Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Спасти рядового автомобилиста

Как снизить количество ДТП с летальным исходом
Владимир Лактанов
6 мин
Фото: «Русская планета»
Чиновники правительства России опубликовали документ, который они считают планом по снижению смертности на дорогах страны. Но на самом деле перед нами всего лишь очередной набор ужесточающих мер, очередной «удар рублем», который на наших дорогах не работает в принципе.
План правительства
Документ, являясь продуктом коллективного творчества различных ведомств, тем не менее представляет собой набор довольно однообразных новаций. В основном касаются они денег. Денег автомобилистов, если быть точнее. Итак, чтобы снизить смертность на дорогах, предлагается:
  • Автомобили граждан, задержанных за нетрезвое вождение, возвращать только под залог в размере 50 тыс. руб. Впоследствии этот залог войдет в сумму штрафа, который предстоит выплатить нетрезвому водителю.
  • Создать интернет-ресурс, информирующий о ДТП на дорогах страны.
  • Лишать граждан — должников по штрафам — возможности пользоваться рядом государственных услуг.
  • Ввести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) понятие «опасное вождение».
  • Дифференцировать наказание за систематические нарушения ПДД (скажем, первый раз за месяц превысил скорость — 300 руб., начиная с пятого раза — 800 руб., более десяти — 1500 руб.).
  • Ввести повышающий коэффициент ОСАГО для злостных нарушителей ПДД.
Остановимся на последнем пункте — с оформлением ОСАГО сталкиваются абсолютно все автомобилисты. И цены полисов в последнее время растут такими темпами, словно все мы только и делаем, что злостно нарушаем правила. И предлагаемое ужесточение никак не подействует на сознание водителей: ОСАГО мы оплачиваем раз в год, а по дорогам ездим каждый день. То есть повышающие коэффициенты нужны исключительно для улучшения положения страховых компаний.
Лукавая справедливость ОСАГО
Встает резонный вопрос: а почему это правительственные чиновники так переживают за частные страховые компании (равно как и за авиаперевозчиков, и за автомобилестроителей, и за банкиров, о чем «Русская планета» писала в предыдущих материалах)? К сожалению, бизнес и власть в России связаны куда крепче, чем это прописано в законах, но при этом сугубо неформально. Во власти огромное число разных лобби, и не последнюю роль там играет лобби страховое. Только народное лобби никак не удается создать.
Государственная служба ГИБДД, впрочем, тоже не внакладе: часть штрафов пойдет на ее финансирование, а уж понятие «опасная езда» вообще станет золотой жилой, сравнимой разве что со временами нулевого промилле. Слишком быстро едешь? — Опасен. Слишком медленно? — Опасен. Перестраиваешься? Едешь все время в одной полосе? Объезжаешь яму? Скользнул колесом на разметке? — Опасен! Как ни прописывай такое нарушение, в итоге все останется на усмотрение сотрудника ГИБДД.
Ни одна автоматическая система не способна отличить опасную езду от разумного маневрирования и объезда препятствий. Значит, поиск нарушителей придется производить в ручном режиме или же наказания будут раздаваться фактически случайным образом.
Но вернемся к страховым компаниям. Они радостно приветствуют правительственный проект, упирая на понятие справедливости: кто больше нарушает, тот опаснее и должен больше платить. Это смешной аргумент. Система ОСАГО порочна и несправедлива в принципе, ибо предполагает погашение ущерба, нанесенного одними людьми, за счет других.
Оформление страхового полиса ОСАГО
Оформление страхового полиса ОСАГО. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Проведете вы, читатель, скажем, полвека за рулем, пока к 70 годам вам не откажут в продлении прав по состоянию здоровья. И так уж повезет, что ни разу не попадете в аварию по собственной вине (представьте себе, что больше половины российских водителей по документам абсолютно «чисты», ибо мелкие происшествия с небольшими повреждениями чаще всего разруливаются на месте). И выяснится, что отдали вы за эти годы не меньше полумиллиона рубликов за ОСАГО — инфляция ведь не стоит на месте. И все они ушли на погашение аварий, устроенных какими-то другими, не знакомыми вам людьми, а также на содержание руководства страховых компаний. Да, систему лучше мы пока не придумали, но сводить на нет понижающие коэффициенты за безаварийный стаж искусственно созданными повышающими — это элементарное мошенничество.
За что и как нас штрафуют
Причисление нарушителя к злостным исходя только из количества инцидентов, произошедших по его вине, — тоже надувательство. Частота нарушений практически ничего не говорит о степени нанесенного ущерба и опасности аварий. «Грамотный» лихач, тормозящий со 130 до 70 км/ч перед каждой камерой и попавшийся всего-то пару-тройку раз, намного опаснее, чем спокойный водитель, держащий 90 км/ч. Человек, предпочитающий «решать все на месте» и давать взятки сотрудникам ГИБДД, намного опаснее, чем терпеливо ждущий оформления протокола. Владелец «блатных» номеров намного опаснее, чем обладатель обычных.
Казалось бы, камера не подвержена коррупции, она говорит только правду — ан нет, разгул самоуправства после введения слежения на дорогах только вырос. Самый популярный способ обмана — оформить камеру как стоящую в населенном пункте, но нацелить ее на участок перед ним. Разница разрешенной скорости — 30 км/ч, в хорошем месте можно собирать по десятку 500-рублевых штрафов в минуту.
Существуют камеры-призраки — не оформленные по документам, они висят с молчаливого согласия операторов официальных камер и ГИБДД. Все данные с них попадают в сугубо частные руки — и средства от выписанных и оплаченных штрафов уходят на совершенно посторонний счет. Хорошо хоть, в статистику для страховых компаний эти случаи не попадают.
Зато ее в разы повышают контролируемые «сбои программного обеспечения». Этим знаменит железнодорожный переезд в Химках, который контролировала такая вот «взбесившаяся» камера. Например, на основании ее данных прислали штраф за проезд через пути на скорости 130 км/ч автовладельцу, чью машину в тот день тащили на буксире. А всего пострадавших было несколько тысяч. В местном отделении ГИБДД камеру признали исправной, пришлось обращаться уровнем выше.
Штрафы за неправильную парковку — отдельная история. Связанный с ними пункт столичного КоАП стоило бы честно переписать в стиле «Если ты припарковался в Москве, ты сделал это неправильно и заслуживаешь штрафа».
К тому же, если примут повышающие коэффициенты, налицо будет двойное наказание за одно преступление: штрафы в пользу ГИБДД и страховой компании. А это не соответствуют российскому законодательству.
Шесть миров на одной дороге
На самом деле основную причину высокой аварийности и смертности на дорогах можно сформулировать в шести предложениях. Следите за разницей:
  • Для того чтобы в спорной ситуации на дороге наказать простого автомобилиста, скорее всего, достаточно решения сотрудника ГИБДД, которое будет автоматически принято судом как истина в последней инстанции.
  • Для того чтобы в спорной ситуации наказать мотоциклиста, необходимо определенное мужество: это братство своих не бросает.
  • Наказанием для богатого человека, скорее всего, станет взятка, которую он даст представителю ГИБДД и/или судебной системы; формально же, по документам, он останется невиновным.
  • Для того чтобы наказать представителей особо сплоченных национальных кланов, необходимо преодолеть сопротивление диаспоры.
  • Для того чтобы наказать силовика вне зависимости от тяжести аварии, необходимо прямое разрешение начальника его начальника.
  • Наказать депутата или сколько-нибудь заметного чиновника без общественного резонанса практически не представляется возможным.
Нигде не закрепленное, но несомненное неравенство граждан перед законом — вот главная причина того, что часть граждан чувствуют себя безнаказанными. Как можно продемонстрировать окружающим свою безнаказанность? Только нарушая закон — демонстративно, нагло, бессмысленно.
Разумеется, и состояние отечественной медицины никак не способствует быстрой и эффективной помощи попавшим в аварию гражданам: сотрудники скорой помощи не раз говорили об отсутствии бензина, оборудования, медикаментов. Потихоньку начинают экономить и на службах МЧС. А мы все придумываем новые способы наказания водителей…
Август — самый аварийный месяц года в России. В августе 2014 года в авариях погибли 3196 человек, ранены 28 275 человек. Будьте внимательны на дорогах!
Снижение смертности — снижение доходов
Планы по снижению смертности на дорогах не работают, потому что — давайте уже говорить очевидные вещи вслух — их составляют люди, в повышении смертности заинтересованные.
Оформление участников ДТП
Оформление участников ДТП. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Дорожно-транспортные власти, службы ГИБДД и страховые компании являются прямыми бенефициарами каждого серьезного ДТП. Чем больше будет аварий со смертельным исходом, тем больше поводов получать средства из бюджета, поднимать страховые взносы и штрафы, а следовательно, и повышать «собираемость взяток». Нет в России официальной службы, реально заинтересованной в снижении смертности на дорогах, а сокращение числа увечий выгодно разве что Минздраву и Пенсионному фонду, но их никто не спрашивает.
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин прямым текстом заявил: власть смирилась с тем, что мы гибнем на дороге. «Но из этого пытаются извлечь только финансовую пользу, — говорит правозащитник. — В законодательстве прямо сказано, что сотрудники ГИБДД, судьи, рассматривая дело о нарушении ПДД, обязаны выяснять причины этих нарушений, условия, способствовавшие нарушению... Но никто этим не занимается». Как не занимаются и предотвращением смертности — всерьез, по-настоящему, а не с помощью плохо прикрытых поборов с населения. И причина этого видится довольно простой. Если мы перестанем нарушать правила и погибать на дорогах, станет очевидно бессмысленным раздутый аппарат множества служб, наблюдающих за этим процессом.
«План РП»
Журналисты, конечно, не чиновники и не дорожные эксперты с большой буквы. Нет сомнений, что в министерствах нас считают людьми поверхностными и некомпетентными, и наверняка справедливо. Но коль уж «слуги государства» не могут предложить ничего лучше, с дрожью в коленках все-таки рискнем сказать, с чего, по нашему мнению, должен начинаться настоящий план по снижению смертности. Совершенно необходимы:
  • Жесткий контроль качества дорожного покрытия, нулевая толерантность к коррупции в этой области (у нас масса людей гибнет и калечится, попадая в ямы или объезжая их, но нет сведений ни об одной «посадке» ответственных за это чиновников и подрядчиков).
  • Продуманная и просчитанная математически навигация на дорогах, исключающая пересечение потоков автомобилей.
  • Учет загруженности участков дорог и регулировка работы светофоров в зависимости от плотности потока.
  • Улучшение финансирования и материального обеспечения службы скорой помощи — хотя бы возврат к положению дел 2005 года, раз уж двигаться вперед мы не можем.
  • Развитие травматологии и хирургии в регионах России: у нас до сих пор после каждой масштабной катастрофы людей везут в Москву.
  • Установка отбойников и «карманов» для автобусных остановок везде, где это только возможно технически.
  • Пресечение самой возможности купить права, создание бесплатных добровольных курсов повышения водительской квалификации для всех желающих автомобилистов.
  • Активная кампания по безопасности дорожного движения, увеличение количества социальной рекламы безопасного вождения, сделанной при этом не отпрыском начальницы департамента, а профессионалами.
А повышающий коэффициент как-то ближе к карману тех, кто его придумал.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
6 мин