Новости – Люди












Люди
«Я до приговора свидания не дам»

Михаил Косенко в суде, 15 февраля 2013 года. Фото: Александр Щербак / Коммерсантъ
Пострадавший на Болотной площади омоновец не явился на судебное заседание по делу Михаила Косенко
20 мая, 2013 14:17
4 мин
В Замоскворецком суде в понедельник состоялось очередное заседание по делу 37-летнего инвалида Михаила Косенко, которого обвиняют в участии в беспорядках и насилии в отношении представителей власти 6 мая 2012 года. Сторона обвинения требует признать его невменяемым и отправить на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Во время заседания выступил только представитель фирмы, устанавливавшей на Болотной площади биотуалеты. Кроме того, были зачитаны письменные материалы из дела.
«Я не желаю, чтобы мое изображение появлялось у вас в блокноте!» — бросает девушке в зале прокурор Иванова, невысокая женщина с залысиной на затылке. Говорит она невнятно и очень тихо. Из всех свидетелей, которые прокурор Иванова просила вызвать в суд, явился только Рустам Сибгатулин, представитель ООО «ЭкоУниверсал», признанного потерпевшим по «болотному делу».
Сибгатулин рассказал суду, что его компания выиграла конкурс на обеспечение биотуалетами московских площадей во время репетиций к параду Победы и во время самого парада. В разных местах Москвы туалеты были установлены 22 апреля и простояли до 9 мая. Из установленных «ЭкоУниверсалом» туалетов 35 штук находились в разных местах Болотной площади, в том числе и 6 мая. Они не были привезены туда специально к демонстрации и оставались на площади после репетиции парада, проходившей там утром.
По словам Сибгатулина, 6 мая кто-то из знакомых, смотревших новости, позвонил ему и сказал, что «там на Болотной ваши туалеты ломают». Вечером, когда кабинки биотуалетов привезли на базу (их увозят каждый вечер, чтобы чистить и сливать накопившееся), оказалось, что шесть из них повреждены. У кабинок была промята крыша и поломаны крепления дверей и стенок. «Они пластиковые и ремонту не подлежат. В таких случаях туалет списывается», — рассказал Сибгатулин, коротко бритый мужчина в салатовой футболке.
Стоимость испорченных кабинок и общую сумму ущерба, понесенного ООО «ЭкоУниверсал», свидетель смог вспомнить лишь приблизительно, поэтому соответствующие документы были зачитаны прокурором из материалов дела. Согласно этим документам, остаточная стоимость каждой из этих шести кабинок в мае 2012 года составляла 12 300 рублей. Общий ущерб за шесть списанных кабинок составил 73 800 рублей.
Как рассказал Сибгатулин,
Поскольку другие свидетели не явились, прокурор Иванова стала зачитывать письменные материалы из уголовного дела. Начала она с протокола осмотра ролика «Грани-ТВ», который является основным – помимо показаний омоновцев – доказательством вины Михаила Косенко. Как и остальных фигурантов «болотного дела», Косенко обвиняют в участии в «массовых беспорядках» (ч. 1 ст. 212 УК РФ). При этом он единственный из фигурантов, кто проходит по ч.2 ст. 318 УК РФ — применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти.
По версии следствия, на видео «Грани-ТВ» запечатлен момент, когда демонстранты избивают омоновца Александра Казьмина, и удары бойцу, по версии следствия, наносит и Косенко. Этот ролик доступен в сети, и на нем действительно можно рассмотреть, как перед цепочкой демонстрантов мужчина с бородкой и в белой рубашке держит за голову склоненного омоновца — по-видимому, Казьмина. За спиной этого мужчины стоит Михаил Косенко в красной рубашке и черной куртке. Правой рукой он как будто придерживает омоновца за одежду.
В ту же секунду слева появляется человек атлетического сложения в черной маске – это уже осужденный по «болотному делу» подмосковный предприниматель Максим Лузянин – и, схватив Казьмина за шею, валит его на асфальт. На видео заметно, что Косенко тянется вслед за омоновцем, но разобрать, наносит ли он ему удар, невозможно: кадр заслоняет другой боец ОМОНа. Все эти события на видео длятся около десяти секунд.
Каким образом Косенко применяет на этой записи опасное для здоровья бойца Казьмина насилие, остается неясным. Другой участник этой сцены Максим Лузянин полностью признал свою вину: его дело рассматривалось в особом порядке, и он получил 4,5 года тюрьмы. При этом Лузянина судили по ч.1 ст. 318 УК (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья полицейского).
Затем прокурор зачитала осмотр видео телеканала «Russia Today», на котором запечатлен момент задержания Косенко: несколько омоновцев валят его на землю и волокут, а также описание фотографий со сценой нападения на Казьмина. На фотографиях тоже не видно момента, когда Косенко, согласно обвинительному заключению, нанес омоновцу «не менее одного удара рукой и не менее одного удара ногой».
Также был зачитаны выводы судмедэксперта, осматривавшего Казьмина. Согласно этому заключению, сотрудник полиции получил «телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы: ссадины лобной области, сотрясение головного мозга». Эти повреждения образовались в результате «ударно-скользящих воздействий тупого твердого предмета либо при ударах о таковые» и вызвали «кратковременное расстройство здоровья продолжительностью менее 3-х недель», а потому «расцениваются как причинившие легкий вред здоровью».
Кроме того, прокурор огласила протокол опознания Косенко омоновцем Сергеем Лукьяновым, а также протокол проверки на месте показаний Лукьянова и бойца Казьмина. Адвокаты обвиняемого возражали против оглашения этих материалов, поскольку в них содержатся показания свидетелей и потерпевшего.
«Фактически это нарушает принцип непосредственности судебного разбирательства, нарушает принцип равноправия и состязательности сторон. Поэтому я считаю, что суд сегодня проявил явно предвзятую позицию и обвинительный уклон», — после заседания прокомментировал «Русской планете» адвокат Валерий Шухардин. По его словам, оглашение этих материалов может готовить почву к тому, что свидетели-омоновцы вообще не явятся в суд и не будут давать показания.
Судья Людмила Москаленко от аргументов адвокатов просто отмахнулась. Процессом она явно тяготится, ее голова почти всегда сонно подперта рукой, края ее губ глубоко запали вниз, а слова адвокатов она часто даже не удостаивает ответа — только смотрит неодобрительно.
После оглашения этих материалов заседание закончилось. Прокурор Иванова в очередной раз попросила вызвать в суд представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЦАО, который якобы понес ущерб в 28 млн рублей, ремонтируя асфальт после «массовых беспорядков». Также она попросила суд обеспечить явку пострадавшего омоновца Александра Казьмина, пострадавшего пенсионера Валентина Яструбинецкого и свидетелей-омновцев Сергея Лукьянова и Максима Санаева.
Следующее заседание Замоскворецкого суда по делу Косенко назначено на 16 часов 29 мая.
«Судя по тому, как сегодня выглядит Михаил, самочувствие у него ухудшается – отсюда этот неряшливый вид и постоянные вскакивания. Он устал, он морально измотан», — рассказывает Ксения Косенко, сестра подсудимого. Она законный представитель Михаила Косенко, но в СИЗО ее не пускают. По словам Ксении, с начала судебного процесса судья Москаленко не реагирует на ходатайства и прямо ей сказала: «Я до приговора свидания не дам». Со своим братом Ксения Косенко не виделась с ноября.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости