греческое или латинское слово, эти языки управляют русским, а через него — нами.
Гусейнов привел в пример этимологию слова «норма». Это латинское слово, пришедшее к римлянам от этрусков, а к этрускам от греческого γνώμων. «Гномон» — измерительный прибор, при помощи которого можно определить прямой угол. А в русский «норма» пришла от римлян через польское посредничество.
«В цепочке чужих слов, в истории слова содержится в свернутом виде наше представление о нормальности не как о чем-то, что раз и навсегда задано и должно соблюдаться, а как о результате каждодневного изменения», — подытожил Гусейнов.
У некоторых в такой ситуации возникает вопрос: создано ли кем-то данное управляющее нами существо? Богословие отвечает, что язык — творение Всевышнего. Но с точки зрения богословия — все творение Всевышнего. Объяснение творения Всевышнего посредством творения Всевышнего ничего не объясняет: «Это очень трудно. Все равно что чистить морковку морковкой».
Из-за подобных трудностей с языком «у очень многих людей начинают разъезжаться умственные ноги». Гусейнов вернулся к изначальному вопросу: что нам надо осознать, чтобы приблизиться к пониманию изменений функций русского языка в мире, произошедших в конце XX века?
Произошло неожиданное для россиян раскрытие их языка к свободе. И к этой свободе носители оказались не готовы. «А кто готов к свободе?! Никто. Нет готовых к свободе людей. Нет таких носителей других языков, которые ждали свободы, наконец она пришла, и они ей воспользовались, как свеженарезанным салатом с маслом и уксусом», — отметил Гусейнов.
Не отдавая себе отчета, в девяностых россияне начали «глотать чужие языки свободы» — английский, русский матерный, любой язык, подвернувшийся под руку. Поэтому теперь Россию населяют не понимающие друг друга люди, для которых русский вроде родной.
Одни, например, живут в мире науки и прогресса, а наука говорит по-английски. Другие почувствовали свободу для обращения какими-то древними ценностями, которые были, как им кажется, и сто, и двести лет назад. «И вдруг на их языке появляются слова „кощунник“, „солея“, „алтарник“, „свещник“. И они не понимают тех, кто в то же время им говорит: „Слушай, не приставай ко мне, отстань“. Они не могут услышать друг друга, хотя все они — носители русского языка», — рассказал Гусейнов о двух населениях России.
«Большой русский язык вызывает тревогу, и многим начинает казаться, что на него наезжает слева и справа какой-то огромный, незнакомый, опасный, очень опасный мир», — заключил профессор.
Один из слушателей возмутился: «Как вы объясните такой факт: у меня есть один знакомый алтарник, и мы с ним вполне друг друга понимаем».
Мы живем в обществе, где определенный набор слов означает насилие, ответил лектор. В России 2013 года люди, не относящиеся к церкви, воспринимают клерикальный язык как язык угрозы, причем физической угрозы, язык угрозы свободе.
Например, двадцать лет назад понятие «глубоко верующий» имело совершенно иное значение. «А когда сейчас кто-то вам говорит: „Подождите, вот вы сейчас что-то такое сказали, а я человек глубоко верующий...“ — вы понимаете, что в его словах фраза „Я человек глубоко верующий“ — это угроза: „Попробуй меня обидь!“», — изобразил Гусейнов глубоко верующего.
«Не считаю, что глубоко верующий будет кого-то обижать», — ополчился слушатель.
«Вы так не считаете, но тут вот посадили двух молодых женщин в тюрьму из-за того, что несколько лиц, назвавших себя глубоко верующими, лжесвидетельствовали суду», — строго сказал лектор.
Другой зритель спросил о языковой политике государства. «Государство должно обеспечить высококачественное преподавание русского языка в школах и высших учебных заведениях, а также издание словарей и учебников. Во всех остальных вопросах (касательно языка. — РП) государство должно заткнуться», — ответил Гусейнов.
Аудитория зааплодировала.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ