«Собралась пьянь и разделила страну»
5 мин чтения
Встреча в Беловежской пуще. Фото: Юрий Иванов / РИА Новости

Встреча в Беловежской пуще. Фото: Юрий Иванов / РИА Новости

ФОМ: россияне по-прежнему ностальгируют по СССР и считают главной причиной его распада действия политиков, а не объективные причины

Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос об отношении россиян к распаду Советского Союза. Социологи просили респондентов вспомнить, как они восприняли Беловежские соглашения о ликвидации СССР и образовании СНГ и какими были их первые чувства по этому поводу.

15% россиян пережили 8 декабря 1991 года обиду и горечь. Люди испытывали «горькое разочарование», «огорчение и боль» и воспринимали Беловежские соглашения «как трагедию, как беду». 7% охарактеризовали свои переживания просто как отрицательные и негативные.

«Ну, не была в восторге», — суммировала свои впечатления от распада Советского Союза одна из участниц опроса.

5% опрошенных даже не заметили конца советской эпохи: «мне было все равно», «не было эмоций», «никак не отреагировал». Столько же людей, напротив, были в полном недоумении: «был в легком шоке», «все было непонятно», «опешил».

4% респондентов пришли в ярость в тот декабрьский день: люди испытали «злость и негодование», «возмущение», считали, что «ни в коем случае нельзя было» делить страну. Чей-то первой эмоцией был «протест, конечно».

3% испугались и испытали тревогу за будущее: «тревожно было, боялись гражданской войны». 2% припомнили, что почувствовали себя преданными и пожелали «к стенке поставить» политиков, подписавших Беловежские соглашения.

«Собралась пьянь и разделила страну», — подытожил один из респондент.

Столько же, напротив, искренне обрадовались распаду страны: «рада была», «тогда был доволен», кто-то даже испытал «воодушевление».

Всего у 1% опрошенных события 8 декабря 1991 года ассоциировались с изменениями в лучшую сторону: «надежда на лучшее, на свободу и демократию», на рост благосостояния. Еще 1% «ждал» прекращения существования СССР, так как «к тому все шло»: «воспринял без радости, но остановить это было невозможно».

При этом половина опрошенных не смогла рассказать о своих эмоциях касательно Беловежских соглашений: «не помню», «был маленьким» или «еще не родился». Еще 6% респондентов затруднились с ответом.

Большинство опрошенных (54%) считают, что главной причиной распада СССР являются действия тогдашних политиков. Только 17% причиной распада называют объективные проблемы и противоречия, накопившиеся в Советском Союзе. 29% респондентов затрудняются сказать, из-за чего распался Советский Союз. В 2006 году 58% причиной распада считали политиков, 21% — объективные проблемы. Любопытно, что в 2001 году в развале Союза политиков обвинили 71%, и только 16% сослались на внутриполитические факторы.

ФОМ также приводит многолетнюю статистику ответов на вопрос «Вы лично сожалеете или нет, что Советский Союз распался?». В 1992 году 69% сожалели, остальные — нет (тогда с ответом никто не затруднился). Пиком ностальгии по Советскому Союзу стал 1999 год: 85% сожалели о его распаде, 11% — нет. В 2000-2010-е годы все меньше россиян сожалели о распаде СССР: в 2001 году — 79%, в 2006-м — 62%, в 2011-м — 51%. При этом в 2011 году 19% респондентов заявили, что не жалеют о Советском Союзе, и целых 30% уже не могли ответить на этот вопрос.

Ныне 54% респондентов сожалеют о распаде СССР, 25% — нет, 21% затрудняются ответить.

Большинство сожалеющих (10%) главной причиной своего чувства называли ностальгию по дружбе народов: «все вместе были — все 15 республик», «дружнее жили, сплоченней»; «жили дружно, а теперь какая-то вражда между бывшими республиками».

Столько же людей считают, что в СССР жилось лучше, чем в современной России: раньше «было лучше жить простым людям», а теперь «все изменилось в худшую сторону». Для одного из респондентов «все хорошее осталось в СССР». 9% сожалеют, что Советский Союз развалился, так как «тогда была стабильность», «надежность» и «уверенность в завтрашнем дне». «Покой был», — вспомнил один из опрошенных.

7% сожалеют, потому что «была великая держава», а теперь статус «мощной страны» безвозвратно потерян и Россия «опущена ниже плинтуса».

Кто-то с теплом вспоминает о социальной и экономической сферах: 5% сожалеют, так как «в СССР всегда была работа», а «сейчас тяжело устроиться»; 4% — потому что «цены были хорошие», а теперь «не соответствуют зарплате»; 3% говорят о качественном и бесплатном здравоохранении и образовании; 2% вспомнили о бесплатном жилье.

2% респондентов назвали причиной сожаления пропавшую заботу о людях: тогда «государство заботилось о народе», а сейчас россияне — «не люди, а рабы, отношение к нам скотское». Столько же говорят об отсутствии социального расслоения в Советском Союзе и о нынешнем «расслоении бедных и богатых». А кто-то сожалеет о развале СССР, потому что «тогда был другой дух, романтика».

«Это Горбач творил. Об этом все сожалеют», — отрезал один из респондентов.

 Юрий Прокофьев. Фото: Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС

Юрий Прокофьев. Фото: Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС

Всего 12% считают, что сегодня можно воссоздать СССР. Большинство же (74%) уверено, что это невозможно. В 2006 году соотношение было почти таким же: 14% и 73% соответственно. В 2001 году 30% считали, что СССР воссоздать еще возможно, и 58%, что невозможно.

Экс-глава московского горкома компартии Юрий Прокофьев в разговоре с «Русской планетой» отметил три главные причины, почему многие, по его мнению, до сих пор с теплотой вспоминают о советской эпохе: социальную, этническую и культурную.

По словам коммуниста, ностальгии по отношению к Советскому Союзу не было бы, если нынешняя «общественная и экономическая система» показала бы преимущество перед советской системой и «если стало бы ясно, что распад СССР не только не ухудшил жизнь людей, но и улучшил».

«А ностальгия почему? Был порядок! — убежден Прокофьев. — У меня теща говорила, когда было тяжело: „Советская власть не даст пропасть!“».

Собеседник РП заметил, что если при советской власти и была коррупция, то в любом случае не в «таких огромных размерах», как сегодня. Среди прочих вещей, о которых люди могут вспоминать, он отметил бесплатное жилье, ради которого хоть и долго стояли в очереди, но получали, а также «совершенно явные социальные лифты», практически исчезнувшие с распадом СССР.

«Жизнь не улучшилась, а только усложнилась, — говорит Прокофьев. — Могу привести пример. У меня сын — кандидат экономических наук, окончил МГУ, с хорошим послужным списком. Но предприятие его закрылось, и он остался без работы в 50 лет. Семь месяцев не мог себе найти работу, потому что берут только до 45! В советское время этого бы не случилось».

Кроме того, по мнению Прокофьева, многим россиянам импонирует советское понятие «дружбы народов», которую Беловежские соглашения фактически отменили. После распада таджиков и узбеков стали называть «хачиками», замечает собеседник РП, а межнациональные трения появились даже между русскими и украинцами.

Многие, даже среди молодежи, продолжают в XXI веке ценить советскую культуру. Прокофьев обращает внимание, что в праздники по телевидению показывают сплошь «старые советские фильмы и поют песни Великой Отечественной войны».

«Культура, которая была в советские годы, была продолжательницей культуры Российской империи — изучали Тургенева, Пушкина, Толстого. А что сейчас изучать?» — недоумевает коммунист.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Он теперь как зеленая веточка» Далее в рубрике «Он теперь как зеленая веточка»Осужденный за нападение на гастарбайтера участник «Русских пробежек» из Югорска впал в кому в СИЗО; родственники уверены, что его пытали электричеством Читайте в рубрике Мексиканский легалайзПравительство решило принять на службу мичоаканских вигилантов Мексиканский легалайз
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
01 мая 2016, 11:07
Что хорошего в СССР? Собственности у простых людей не было. Россию грабили коммунисты во имя какой-то придуманной "социалистической системы".
18 апреля 2016, 15:39
Рано или поздно всех организаторов этого преступления будут судить, на том или на этом свете...Не завидую их детям и внукам...Такое народ не простит никогда!
15 апреля 2016, 15:32
Вот как История повернулась....от референдума по Крыму от счастья плачем , а на референдум о единстве СССР 17 марта 1991 года наплевали.....в % примерно столько как и за Крым.....Не развалили бы СССР сколько человек осталось бы в живых....
10 апреля 2016, 00:12
Я ликовал, как последний идиот. Прости меня, Моя Страна...
07 апреля 2016, 10:37
Пустые полки были не только при Горбачёве, были они и при Брежневе,Андропове.Хрущёве,Сталине. Если и где то и было, так это в республиках,но только не в России! Россия сама,как и сейчас, всех кормила, а в магазинах и на рынках было пусто!
07 апреля 2016, 12:18
сколько можно про пустые полки - вранье - согласен что сейчас ассортимент пошире но раньше было все натуральное а сейчас все химикаты да наполнители - все основные продукты питания были и по бросовым ценам именно в россии на моей памяти с 60 года пока не пришел горбачев и не началась борьба с алкоголизмом - ему алкоголики и не нужны были ему надо было с чего то начать весь беспредел который затем последовал а ельцин продолжил курс по американски
04 апреля 2016, 20:12
Сильная страна не развалилась , а слабая рухнула .
07 апреля 2016, 12:10
любую страну можно разорвать если взорвать изнутри при поддержке из вне
29 марта 2016, 22:19
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
29 марта 2016, 15:59
Похоже памятник Ельцин-Центр будет напоминать всей стране, как нельзя управлять страной - и надо на входе добавить и Горбачёва. Чтобы народ знал. А лучше на эти деньги построили бы для детей спорт-комплексы. Толку больше было-бы для страны.
29 марта 2016, 15:48
Поддерживаю, что пьяницы и предатели. Ведь сколько продали потом гос.предприятий за бесценок американским фирмам по совету экспертам из ЦРУ. Факты смотреть на Бесогон-ТВ-94. Сколько погибло народа в результате развала СССР. А откуда деньги на Ельцин-Центр. Может из ТАК НАЗЫВАЕМЫХ не коммерческих фондов из за границы. А по поводу гражданства для потомственных русских, которые хотят переехать в РФ . Надо давать гражданство РФ В в течении года и не более, например как было в Германии в 90-е годы для немцев. А то в современной РФ например борцам-пенсионерам из Штатов гражданство дают, а действительно русским приходится 3-5 лет терпеть унижение и очереди с 5 утра занимать в пункты ОВД и ФМС нашей страны. И жаль терять будущих граждан РФ (особенно квалифицированных) из за недоработанных законов. А жаль.
28 марта 2016, 15:13
"Еще 1% «ждал» прекращения существования ССССР" - ССоюз советских социалистических республик.
16 марта 2016, 12:43
Самое что смешное, никто, ни в одном архиве, не может найти оригинал подписанного в Беловежской пуще документа. Вот так нажрались!
06 марта 2016, 12:39
Судить надо наших деятелей которые совешили военный переворот расстреляв парламент и захватив власть распродали страну друзьям товарищам!
31 января 2014, 13:06
Собралась пьянь и разделила страну - согласен, но назад пути нет
29 января 2014, 09:30
Довелось пожить при СССР, запомнились пустые полки и постоянные очереди
07 апреля 2016, 12:06
когда это пустые полки ты заметил -это когда начали вывозить колбасу и тряпки на свалки чтобы устроить дефицит а тряпки сжигали сам тому свидетель - все задумывалось заранее хапугами которые не могли легализовать свое наворованное у трудового народа
18 марта 2016, 16:42
Пустые полки начали появляться тогда,когда началась перестройка-заводы и фабрики закрывались,совхозы и колхозы начали разваливаться...Вы не правы,наверно не жили при СССР во взрослом возрасте.
03 марта 2016, 06:44
Ой, давайте не будем. Пустые полки и очереди появились при Горбачеве, это была часть его программы по развалу Союза, он прекрасно понимал, что тот референдум никого не остановит, у него были все возможности задавить в зародыше даже мысли о разделении республик, но он этого не сделал, так как задачи ему поставили другие -развалить, разделить и распродать. За это ему пообещали безбедную старость в Германии. И он эту задачу выполнил, просто отдал тупо власть Ельцину и Ко, а тем уже осталось только грабить самим и давать грабить другим. Вот куда вдруг делась вся промышленность? Я видел как по центральным телеканалам передавали новости о конверсиях на оборонных заводах, где вместо танков и ракет начинали выпускать утюги и чайники, которые быстро слили, а заводы развалили. Сколько людей тогда осталось без работы, сколько мозгов утекло, а рук спилось? Брежневский период называли периодом застоя, а в народе -периодом застолья, и вдруг все исчезло как по мановению волшебной палочки. Вот как так? Он ведь начал-то хорошо. Его антиалкогольная компания дала стране такой демографический рост, причем здоровых детей, без различных врожденных пороков, и отклонений, что Медведеву с его демографической программой с бешеными вливаниями даже и не снилось. Но вдруг раз и все это исчезло, навезли дешевого самопала и страна начала катиться а тар-тарары и до сих пор катиться
29 января 2014, 07:53
Знаете , я рад что изменился строй в стране. Рад, что у торгашей и спекулянтов появились права, и то что разрешили выезжать за рубеж ученым и инноваторам, рад что можно стало все купить и даже собственную свободу. Рад что можно залезть в кредит на 20 лет, а коллекторы всегда помогут его вернуть. Рад что можно просаживать зарплаты в Турции и закупаться красивыми упаковками в ашане. Всему рад!
29 января 2014, 00:08
Интересно то что Шушкевич с Краффчуком все еще живы, а вот пьянь Эльцин помер, ну как говорил Ильич "хеггсним"...
28 января 2014, 19:58
Юрий Прокофьев помнится писал, что Горбачев ему лично еще в марте 1991 года говорил про готовящийся путч, и сам подталкивал политбюро к путчу. Вот кто главный виновник развала. А пьянь ельцинская появилась по тихой воле Горбачева, чтобы ему было потом на кого свалить все ужасные последствия беспредела 90-х....
07 марта 2016, 19:26
Ни хрена Вы ничего не в курсе... В 1981 г теоремой была продолжена теория Маркса. Четыре слова (Выводы теоремы) Экстенсивное развитие это ТРУД СТРАНЫ ДУРАКОВ (пРАКТИКА БЫЛА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ) распространилась ОБСным путём и стала причиной "Перевода экономики на преимущественно интенсивный путь развития" в 1985 г...
18 марта 2016, 16:39
Все было нормально при СССР. А развалил его марионетка Америки-Горбачев,а потом присоединился алкаш Ельцин,тоже всё хотел угодить Западу.И трудились люди рабочие,а не дураки...И экономика без всяких революций-перестроек перевелась бы сама куда надо)
31 марта 2016, 11:33
В этом есть большая проблема- экономика создавалась как помощник человека. для служения его интересам и нуждам общества. Но в нашей стране провернули аферу и заставили весь народ. в том числе и власть работать на экономику.диктуемую много лет западными партнерами.
28 января 2014, 19:12
Точная фраза-показать что сейчас лучше чем при СССР,однако вышло так что доказывать нечем ...
05 апреля 2016, 06:48
Кому то и жилось особенно Москве и Кавказу- а нам в Азии устраивали геноцид что по национальности что по языку--вы же этого не видели как медленно уничтожалась вера а затем и нация---Казахстан специально заселяли пришлыми людьми и обеспечивали их все а коренной нации только общаги и черную работу--лучше быть свободными одними чем эта проклятая дружба народов ссср....
18 марта 2016, 16:35
Да и лучше,чем в других странах СНГ и лучше,чем при Ельцине и Горбачеве...Если ты ленивый,то не надо по себе людей равнять)))
07 апреля 2016, 12:02
но намного хуже чем при брежневе
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!