Новости – Общество
Общество
Станкостроительный застой
Сборка обрабатывающего центра в цехе ОАО «Стерлитамакский станкостроительный завод». Фото: Виктор Воног / ТАСС
В правительстве не готовы к импортозамещению в станкостроительной отрасли
9 июля, 2015 13:26
13 мин
Сильная страна невозможна без собственного машиностроения. Утерянные за последние 20 лет позиции государство пытается вернуть, взяв курс на активное импортозамещение. Но основа любого производства — станки, поэтому перед станкостроительной отраслью поставлена задача замещения иностранного оборудования, доля которого к 2020 году должна сократиться с нынешних 88 до 40%. Не случайно 4 декабря прошлого года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин упомянул станкостроение в числе отраслей, в которых мы «должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции».
Ситуация была плачевной уже задолго до введения антироссийских санкций: при общем упадке отрасли современные станки преимущественно закупались за рубежом. До сих пор проблемой никто не занимался, однако теперь обстоятельства многократно ухудшились. Они-то и вынудили и руководство страны, и машиностроителей всерьез задуматься о переходе на отечественное оборудование, ведь это одно из основных условий безопасности и даже целостности страны.
Эффект «низкой базы»
В 1991 году СССР произвел около 110 тыс. станков, занимая по этому показателю третье место в мире после США и Германии, при этом по потреблению этой продукции страна занимала второе место после Соединенных Штатов. Максимальное количество станков, произведенных в Советском Союзе, превышало 230 тыс. единиц (1985 год).
Для сравнения: сегодня по тем же показателям мы занимаем 15-е и 16-е места соответственно из 32 стран, которые в принципе занимаются производством станков. Сможет ли теперь наша страна, являвшаяся вопреки расхожему заблуждению лидером в производстве именно высокотехнологичного оборудования, вернуть позиции, утраченные в постперестроечный период? Должна. Другого выхода у нас попросту нет.
Зависимость от западных технологий складывалась в отрасли станкостроения десятилетиями после развала Советского Союза. У государства долгое время находились иные более насущные проблемы. Вспомнить, к примеру, приватизацию, реформы газовой, нефтяной, электроэнергетической отраслей, да еще и необходимость бороться с последствиями кризисов… Сказалось и снижение бдительности в отношении импортозависимости. Каких-то пару лет назад мало кто мог представить, что доступ к зарубежному оборудованию в той же нефтяной отрасли может быть перекрыт в одночасье по решению горстки политиков. Но случилось то, что случилось, и наша страна оказалась в жесткой экономической реальности, в которой законы диктует отнюдь не рынок — вопреки заветам наших реформаторов.
В 2011 году все-таки была предпринята попытка поддержать отрасль стратегического значения. Правительство приняло программу развития станкостроения на период до 2016 года, которая потом плавно трансформировалась в подпрограмму «Станкоинструментальная промышленность» новой программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (принята в 2014-м). Документом предусмотрено выделение из федерального бюджета 5 млрд рублей на создание опытно-конструкторских разработок, при этом столько же должны вложить и сами промышленники. Как рассказал президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров, на эти деньги уже было разработано около 100 моделей новых современных станков, их выпуск в настоящее время налаживается на предприятиях. Впрочем, Фонд развития промышленности, созданный в 2014 году, остается до смешного скромным для поставленной задачи: развивать промышленный сектор, который находится в упадке уже много лет, государство собирается всего на 20 млрд рублей.
Токарные станки с ЧПУ для изготовления валов оснастки автомобиля на заводе ОАО «Завод "Автоприбор"». Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Странные пути импортозамещения
За все время действия программы по развитию станкостроения более или менее ощутимый толчок росту отрасли дало правительственное постановление, принятое в 2013 году. Оно установило запрет на поставки зарубежного станкостроительного оборудования на предприятия оборонно-промышленного комплекса при наличии российских аналогов. Сложившаяся ситуация вынудила зарубежных станкостроителей, грезивших о бурном росте российского рынка в ближайшие 15–20 лет, спешно начать создание совместных предприятий на территории нашей страны.
Так, например, появилось ООО «ГРС Урал» — совместное станкостроительное предприятие чешской фирмы TOS VARNSDORF a.s. и российской ООО «КР Групп». По тому же пути пошли екатеринбургская компания «Униматик» и австрийская EMCO Group. Наконец, мировой лидер в производстве станков германско-японская DMG MORI решила построить самый современный в мире завод в Ульяновске, что не удивительно, ведь еще с советских времен там сохранился довольно высокий научно-производственный потенциал. Иностранцы планируют выпускать на этом заводе 1000 станков в год. И это, наверное, должно порадовать жителей области, в которой появятся дополнительные рабочие места. Но нельзя игнорировать тот факт, что наше «импортозамещение» проходит с помощью импортных инвестиций и разработок! А наши ресурсы — как технические, так и интеллектуальные — используют иностранцы, тогда как мы сами этого сделать не можем или не хотим.
Глава «Станкоинструмента» между тем заверяет, что активность инвесторов не приведет к захвату рынка западными производителями, а наоборот, будет способствовать ускоренному процессу передачи технологий. В пример он приводит Китай и Тайвань, которые, кстати, нарастили поставки в нашу страну с 600 станков в 2013 году до 4,5 тыс. в 2014-м на фоне почти трехкратного — до двух с небольшим тысяч — сокращения поставок из Германии и Италии. Но до Китая нам пока далеко, и неизвестно, повторим ли мы его путь от импортозамещения к активному экспорту или так и не пройдем первый из этих этапов и откатимся на позиции вечного импортера.
Новая реальность
Один из «тонких» нюансов положения отрасли состоит в том, что примерно половина российских станков уже поставляется на экспорт. Это, с одной стороны, хорошо — потому что говорит о сохранившейся, или, правильнее сказать, возрожденной конкурентоспособности отечественной продукции. А с другой стороны, тот же факт заставляет задаться вопросом: почему наши производители поставляют на экспорт продукцию, в которой так сильно нуждаются российские предприятия? В России и так производится в 20 раз меньше станков, чем выпускалось в советское время, — всего чуть более 4 тыс. единиц в год. При этом из 1,5 млн станков, которые сегодня эксплуатируются в нашей стране, 80% морально и физически устарели, а 50 тыс. станков ежегодно выводится из эксплуатации.
Рабочий у нового токарного станка в Центре судоремонта «Дальзавод». Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
По мнению главы «Станкоинструмента», все дело в условиях поставки. «Например, машиностроители просят поставить им станки на таких же условиях, как это делают зарубежные производители, то есть аванс 15% и рассрочка на 5 лет под 2% годовых. А в нынешних экономических условиях предприятия просто не могут себе этого позволить», — рассказывает Георгий Самодуров и приводит статистику: в России банки предлагают производителям станков кредиты стоимостью от 20 до 28% годовых, в то время как конкуренты в странах ЕС платят за пользование кредитами 2,5–3,5%, а в Японии — всего 0,1%. При таких ставках наша промышленность получает не финансовую поддержку, а убытки от кредитования.
Вдобавок качество отечественных станков все еще уступает зарубежному. «В ходе многих поездок по авиастроительным предприятиям я видел достаточно большое количество станков отечественного производства. Три четверти из них — в старых, полутемных и грязных цехах, это претенденты на демонтаж и утилизацию. Четверть — все те же станки, но прошедшие модернизацию (как правило, блоков ЧПУ) и встроенные в современные технологические цепочки. И все же следует признать, что гораздо чаще при модернизации производств закупают иностранные станки DMG или Mazak», — делится наблюдениями один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. А сотрудник одного из машиностроительных холдингов отмечает: «У нас мало российских станков. Но если они будут отличного качества и дешевле импортных, то с радостью будем их покупать». Пока же зависимость российских предприятий от импортных станков и комплектующих для них составляет 80–85%.
Как подметил ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгий Зобов, за последние годы сама идеология станкостроения существенным образом изменилась. В связи с этим в настоящее время в России практически отсутствуют специалисты, способные осуществлять сложный ремонт ультрасовременного оборудования с высокими показателями производительности, точности и чистоты обработки. «Чтобы починить современный станок, нужно минимум на неделю выписать специалиста из-за рубежа, а это дополнительные затраты», — добавляет эксперт.
Микстура от импортозависимости
Составить рецепт по выходу из тупика, в который российское станкостроение попало в том числе из-за избыточного внимания чиновников к добыче углеводородов в ущерб обрабатывающим производствам, — задача нелегкая. Пока что спасение почти любой отрасли экономики в России проводят примерно по одной и той же классической схеме. Так, оборонно-промышленный комплекс, который в нашей стране традиционно является двигателем машиностроения, надеются спасти за счет созданного в 2013 году холдинга «Станкопром» в структуре Ростеха. По задумке, он играет роль системного интегратора — иными словами, стыкует потребности предприятий оборонки и возможности производителей станков. В 2014–2016 годах холдингу будет выделено 5,5 млрд рублей в виде субсидий на проекты «по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции». Холдинг должен вложить деньги в развитие своих производств и создание проектных СП с частными компаниями. Предположить, насколько успешной окажется идея, эксперты пока затрудняются. Однако, по словам источника на рынке, сегодня «Станкопром» уже выигрывает много конкурсов и оттесняет западных конкурентов.
Стенд ОАО «Станкопром» на V Международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Но главное, что нужно менять — это именно идеология, царящая сегодня в бизнес-среде. Немало участников отрасли искренне считают, что отставание можно и не ликвидировать, а просто закупать все больше и больше оборудования за рубежом. Радует то, что за последнее время эта идея утратила былую популярность. Похоже, оптимизм относительно будущего отрасли появился после первых результатов от реализации господдержки. Но, по мнению Георгия Самодурова, нынешний объем финансовой помощи предприятиям станкостроения недостаточен и должен быть увеличен хотя бы в 2,5 раза.
Кроме того, в «Станкоинструменте» предлагают понизить или обнулить ставку по налогу на имущество (сегодня она составляет 2,5–3,5%) и отменить НДС для предприятий станкостроения. Также объединение предлагает ввести гибкую систему налогообложения потребителей станков, стимулирующую их к техперевооружению, как это принято в развитых странах, где заводы полностью обновляют оборудование раз в 5–7 лет. Одним из таких стимулов может быть списание затрат на оборудование на себестоимость производства в целях снижения налогооблагаемой базы. Помимо этого, эффективным может оказаться механизм ускоренной амортизации стоимости оборудования, чтобы предприятия могли ускоренно переносить стоимость станков на себестоимость выпускаемой продукции. Если учесть, какие щедрые налоговые поблажки правительство охотно раздает гораздо менее важным отраслям, пожелания станкостроителей отнюдь не кажутся завышенными или невыполнимыми.
Ну и, разумеется, главным «триггером» возрождения отечественного станкостроения должен стать облегченный доступ к длинным и дешевым банковским кредитам. Это позволит нашим станкостроителям не проигрывать рынок из-за не выгодных для потребителей условий поставки. Для этого, как предлагают в «Станкоинструменте», необходимо дать возможность предприятиям отрасли получать кредиты в сумме 25–30 млрд рублей в год хотя бы под 5%, что в масштабах страны не так уж и много, но при этом может принести плоды в виде импортозамещения и впоследствии усиления экономической безопасности.
Справка
Поставки станков из-за рубежа
В 2013 году: Германия — 2,7–2,9 тыс. шт., Италия — 2,1 тыс. шт., Китай и Тайвань — 600 шт.
В 2014 году: Германия — 1,1 тыс. шт., Италия — менее 1 тыс. шт., Китай и Тайвань — 4,5 тыс. шт.
Производство станков в России
В 2013 году — 4273 шт.
В 2014 году — 4088 шт.
По данным ассоциации «Станкоинструмент»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости