Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Смертельный разъезд «Юрмалы»

Фото: соцсети
28 лет назад произошла страшная катастрофа, причины которой не ясны до конца и сегодня
Андрей Карелин
3 марта, 2020 11:46
7 мин

Для десятков семей ласковое название железнодорожного разъезда «Подсосенка» стало синонимом мученической смерти. Её приняли их родные и близкие во вторник, 3 марта 1992 года. В этот день произошло столкновение сборного грузового локомотива и скорого поезда № 4 «Юрмала», следовавшего из постсоветской Риги в столицу Российской Федерации. По одним данным это случилось рано утром, в 5 часов 13 минут. По другим – двумя минутами позже, в 5.15.

Как это было?

Особенность разъезда «Подсосенка» заключается в том, что находится он «в яме» — низине, за которой начинается резкий подъём.

Преодолевать его поездам нелегко, что частенько становится причиной задержек в пути. Избежать такой неприятной коллизии опытному машинисту не составит труда. Для этого нужно всего лишь хорошенько разогнаться перед разъездом и прибавить непосредственно на нём самом.

Но, если верить официальной версии, локомотивная бригада 4-го скорого, следовавшего из Латвии в Россию, начала опаздывать значительно раньше. Со станции Великие Луки (Псковская область) состав отправился после серьёзной задержки.

Опоздание поезда – не катастрофа. Но вполне веская причина для предъявления претензий со стороны пассажиров, у многих из которых поезда, прибывающие в Москву на «Рижский», стыкуются с поездами, уходящими с других вокзалов. Локомотивную бригаду за опоздание без всяких на то оснований «по головке не гладят».

Однако в тот день, 3 марта 1992 года, за следующие 130 километров пути после Великих Лук машинистам 4-го скорого удалось нагнать упущенное время. И уже к станции «Земцы», расположенной в соседней Тверской области, состав подходил, имея в запасе целых три минуты.

Теперь опережавшим «график» машинисту Морозову и его помощнику Ефимову важно было не «застрять» на проходе разъезда Подсосенка, лежащего в яме.

В каком состоянии находился экипаж? Как будет установлено позже, в пути Морозов и Ефимов находились всего 4 часа. До этого у машинистов был полноценный отдых. Стало быть, поводов «синхронно уснуть» было не так уж много, хотя… время, когда произошла ужасная трагедия, считается самым сонным и поэтому опасным для человека.

Ни Морозов, ни Ефимов, не были уведомлены заблаговременно о том, что в Подсосенке необходимо остановиться для «скрещения» на разъезде со встречным. Сборный грузовой, который нёсся им в то роковое утро навстречу, был введён на маршрут в оперативном порядке.

Практика уведомления машинистов о внеплановой ситуации в пути абсолютно нормальна. В поездах установлена радиосвязь. Поездной диспетчер или дежурный по станции «по протоколу» были обязаны уведомить бригаду одного и второго поездов, убедиться в том, что они приняли и адекватно оценили полученную информацию.

По официальной версии, ни одна из бригад (грузового и пассажирского скоростного поезда) надлежащим образом о «приёме под скрещение» уведомлена в то утро не была.

В Подсосенке дежурным по разъезду значился некий стрелочник Цветков. Если верить его словам, он четыре раза запрашивал 4-й скорый, следовавший из Риги в Москву, чтобы сообщить об изменении дорожной ситуации и дать команду на остановку. Но машинисты почему-то не отвечали.

Самая «удобная» версия — человеческий фактор. Спали. И точка. «Стрелочником» в ситуации мгновенно становится вовсе не стрелочник, а люди, управлявшие локомотивом.

Цветков уверял позднее, что потеряв надежду «дозвониться» до бригады Морозова и Ефимова, чтобы уведомить их о «приёме под скрещение», схватил красный фонарь и опрометью кинулся навстречу несущемуся к ржевской горловине поезду дальнего следования.

В это время «встречная» локомотивная бригада товарняка с номером 3455 пребывала в полной уверенности, что летящая, но ещё невидимая из-за тумана скоростная «четвёрка» имеет чёткое указание притормозить и остановиться на разъезде, пропустив грузовой поезд.

Тем более, сигналы светофоров соответствовали складывающейся обстановке: на подходе к разъезду Подсосёнка горел жёлтый входной сигнал.

Что означает жёлтый сигнал на железнодорожном светофоре?

Двигаться составу разрешено. Но требуется снизить скорость, так как следующий светофор — гарантировано красный. Кстати, давайте посмотрим на эти светофоры в Подсосенке. У каждого из них три линзы. Это полуавтоматическая локомотивная сигнализация.

Фото: tiranozavrrex.livejournal.com

К величайшему сожалению в те годы не было системы, обеспечивающей автоматическое замедление поезда и его полную остановку у выходного — красного! — сигнала. А выходной сигнал в то раннее утро действительно сиял ослепительно красным светом. Вот только туман...

В те годы просто не существовало развитой системы автоблокировки составов и соответствующей кодировки путей на станциях и прилегающих к станции блок-участках. Это позволило бы избежать трагедии.

Говорить о том, что такая система должна была существовать в России 1992 года наивно уже хотя бы потому, что случившаяся семью годами позже крупнейшая железнодорожная катастрофа в Великобритании, словно копировавшая аварию в Подсосенке, произошла ровно по той же причине.

Фото: tiranozavrrex.livejournal.com

Катастрофа у Паддингтона, равно как и аналогичная авария у британского Соутолла, случившейся двумя годами ранее, в 1997-м, произошли в результате человеческого фактора. В первом случае это была безалаберность молодого машиниста, принявшего красный за жёлтый, и проследовавшего вперёд на запрещающий сигнал.

Во втором... машинист, подъезжающий к станции «Соутолл», не видел вообще никакого сигнала, потому что складывал в сумку документы.

Цена первой ошибки – 31 человеческая жизнь. Стоимость второй – 7 смертей. В Подсосенке с жизнью расстались 43 человека. Многие из них, судя по фамилиям, выбитым на скрытом елями памятнике, были раздавлены или заживо сгорели целыми семьями.

В 05 часов 13 минут (по другой версии в 05 часов 15 минут) махавший красным фонарём Цветков (если он им действительно махал) понял, что столкновение неизбежно. И бросился обратно в свой домик, где услышал страшный удар.

Машинисты 4-го скорого, пребывавшие в опрометчивой уверенности, что путь открыт и по неизвестной причине не отвечавшие на вызовы Цветкова (а были ли они?) слишком поздно увидели в непроглядном тумане кроваво-красный сигнал выходного светофора.

Автоматическое торможение, сработавшее перед красным выходным сигналом, не спасло ситуацию. На скорости около 50 километров в час «Юрмала» влетела в принимаемый на боковой путь грузовой поезд, не оставляя шанса ни одной из локомотивных бригад.

Охватившие первые вагоны языки пламени превратили последние секунды жизни тех людей, которые не погибли мгновенно в результате столкновения поездов, в ад на земле.

Что же стало причиной трагедии в Подсосенке?

Как ни банально это прозвучит, стечение обстоятельств. Есть ли признаки вины машинистов? Они очевидны — если даже допустить, что Цветков «прошляпил» ситуацию и никого не вызывал по рации, то входной жёлтый обязывал принять меры по снижению скорости.

Виноват ли диспетчер? Не сумев связаться с локомотивной бригадой, он, в первую очередь, должен был включить входной красный на станции, что могло бы предотвратить аварию, гибель 43 человек и тяжелейшие травмы более 100 выживших и получивших увечья пассажиров.

Ничего из этого сделано не было.

Всё вроде бы очевидно. Не ясно одно: почему не изжит до конца железнодорожный анахронизм XIX столетия – полуавтоматика, стоящая тут и там и не обеспечивающая надлежащей безопасности поездов в пути? В Британии в самом начале 00-х должные выводы сделали. И железнодорожное ведомство полностью изменило концепцию безопасности на маршрутах следования поездов, изыскав необходимые средства. А у нас? Дешевле возложить бремя ответственности на людей — машинистов других составов.

Их пассажиры надеются выжить. Но во многом это надежда «на авось».

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ