Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Старые отмёрли, молодые уехали»

Васса Доронина. Фото: Юлия Сугуева

Корреспондент «Русской планеты» побывала у последних старообрядцев Дагестана — в селе Некрасовка

Елена Коваленко
20 ноября, 2013 09:43
8 мин
 
Некрасовка расположена всего в 20 километрах на восток от Кизляра, но добраться сюда непросто — в село не ходит общественный транспорт. На кизлярском вокзале советуют сесть в автобус до Кардоновки — центра сельского совета, в который входит и Некрасовка, доехать до поворота и еще 10 километров грунтовки преодолеть пешком или дожидаться редких попуток.
Саманный беленый дом, три окна с голубыми наличниками и низкий деревянный заборчик с надписью «Продается». Нас встречают голубоглазая старушка в белом платочке и зеленом халате и женщина помоложе — в домашнем брючном костюме с коротко стриженными крашеными волосами и яркими ногтями. Это Васса Васильевна Доронина, староверка, старейшая жительница Некрасовки, и ее дочь Анастасия Юдина.
В доме у Дорониной светло и чисто: красный угол с темными, неузнаваемыми иконами под вышитым рушником, большая кровать, стол, старенькие телевизор и шкаф. Старушка садится под образа, и сразу отказывается от печенья, купленного в магазине по соседству.
— Так сейчас Успенский пост, — строго говорит она.
— И вы держите?
— Конечно, — серьезно отвечает старушка.
Ей 85, она почти на десять лет старше самого села.
Доронина из некрасовцев — потомков донских казаков, покинувших Россию в начале XVIII века.
«Староверы бежали еще в XVII веке, когда Никон в патриарх пришел и перековеркал веру, а кто сильно за веру был — тех жгли, да били. И был такой Игнат Некрасов — военный, он староверов перевел через Дунай, и так пошли они странствовать: и в Турции, и в Румынии жили, и в Бессарабии, и в Болгарии, и в Австро-Венгрии — и везде свои корни оставляли», — рассказывает она.
«Потом наши стали возвращаться в Россию. Еще до революции, в 1911 году, пришел пароход из Турции, который привез староверов в Новороссийск. Они поселились в месте, где сейчас Сочи. Им давали дома, но они отказались — ушли подальше в горы. Было за Адлером местечко — Бухта называлась (ныне Нижне-Имеретинская бухта), там раскорчевали лес и поселились. А лет через десять переселились в Донскую область, туда и приехали мои родители в 1925 году. Я там рожденная», — рассказывает Васса Васильевна.
Из Донской (нынешней Ростовской) области староверы, по ее словам, бежали от коллективизации — на совете решили в колхозы не вступать и снялись всей общиной. Кто поехал в Одесскую область, кто на Кубань, а около 100 семей уехали в Дагестан. В 1932 году основали село километрах в семи от нынешней Нерасовки.
«Помню, как мы в Камышах жили, — продолжает Васса Васильевна, — рядом вода была — хорошо для рыбалки, поэтому отцы там поселились, но речка Кардоновка нас постоянно затапливала — по дворам на каюках ходили. Тогда власть дала нам земли прямо подле Кизляра, но мы облюбовали себе тут бугорок и в 1936 году основали это село — Некрасовку. Так назвали, потому что нас некрасовец из России вывозил — где б мы ни жили — везде называем села в честь нашего предводителя. Везде, где Некрасовки — это наши люди».
В 1938 году коллективизация пришла и в Дагестан, но некрасовцы бежать уже не стали и вступили в колхоз «Красный восход».
«Работа в колхозе была тяжелая и, понятно, никто за нее не платил. Я в 11 лет пошла работать, а как пришла война — трудились с утра до ночи, не покладая рук — и все для фронта. Корни алтей-травы копали — лекарство для солдат, ночью вязали варежки и носки. Себе на пропитание выращивали кукурузу — выживали как могли».
На фронт ушли только те некрасовцы, которые родились в России. Остальные же гражданства не имели и считались турецкими поданными, поэтому на службу их не брали. В апреле 1949 года староверам выдали наконец советские паспорта. В том же году Васса Васильевна вышла замуж за Федора Петрокеевича Доронина.
Старушка приносит из другой комнаты фотографии: на одной молодая пара — Васса Васильевна с мужем, на другой — большое семейство Дорониных в традиционной одежде староверов.
— Раньше как было, наши ходили совсем как мусульмане: женщины закрытые, а мужчины с бородой. Сейчас все это ушло, — говорит она.
— А не осталось у вас старых костюмов, может, сохранились?
— Не-е-ет, — тянет старушка. — А зачем, кому оно надо?
Из «старого» в доме Дорониной только иконы.
Дом Вассы Дорониной. Фото: Юлия Сугуева
Дом Вассы Дорониной. Фото: Юлия Сугуева
​— У нас они (иконы. — РП) передаются из поколения в поколение. Вот тут у меня икона Покрова Богородицы и Иоанн Креститель. Их родители из Турции привезли, а когда и где они были писаны, даже и не знаю.
— А что, в советское время можно было иконы держать, молиться? Не было гонений?
— Как же не было? Вот именно что было. Как в сороковых запретили попов, они и разбежались, а старики не бросили — ходили ночами в комнатах и молилися. Сколько был Советский Союз, столько и были гонения. Это большая ошибка была — веру никогда не надо ни навязывать, ни запрещать. Нас вот с детства родители учили вере. Они жили не при гонениях. И в том хуторе, в Камышах, была церковь с колоколами, и попы были. А здешнюю церковь развалили в 40-х годах. Потом только отстроили, в 80-х, — рассказывает Васса Васильевна. — Но и в советское время мы молились, а кто партийный, того гоняли, а мы простые люди, нам никто не запрещал иконы в домах держать.
— Да и не было истовых староверов в партии. Лично мне мать запрещала и в октябрята вступать, и в пионеры, и в комсомол. Это по их правилам нельзя было, но мы все равно тайком вступали, — вставляет дочь.
А два сына Дорониной и вовсе вступили в партию.
«А кто будет слушать как по вере? Если я говорю одно, а в школе другое. Школа против веры шла, а кого они будут слушать? Там где легче, лучше, так они и повыросли», — говорит самая старая жительница Некрасовки.
Правда, сыновья ее, несмотря на партийность, обвенчались с женами, а снохи перед замужеством крестились по-староверски — с троекратным погружением в воду.
«Они же не крестуют, а обливают, а у нас надо с головой три раза окунать — хоть маленький, хоть большой, а этих мы обливанцами называем, у нас так не делается. Но теперь староверы отсюда по всей России разбрелись. Больше в Дагестане нигде нас нет, старые отмёрли, молодые уехали. Было старообрядчество, да вышло все», — вздыхает старушка.
Сама Доронина тоже скоро уедет, если дочери удастся быстро продать дом.
Екатерине Петуховой 66 лет, ее родители из первой волны переселенцев, а сама она родилась уже в Некрасовке. Хата у нее слегка покосившаяся — из-за прошедшего в 2002 году наводнения, а двор захламленный — по нему как бесхозные кошки разгуливают худые индоутки и куры.
От уже смятого в рюкзаке печенья хозяйка вежливо отказывается — тоже постится. И предлагает нам поесть постного супа.
«Вот говорят, что староверы даже если их попросят, не дадут иноверцу воды напиться, а если и дадут, то потом разобьют чашку, из которой он пил. Это неправда. Нам мама всегда говорила, что это большой грех — не дать воды, да и посуда какая дорогая, как тут ею разбрасываться. Может, где и есть такие, но у нас такого не водится, — Петухова крестит хлеб. — Нас учили, что надо перекрестить, это ведь не мы печем, а мусульмане пекут, ну и вообще хлеб любит, чтобы его крестили».
Екатерина и Анна Петуховы. Фото: Юлия Сугуева
Екатерина и Анна Петуховы. Фото: Юлия Сугуева
Она раскладывает на столе старообрядческие книги, брошюрки и собственную рукописную книжечку — 30-страничную «Летопись села Некрасовка». Ее лет десять назад женщина писала для местной школы, где уже 40 лет работает библиотекарем.
— Сейчас я ухожу и книгу заберу. Никому она тут уже не нужна. Наших почти не осталось, — сокрушается Петухова.
В конце 1970-х в селе появились первые дагестанцы из горных аулов — националы, как их называют староверы.
«В 1978 году начали понемногу приезжать, а в 2000 году нахлынули, была вроде программа какая-то — с гор спустить, даже некоторых принуждали, как в советское время. И тут люди чуть ли не даром дома отдавали, была как паника. А когда Кизляр чеченцы захватили (теракт Салмана Радуева в Кизляре в 1996 году. — РП), стали русские убегать, и отсюда староверы тоже. Сейчас тут в основном даргинцы, да аварцы живут», — говорит женщина.
По данным последней переписи 2010 года, в Некрасовке проживают 604 человека. Такие цифры приводит и Петухова по своей хозяйственной книге. «Когда село разрослось, тут было 160 дворов, и все наши, а теперь русских только 30 дворов осталось, из них 20 — староверы. Всего-то 30 стариков», — говорит она.
Примерно столько же человек может поместиться и в местную церковь, здесь теперь священник из города Приморско-Ахтарск Краснодарского края — владыка Созон, Петуховой он не нравится, поскольку представляет одно из конкурирующих направлений в Русской древлеправославной церкви, к которой относятся и казаки-некрасовцы.
Раскол в ней произошел в 1999 году, когда от РДЦ отделилась Курская епископия во главе с епископом Апполинарием Дубининым, в дальнейшем противоречия между разными направлениями только усилились.
«Раскол — грех великий. У них небольшая паства, ну и мы тут заблудшие — я за патриарха Александра, но сейчас хожу к Созону. А что делать? Умрешь — не будут ни читать, ни отпевать, ничего. Вот у нас женщина умерла месяц назад, а она с мужем не повенчалась — сама староверка, а он нет. Так над ней читали сестры и дочка втроем — и все, без священника», — говорит Петухова. По ее же словам, в отсутствии священника местные женщины вели службу самостоятельно.
Решение поговорить со священником Петухова не одобряет, но объясняет, как дойти до церкви. На пути к храму кладбище со старообрядческими деревянными крестами, покрашенными в нежно-голубой цвет с жестяными табличками. На тех, что поновее, встречаются и фотографии. Есть могилы добротные — с камнями, большими портретами, огражденные заборчиками. Правда, таких всего три штуки.
Сама церковь Некрасовки оказывается простым домом с крестом на крыше. На стук в дверь нет никакой реакции, но на крик «Есть кто в церкви?» из двери выскакивает подвижный бородатый старичок в засаленной подпоясанной рубахе с огромной заплатой на плече — настоящий такой, фольклорный старовер.
— Я не Созон, я Порфирий, — объясняет он.
Порфирию Скачкову 65 лет, родился в Некрасовке, но после службы в армии уехал жить в Грузию. И вот совсем недавно вернулся в родное село. Видно, что живущий отшельником Скачков рад поделиться своими мыслями: о крещении Руси, святых иконах и правильном образе жизни.
Первая же попытка его сфотографировать вызывает у Порфирия протест. «Нельзя меня фотографировать и записывать нельзя. Не то что я боюсь — грех это», — говорит старик и пытается привести свои аргументы, сводящиеся к тому, что фотографии похожи на иконы.
Только к вечеру удается найти священника Созона, грузного, бородатого мужчину лет сорока пяти. Он также сразу предупреждает, что его нельзя ни фотографировать, ни записывать на диктофон. Рядом, подбоченясь, становится полная круглолицая селянка — родственница Созона. Пройти в дом или во двор не предлагают, всем видом показывая, что разговор будет короткий.
«Приехал для восстановления прихода, мужиков почти не осталось, а женщинам не под силу самим тянуть службу», — нехотя отвечает он на вопросы, нетерпеливо покачиваясь.
«Службы идут по субботам и воскресеньям с часу до шести», — кратко говорит он, а вопрос о числе прихожан попросту игнорирует. За него отвечает на обратном пути Петухова: «Три-четыре женщины. В праздники еще две из Кизляра приезжают, а на Рождество и Пасху до девяти человек. Прийти хотите?». В это время к Петуховой заходит родственница Созона и передает его наказ: приезжим на службу не приходить.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ