Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Страховщики опять лезут в карманы водителей

Тарифы на ОСАГО снова повышаются
Елена Грекова
23 марта, 2015 16:13
5 мин
Передвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы. Фото: Артем Житенев/РИА Новости
Совет директоров Банка России решил поднять базовый тариф по ОСАГО на 40%. Такое решение регулятор принял по просьбе страховщиков. Страховые компании уверяют, что работа с ОСАГО приносит одни убытки, которые еще больше возросли в кризис. В Федерации автовладельцев России  (ФАР), напротив, считают, что страховщики должны взять издержки по выплатам ОСАГО на себя и заплатить из своей прибыли, а не перекладывать их на граждан.
Убытки, которые якобы несут автостраховщики, работая с ОСАГО, стали главным аргументом, чтобы повысить тарифы. Крупные страховые компании давно пытались пролоббировать повышение тарифов на этот вид страховой деятельности, и в октябре 2014 года им это удалось, ЦБ повысил базовый тариф на 23–30%. Сумму возмещения по ОСАГО увеличили с 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего. Планку тарифа планировалось поднять еще на 30%, но в итоге регулятор принял другое решение.
«Повышения в 23–30% оказалось недостаточно, рост практически сразу "съела" инфляция, и убыточность тут же "поползла верх", — говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — А тут еще кризис, падение рубля, резкое удорожание импортных комплектующих и лакокрасочных материалов. В итоге, чтобы покрыть расходы страховщиков, стоимость полиса ОСАГО в среднем увеличится на 41–60%».
Трудно поверить, что страховые компании долгие годы работали себе в убыток. «ОСАГО — наиболее интересный сегмент для любого страховщика», — подтверждает директор по развитию "1Капиталь" Дмитрий Соломников. Согласно данным РСА, общие сборы страховщиков по ОСАГО в 2014 году превысили 150 млрд рублей. В то же время объем выплат составил 88,8 млрд руб., то есть чуть более чем 58% от суммы сборов. По словам депутата Госдумы Игоря Лебедева, полисы ОСАГО и так слишком дороги и приносят страховым компаниям «очень большие деньги».
В ответ на обвинения в жадности страховщики обещают, что доходы, полученные от увеличенных тарифов, пойдут не на их нужды, а прежде всего на повышение качества обслуживания автомобилистов. «Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками», — заверил Юргенс. Автомобилисты в такие обещания не верят. На их стороне стоит и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в которой отмечают, что качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями в рамках работы с полисами ОСАГО, давно оставляет желать лучшего. И со временем ситуация становится только хуже.
«Несмотря на то, что общее количество нарушений на страховых рынках за последние годы снижается, острой проблемой остается растущее количество жалоб на нарушения на рынке ОСАГО, — констатировал заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, чаще всего основанием для жалоб автомобилистов становится «отказ от заключения договора ОСАГО без приобретения дополнительных добровольных услуг». По словам Соломникова, сейчас на рынке немало игроков, которые живут за счет дополнительных услуг к полису ОСАГО — либо продажи КАСКО, либо работы с базой пользователей ОСАГО и продажи им более дорогих услуг, например, страхования жизни.
«За все время существования ОСАГО страховые компании зарекомендовали себя как недобросовестные участники рынка. Все автовладельцы знают, что в случае возникновения страхового случая автомобилисты сталкиваются с огромными проблемами по получению законно причитающихся им выплат, — говорит вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов. — Мы так и не увидели актуарных расчетов, которые проводил Банк России, и не понимаем, куда ушли сверхприбыли страховых компаний, которые они получили за счет сборов по ОСАГО за предыдущие периоды». Клевцов опасается, что тарифы повысят, но выплаты не вырастут.
«Страховые компании постоянно становятся объектами судебных разбирательств и несут в связи с этим огромные судебные издержки. Эти издержки страховщики перекладывают на своих клиентов, — говорит Дмитрий Клевцов. — Если бы страховщики качественно администрировали свой бизнес, автовладельцам не пришлось бы оплачивать их издержки, и тарифы не были бы такими драконовскими».
Деньги, собранные по ОСАГО, должны уходить на счета регулятора, то есть на счета Банка России, считает Клевцов, а страховщики должны выступать только операторами: собирать эти деньги и получать свои честные 23%, которые полагаются им за администрирование и оформление полисов согласно постановлению правительства. Тогда у них не будет повода и технической возможности занижать выплаты по ОСАГО или вообще в них отказывать, считает вице-президент ФАР.
 «У меня нет оснований не доверять Минфину, который говорит, что автострахование вполне прибыльный бизнес, — говорит зампред общественного совета ГУ МВД по Москве Виктор Травин. — Минфин последние два-три года утверждает, что страховщики не выплатили и половины из того, что они собрали за ОСАГО. Страховщики же заявляют, что этот бизнес убыточный. Беда в том, что страховые компании изначально положили слишком много денег себе в карман, а теперь начали соображать, что резервов им не хватает. Надо было изначально разумно строить свой бизнес, тогда бы он и не стал убыточным. За последние годы бизнес автострахования у нас практически погиб. И дальше будет только хуже».
темы
5 мин