Новости – Люди












Люди
В пытках нашли нарушения УПК

Обвиняемые по делу о пытках в отделе полиции «Дальний» в здании Приволжского районного суда Казани. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Суд о пытках в казанском отделе полиции "Дальний" так и не начался, дело вернули в прокуратуру
23 июля, 2013 10:53
2 мин
UPD: 16:40
Во вторник Приволжский суд Казани вернул в прокуратуру уголовное дело о пытках в отделе полиции «Дальний».
Как сообщили «Русской планете» в Казанском правозащитном центре, представляющем интересы потерпевших, судья Александр Щелыванов возвратил уголовное дело для устранения нарушений.
Щелыванов решил, что нарушения Уголовно-процессуального кодекса неустранимы в судебном заседании. При этом представители прокуратуры, потерпевшие и их представители просили суд отказать в удовлетворении ходатайства обвиняемых.
Щелыванов решил, что нарушения Уголовно-процессуального кодекса неустранимы в судебном заседании. При этом представители прокуратуры, потерпевшие и их представители просили суд отказать в удовлетворении ходатайства обвиняемых.
«Очевидно, что это не способствует быстрому рассмотрению дела. Мы будем обжаловать сегодняшнее решение суда в Верховный суд Татарстана, -- говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов, представляющий интересы четверых потерпевших, -- Так же намерена поступить и прокуратура».
Приволжский суд Казани во вторник должен был начать рассмотрение уголовного дела о пытках в отделе полиции «Дальний».
Ранее рассмотрение уголовного дела было отложено из-за неявки в суд некоторых потерпевших и адвоката.
В понедельник также стало известно о том, что один из потерпевших по делу «Дальнего» может не явиться в суд. Глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков сообщил 22 июля в твиттере, о том, что он исчез.
«Один потерпевший по делу "Дальнего" внезапно пропал. Хрунова (адвокат Ирина Хрунова – РП) его вытаскивала из полиции весной. А тут исчез, якобы, в СИЗО, но и там нет», — написал Чиков.
В скором времени потерпевшего действительно нашли в следственном изоляторе. Туда его поместили из-за того, что он якобы украл за несколько дней до суда две бутылки коньяка из магазина. Подробности его дела в ближайшее время выяснит общественная наблюдательная комиссия за местами принудительного содержания граждан.
Уголовное дело о пытках в отделе полиции «Дальний» суд начал рассматривать в июне в закрытом режиме. Закрытость заседаний объяснялась тем, что в ходе процесса могут разгласить сведения, унижающие честь и достоинство потерпевших. Руководитель КПЦ Игорь Шолохов, представляющий интересы четырех пострадавших от пыток в отделе полиции, безуспешно пытался обжаловать это решение в Верховном суде Татарстана.
Дело о полицейском произволе расследовалось Следственным комитетом с 2012 года по статьям «Превышение должностных полномочий с применением насилия» (ч. 3 ст. 286 УК РФ) и «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего» (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
На скамье подсудимых оказались замначальника отдела угрозыска 25-летний Алмаз Василов, начальник отдела угрозыска 31-летний Айнур Рахматуллин, начальник криминальной милиции, замначальника отдела полиции 26-летний Фаиль Сабирзянов, оперуполномоченные 25-летний Рамиль Ахметзянов, 24-летний Ильнар Ибатуллин, 29-летний Амир Шарафуллин, 28-летний Александр Фадеев, 23-летний Денис Васильев, сообщает сайт КПЦ. По решению суда семь человек находятся под стражей, еще один — под подпиской о невыезде.
Никто из бывших полицейских свою вину не признал.
Еще двое сотрудников полиции, Ильшата Гарифуллина и Рамиля Нигматзянова, суд приговорил раньше соучастников. Их признали виновными лишь в незаконном задержании жителя Казани Сергея Назарова. Именно с дела Назарова, которого 9 марта 2012 года до смерти запытали в «Дальнем», насилуя бутылкой от шампанского, и началось расследование дела.
Гарифуллина получил 2,5 годам колонии, а Нигматзянова — 2 года. Бывший начальник «Дальнего» Ильгиз Ахметзянов предстанет перед судом позже своих подчиненных из-за болезни.
Как установил Следственный комитет, сотрудники «Дальнего» наладили определенную схему, по которой добивались от своих жертв признательных показаний. Если в производстве отдела было уголовное дело о нераскрытой краже, полицейские вызывали в отдел человека, которого просто назначали виновным. Сотрудники полиции предлагали случайному гражданину признаться в совершении преступления, а в случае отказа фальсифицировали в отношении него административный материал, по которому человека сначала задерживали, а в последующем и арестовывали.
«После этого начиналась самая чудовищная часть их преступной деятельности. Оперативные сотрудники любой ценой пытались добиться признательных показаний, в том числе, применяя физическую силу. Некоторые, не дожидаясь пыток, признавались сразу, а четверо из задержанных, в том числе, умерший после допроса Сергей Назаров, отказались от самооговора. И вот к таким несговорчивым применялась пытка бутылкой», — говорится в сообщении Следственного комитета.
Самыми жестокими сотрудниками «Дальнего» оказались Рахматуллин, Сабирзянов и Василов. Последнего следователи считают самым жестоким в отделе: ему вменяется наибольшее количество эпизодов преступной деятельности.
«От безнаказанности сотрудники обнаглели до такой степени, что применяли насилие с целью получения нужных показаний не только в отношении подозреваемых, но и в отношении свидетелей и даже потерпевших. В ходе расследования данного дела следователями была изучена вся деятельность сотрудников отдела за три года, в ходе чего выявлено 14 преступлений», — сообщили в СКР.
В результате скандала отдел «Дальний» расформировали, а глава МВД Татарстана Асгат Сафаров ушел в отставку. Впрочем, спустя несколько месяцев он был назначен вице-премьером правительства республики.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости