Небо для своих
4 мин чтения
Самолет Ту-334. Фото: Михаил Генин/ТАСС

Самолет Ту-334. Фото: Михаил Генин/ТАСС

Следует ли реанимировать проект ближнемагистрального лайнера, проектирование которого началось еще в Советском Союзе

В России возобновилась работа над созданием пассажирского ближнемагистрального самолета Ту-334. Представитель компании — разработчика инженерного программного обеспечения «Аскон» Леонид Камалов заявил, что фирма примет участие в проектировании элементов конструкции этого лайнера.

По его словам, инженеры «Аскона» работают вместе со специалистами Ульяновского авиазавода и Ульяновского филиала КБ «Туполев». «Дальнейшие планы связаны с использованием наших программных средств для проектирования 3D-модели крыла и хвостового оперения Ту-334. Этот самолет планируется вновь запустить в производство», — процитировали слова Камалова информагентства. Однако он уточнил, что пока говорить о полноценной организации производства нового отечественного ближнемагистрального самолета рано.

Разработка Ту-334 началась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Он должен был заменить выходящие из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. Однако проектирование шло медленно — прежде всего из-за финансовых проблем. А в начале 2000-х, со стабилизацией экономики и ростом цен на нефть, подоспел и конкурент — проект Sukhoi Superjet 100, продвигавшийся на рынок Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и гендиректором «Сухого», а затем и главой ОАК Михаилом Погосяном. И хотя первый полет прототип Ту-334 совершил в феврале 1999 года, а в 2003 году был представлен его базовый вариант для серийного производства, выпуск «тушки» был в итоге заморожен.

Строим лучше, чем продаем

Злые языки обвинили в этом именно ОАК. Мол, она постаралась закрыть проект Ту-334 и предпочла потратить миллиарды долларов на новый самолет, когда в наличии был уже готовый (суммарный объем инвестиций в проект Superjet составил порядка 2 млрд долларов). Однако уже на тот момент Ту-334, разрабатывавшийся полтора десятка лет, считался лайнером предыдущего поколения. Имело ли смысл вкладывать большие деньги в устаревшую технику, в то время как на самом конкурентном авиарынке — ближнемагистральных самолетов — у конкурентов выходили новейшие образцы? Ведь первый опытный самолет Ту-334 был поднят в воздух лишь через 11 лет после начала разработки — и даже тогда программа не получила твердых заказов.

Между тем в сравнении с SSJ-100 у Ту-334 есть ряд преимуществ. Отечественное оборудование, большой для своего класса размер фюзеляжа, возможность эксплуатации в реальных российских условиях — так, лайнер способен садиться даже на грунт. Учитывая, что отечественная аэродромная сеть по своему качеству уступает состоянию аэродромной сети стран Запада, Ту-334 мог быть полезен на внутренних перевозках, особенно в качестве санитарного или другого спецборта.

Но очевидные плюсы перекрываются столь же очевидными минусами — у самолета нет отечественного двигателя (при разработке использовался силовой агрегат украинской сборки). И максимальная вместимость салона — 100 пассажиров — вряд ли заинтересует коммерческих перевозчиков. SSJ-100 может взять на борт 108 человек, но потребности у российского рынка в таких маленьких самолетах просто нет — за все годы внутри страны было продано меньше 100 Sukhoi Superjet. Виноваты в этом некомпетентные менеджеры по продажам или вообще наше неумение продавать свой продукт — вопрос открытый. Но хороший самолет висит пока мертвым грузом на балансе «Аэрофлота». Тем более нет интереса к «Суперджету» у перевозчиков сейчас, в условиях жесткой экономии.

ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев»

ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев». Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Государственный интерес

В КБ «Туполев» и в его ульяновском филиале РП не смогли прокомментировать новость о возобновлении работы над проектом. И ясно, почему: в программах ОАК по производству проект «Ту-334» не значится, несмотря на то что в 2013 году была даже создана специальная комиссия корпорации для рассмотрения этого вопроса. В России нет сегодня ни одного завода, который мог бы взять на себя серийное производство Ту-334. Ульяновский «Авиастар-СП» имеет крупные заказы на выпуск самолета Ил-76МД-90А и его модификаций, а также занят в производстве МС-21, SSJ100 и Ил-112В. Также он занимается техподдержкой и модернизацией транспортных Ан-124 «Руслан» и Ту-204.

Первоначально планировалось выпускать Ту-334 на Казанском авиазаводе, но и он сегодня загружен госзаказами, большинство из которых связано с военной авиацией. Более того, завод в ближайшее время может быть перестроен именно под оборонные нужды, и взять на себя проект в области гражданской авиации не сможет.

Однако есть один фактор, перевешивающий все указанные выше возражения. В конце 2015 года Управделами президента России обратилось к Владимиру Путину с указанием на то, что все ближнемагистральные самолеты в специальном летном отряде «Россия», предназначенном для перевозки первых лиц государства, должны быть российскими. Сейчас там старые, изношенные Ту-134, а менять их не на что, ведь «Суперджеты» на 80% собираются из импортных комплектующих. Именно этим может быть объяснен интерес к возрождению Ту-334, тем более что сам президент неоднократно проявлял интерес к проекту. Еще в 2007 году Управление по делам Президента РФ заявляло о намерении закупить до шести бортов Ту-334 в разной комплектации салона. Однако собирать новый самолет только для одного заказчика, пусть это и сам президент, — идея оригинальная.

Хватит летать через Москву

Впрочем, звоночки раздаются не только из Кремля. Силовые структуры также нуждаются в замене более чем двухсот Ту-134. Но даже это не тот объем, который может быть интересен с рыночной точки зрения.

В результате мы видим драматическую паузу. Одни заявили, что работа над самолетом начинается. Другие — что интерес есть. Третьи напомнили, что Постановление правительства от 2005 года об освоении производства Ту-334 никто не отменял. Глава государства два раза подписывал распоряжения о поставке этого лайнера в летный отряд. При этом четкого официального подтверждения возобновления работ — с указанием выбранного производителя мотора и завода основной сборки самолета — все же нет.

А приступать к производству, и не только потому, что на то есть распоряжение президента (саботировать эти распоряжения умеет любой опытный чиновник) нужно. Ведь здоровая конкуренция — именно то, что необходимо для развития нашей гражданской авиации; оказавшись монополистами, люди из «Сухого» определенно решили почивать на лаврах. Кроме того, Ту-334 проектировался для эксплуатации в российских условиях — при крайне низких и высоких температурах, с учетом особенностей наших региональных аэропортов. Ведь и «Суперджеты», и «Боинги» с «Эйрбасами» могут садиться только в Москве и крупных городах — сеть региональных маршрутов давно разрушена, и люди летают в соседние города через Москву.

Еще одним аргументом за возобновление работ по Ту-334 стала резолюция по итогам совещания по развитию авиастроения, прошедшего 12 мая с участием Владимира Путина. Там как раз обсуждалось производство отечественного регионального самолета с возможностью посадки и взлета с грунтовых полос. Владимир Путин призвал авиапромышленников разработать конкурентоспособный самолет для полетов в регионах, чтобы не покупать самолеты за несколько десятков миллионов долларов за рубежом, а поддерживать отечественную промышленность. И тут как нельзя лучше подходит уже прошедший сертификацию самолет Ту-334. Для совсем уж локальных перевозок он великоват, но с нашими российскими расстояниями работа для него найдется.

***

Чтобы вернуть России конкурентоспособность на мировом рынке гражданской авиатехники, необходимо создавать соответствующие продукты. Ту-334 не ультрасовременный самолет, но это относительно дешевая и неприхотливая рабочая лошадка, которая при грамотном менеджменте будет востребована в странах с большой территорией и слабой инфраструктурой — таких немало в Азии, Южной Америке, Африке. Кроме того, реанимация конкурента должна создать реальную конкуренцию «Суперджетам»: в конце концов, в «государственно-монополистической» экономике Советского Союза именно соперничество между конструкторскими бюро позволяло создавать самолеты мирового уровня.

Ждем «Тушек» в небе.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Золотого мальчика» будут судить Далее в рубрике «Золотого мальчика» будут судитьЗамять уголовное дело, возбужденное за гонки с полицией по столичным улицам, не удалось Читайте в рубрике «Наука и технологии» «Либо ты заметен, либо ты никто»Александр Ручьёв о будущем девелопмента и о продаже «Мортон» «Либо ты заметен, либо ты никто»
Комментарии
31 мая 2016, 00:06
Боюсь, что в данный момент денег на гражданскую авиацию в казне не слишком много. На военную - это всегда пожалуйста, мы же милитаризованная страна. А граждане нам зачем....
30 мая 2016, 16:19
Конечно нужно!!! Кроме того рынок ближнего зарубежья и стран где эксплуатировали советскую технику Иран, например, более того мне сотрудники аэрофлота говорили: англичане в Иране в жару и на высокогорьеднем в воздух не поднимались, только ночью, а Туполя и днем могли!! Вот вам и рынок и конкурентоспособность и латинская Америка и Африка и где только надо!
30 мая 2016, 15:34
Не все так просто как кажется. ТУ - вообще самолеты устаревшие, и нуждающиеся в серьезной модернизации. Даже главный конструктор "Туполева" И. Калыгин признавал в ряде своих интервью, что "Тушке" требуется новое крыло и новый двигатель. А это считай - разработать новый самолет с нуля. И вообще - не было бы проблем с этим 334-м, не стали бы разрабатывать ни SJ, ни Аны..
30 мая 2016, 12:59
Да конечно же этим стоит заниматься, какие могут быть вопросы!? И, кстати, не стоит ограничиваться тол ко проектом Ту-334, надо так же возобновлять выпуск Як-40 и его усовершенствованных модификаций!
30 мая 2016, 15:13
Дорого, конечно, все это. Но, с другой стороны, сколько можно платить дяде за секондхенд-самолеты? и возвышать Москву до пупа мира?
31 мая 2016, 11:53
Не нужно никому платить а надо развивать скоростные железные дороги, в топку все эти летающие гробы.
06 июня 2016, 20:16
Угу, согласна, наземный транспорт нужно тоже развивать, особенно автомобили, к тому же все предпосылки для создания летающих машин. Представляете, появление нового устройства, вместо колеса, к примеру - маленького компрессора, сжимающего и выталкивающего воздух с силой около2х мПа? Допустим давление обычного трактора 50кПа... Тогда сила с которой 4 компрессора на струях сжатого газа смогут поднять трактор на полметра от земли, и... прощай бездорожье... улыбка
06 июня 2016, 20:31
Да и кораблестроение у нас в масштабах страны - что построят один круизный лайнер на всю страну сообщают, как о строительстве пирамиды улыбка когда столько рек простаивают без мостов... Пора бы яхтенный спорт развивать... улыбка
31 мая 2016, 16:09
Вот полностью согласен с Романом, скоростные поезда - будущее траспортной сети России, Сапсан кстати единственный проект в РЖД который полностью себя окупает
вы же дилетант, это серьезный вопрос, надо считать, и Сапсан годится для поездки из Москвы в Воронеж, а как быть если ехать из Москвы в Челябинск или Новосиб. Если бы было выгодно развивать дорогу, ее бы безусловно развивали
01 июня 2016, 15:24
Сейчас уже строится высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань, которая в перспективе будет продлена до Екатеринбурга и далее вплоть до Пекина. До Екатеринбурга на скоростном поезде можно будет домчать из Москвы за 8 часов. Что тут плохого? Сел вечерком в вагон, влупил коньячка, почитал книжку, вздремнул и вот уже на месте. Тихо и спокойно. Куда лучше чем лететь в железной трясогузке. Если бы в России были развиты высокоскоростные жд магистрали, никто бы по стране на самолетах не летал.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!