Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Суицидальная мотивация пилота Андреаса Любица

Пять лет назад на юго-востоке Франции произошла трагедия, ставшая шоком для всей Европы
Степан Зайцев
24 марта, 2020 12:41
7 мин
Фото: News.tut.by
24 марта 2015 года во Французских Альпах разбился самолёт А320 авиакомпании Germanwings, летевший из Барселоны в Дюссельдорф. Лайнер врезался в одну из возвышенностей на скорости 700 км/ч. Шансов выжить ни у кого не было — погибли все находившиеся на борту 150 человек, включая виновника — 27-летнего второго пилота Андреаса Любица.
Трагедия в Альпах потрясла всё европейское общество и авиационные власти ЕС. Обстоятельства катастрофы и суицидальная мотивация Любица до сих пор слабо укладываются в голове.
«Преднамеренное убийство»
Расследование причин крушения самолёта проводили французские и немецкие власти. Версия о вине второго пилота нашла подтверждение уже в первые дни после трагедии. 26 марта 2015 года прокуратура Марселя возбудила уголовное дело против Любица «о преднамеренном убийстве».
В комментарии журналистам прокурор Брис Робин подчеркнул, что лётчик сознательно направил самолёт к земле. Любиц перевёл автопилот в режим снижения, дождавшись, когда командир воздушного судна (КВС) покинул кабину. Заметив снижение лайнера, лётчик попытался прорваться на рабочее место, отчаянно ломал дверь, но так и не смог предотвратить катастрофу.
Как рассказал Робин, записи «чёрного ящика» А320 свидетельствуют о том, что Любиц действовал хладнокровно, и о его злонамерениях никто не подозревал, кроме КВС, спохватившегося в самый последний момент. По словам прокурора, крики напуганных людей были слышны только перед соприкосновением с землёй. Смерть членов экипажа и пассажиров была мгновенной.

Прокуратура Марселя и Дюссельдорфа объяснила катастрофу А320 психическим состоянием Любица. Лётчик посещал психиатра, принимал антидепрессанты, жаловался на приступы тревоги и проблемы со зрением (молодой человек плохо различал цвета)

В начале марта 2016 года газета Bild опубликовала записку, которую Любиц сделал за две недели до полёта. Пилот жаловался на прогрессирующую слепоту, недосып, постоянный стресс, непонимание психологов. Антидепрессанты, как считал лётчик, не помогали ему. Перед суицидом он увеличил их дозу в два раза.
Состояние Любица усугублялось расставанием с подругой и проблемами с потенцией, которые по понятным причинам создавали ему массу комплексов в сексуальной жизни и отношениях с противоположным полом. Девушка говорила о том, что лётчика периодически посещали мысли о совершении поступка, который сделает его всемирно знаменитым. Также Любиц якобы просыпался с криком: «Мы падаем!».
Согласно изученным записям домашнего компьютера второго пилота, незадолго до катастрофы он искал в Интернете способы самоубийства. В частности, Любица интересовала возможность «быстрой смерти» с помощью ядов, но, видимо, в последний момент немецкий лётчик сделал другой выбор…
Цена врачебной тайны
По сути, трагедия произошла из-за принципа врачебной тайны. Психиатры, у которых в частном порядке наблюдался Любиц, не стали сообщать его работодателю о психических проблемах пациента. Сам лётчик-самоубийца тщательно скрывал депрессию от коллег и медиков, проверявших его годность к полётам. Знакомые Любица характеризовали его как спокойного и дружелюбного человека, довольного своей работой в Germanwings.
В июне 2016 года один из родственников погибших Клаус Раднер подал иск на врача Любица, который диагностировал у него психическое расстройство и не уведомил Germanwings. Однако в январе 2017 года прокуратура Дюссельдорфа закрыла дело Любица, установив, что ни врачи, ни работодатель не могли знать о депрессии лётчика.

Психологи объясняют суицидальную мотивацию второго пилота истероидностью — расстройством, которое в основном свойственно подросткам или представительницам слабого пола. Оно выражается в навязчивом желании человека продемонстрировать собственную значимость через совершение акта протеста, который непременно вызовет резкую эмоциональную реакцию окружающих

Можно предположить, что незадолго до катастрофы застенчивый Любиц подобно маньяку наслаждался ощущением того, что в его руках (в буквальном смысле этого слова) находятся жизни полутора сотни людей. Это чувство опьяняло его больное сознание 27-летнего пилота, израненное неудачами в личной жизни и постоянным сексуальным дискомфортом. Возможно, из-за этого с таким хладнокровием лётчик направил самолёт в одну из гор Французских Альп.
Авиационная психология
Крушение А320 вызвала в Европе дискуссию о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить подобные трагедии. На первый взгляд инцидент с Любицем — экстраординарный. С другой стороны, он невольно наталкивал на мысль о том, что определённое количество пилотов, подобно лётчику-самоубийце из Germanwings, могут успешно скрывать свои проблемы с психикой.
В конце концов, 70-80% катастроф и аварий в гражданской авиации происходят из-за человеческого фактора. Как правило, лётчики в силу разных обстоятельств не справляются с управлением в ситуациях, которые даже не требуют каких-то чрезвычайных мер. Если говорить про вину пилотов, то зачастую к трагедиям приводят нарушения инструкций из-за нестабильного психоэмоционального состояния.
Исследования, посвящённые пресловутому человеческому фактору в гражданской авиации и, в частности, авиационной психологии, насчитывают ни один десяток лет. К большому сожалению, после распада СССР данная область знаний в нашей стране лишилась фундаментальной государственной поддержки, став в основном уделом учёных, работающих в частных организациях и профильных государственных вузах.
Исследования в сфере человеческого фактора сводятся в основном к физиологической составляющей медицинской экспертизы, проходящей, как правило, один раз в год или реже. В России и на Западе пилоты не проходят регулярного тщательного психологического тестирования и проверок на когнитивные способности, которые позволяют как раз наиболее глубже оценить психическое состояние.
Безусловно, подавляющее большинство пилотов во всех странах мира — совершенно адекватные люди, полностью отдающие себе отчёт в ответственности, которая на них возложена. Лётчики прекрасно справляются со своими обязанности даже в момент утомления, моральной и физической усталости.
Тем не менее, не было бы лишним добавить к предполётному осмотру, где проверяются пульс, давление, общее состояние здоровья лётчика, экспресс-тест на когнитивные способности. Ранее данный метод проверки был разработан российскими специалистами, но до сих пор не используется авиакомпаниями.

Наиболее очевидной причиной отсутствия системного подхода к психологическому и психическому контролю пилотов является нежелание государства и авиакомпаний вкладывать деньги в новые разработки, которые не могут, конечно, гарантировать безопасность полётов, но способны уменьшить вероятность фатальной ошибки и ликвидировать повторение трагедии в Альпах

Появление дополнительных тестов неизбежно отразиться на цене билетов. При этом авиакомпании постоянно идут на компромисс между безопасностью и прибылью. Перевозчики стараются экономить, платить сотрудникам достойную зарплату и при этом сокращать риск в сфере безопасности. Естественно, что на некоторые меры, сопряжённые с ростом расходов, авиакомпании никогда не пойдут.
темы
7 мин