Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Смертельный разъезд «Юрмалы»

Фото: соцсети
28 лет назад произошла страшная катастрофа, причины которой не ясны до конца и сегодня
Андрей Карелин
3 марта, 2020 11:46
7 мин

Для десятков семей ласковое название железнодорожного разъезда «Подсосенка» стало синонимом мученической смерти. Её приняли их родные и близкие во вторник, 3 марта 1992 года. В этот день произошло столкновение сборного грузового локомотива и скорого поезда № 4 «Юрмала», следовавшего из постсоветской Риги в столицу Российской Федерации. По одним данным это случилось рано утром, в 5 часов 13 минут. По другим – двумя минутами позже, в 5.15.

Как это было?

Особенность разъезда «Подсосенка» заключается в том, что находится он «в яме» — низине, за которой начинается резкий подъём.

Преодолевать его поездам нелегко, что частенько становится причиной задержек в пути. Избежать такой неприятной коллизии опытному машинисту не составит труда. Для этого нужно всего лишь хорошенько разогнаться перед разъездом и прибавить непосредственно на нём самом.

Но, если верить официальной версии, локомотивная бригада 4-го скорого, следовавшего из Латвии в Россию, начала опаздывать значительно раньше. Со станции Великие Луки (Псковская область) состав отправился после серьёзной задержки.

Опоздание поезда – не катастрофа. Но вполне веская причина для предъявления претензий со стороны пассажиров, у многих из которых поезда, прибывающие в Москву на «Рижский», стыкуются с поездами, уходящими с других вокзалов. Локомотивную бригаду за опоздание без всяких на то оснований «по головке не гладят».

Однако в тот день, 3 марта 1992 года, за следующие 130 километров пути после Великих Лук машинистам 4-го скорого удалось нагнать упущенное время. И уже к станции «Земцы», расположенной в соседней Тверской области, состав подходил, имея в запасе целых три минуты.

Теперь опережавшим «график» машинисту Морозову и его помощнику Ефимову важно было не «застрять» на проходе разъезда Подсосенка, лежащего в яме.

В каком состоянии находился экипаж? Как будет установлено позже, в пути Морозов и Ефимов находились всего 4 часа. До этого у машинистов был полноценный отдых. Стало быть, поводов «синхронно уснуть» было не так уж много, хотя… время, когда произошла ужасная трагедия, считается самым сонным и поэтому опасным для человека.

Ни Морозов, ни Ефимов, не были уведомлены заблаговременно о том, что в Подсосенке необходимо остановиться для «скрещения» на разъезде со встречным. Сборный грузовой, который нёсся им в то роковое утро навстречу, был введён на маршрут в оперативном порядке.

Практика уведомления машинистов о внеплановой ситуации в пути абсолютно нормальна. В поездах установлена радиосвязь. Поездной диспетчер или дежурный по станции «по протоколу» были обязаны уведомить бригаду одного и второго поездов, убедиться в том, что они приняли и адекватно оценили полученную информацию.

По официальной версии, ни одна из бригад (грузового и пассажирского скоростного поезда) надлежащим образом о «приёме под скрещение» уведомлена в то утро не была.

В Подсосенке дежурным по разъезду значился некий стрелочник Цветков. Если верить его словам, он четыре раза запрашивал 4-й скорый, следовавший из Риги в Москву, чтобы сообщить об изменении дорожной ситуации и дать команду на остановку. Но машинисты почему-то не отвечали.

Самая «удобная» версия — человеческий фактор. Спали. И точка. «Стрелочником» в ситуации мгновенно становится вовсе не стрелочник, а люди, управлявшие локомотивом.

Цветков уверял позднее, что потеряв надежду «дозвониться» до бригады Морозова и Ефимова, чтобы уведомить их о «приёме под скрещение», схватил красный фонарь и опрометью кинулся навстречу несущемуся к ржевской горловине поезду дальнего следования.

В это время «встречная» локомотивная бригада товарняка с номером 3455 пребывала в полной уверенности, что летящая, но ещё невидимая из-за тумана скоростная «четвёрка» имеет чёткое указание притормозить и остановиться на разъезде, пропустив грузовой поезд.

Тем более, сигналы светофоров соответствовали складывающейся обстановке: на подходе к разъезду Подсосёнка горел жёлтый входной сигнал.

Что означает жёлтый сигнал на железнодорожном светофоре?

Двигаться составу разрешено. Но требуется снизить скорость, так как следующий светофор — гарантировано красный. Кстати, давайте посмотрим на эти светофоры в Подсосенке. У каждого из них три линзы. Это полуавтоматическая локомотивная сигнализация.

Фото: tiranozavrrex.livejournal.com

К величайшему сожалению в те годы не было системы, обеспечивающей автоматическое замедление поезда и его полную остановку у выходного — красного! — сигнала. А выходной сигнал в то раннее утро действительно сиял ослепительно красным светом. Вот только туман...

В те годы просто не существовало развитой системы автоблокировки составов и соответствующей кодировки путей на станциях и прилегающих к станции блок-участках. Это позволило бы избежать трагедии.

Говорить о том, что такая система должна была существовать в России 1992 года наивно уже хотя бы потому, что случившаяся семью годами позже крупнейшая железнодорожная катастрофа в Великобритании, словно копировавшая аварию в Подсосенке, произошла ровно по той же причине.

Фото: tiranozavrrex.livejournal.com

Катастрофа у Паддингтона, равно как и аналогичная авария у британского Соутолла, случившейся двумя годами ранее, в 1997-м, произошли в результате человеческого фактора. В первом случае это была безалаберность молодого машиниста, принявшего красный за жёлтый, и проследовавшего вперёд на запрещающий сигнал.

Во втором... машинист, подъезжающий к станции «Соутолл», не видел вообще никакого сигнала, потому что складывал в сумку документы.

Цена первой ошибки – 31 человеческая жизнь. Стоимость второй – 7 смертей. В Подсосенке с жизнью расстались 43 человека. Многие из них, судя по фамилиям, выбитым на скрытом елями памятнике, были раздавлены или заживо сгорели целыми семьями.

В 05 часов 13 минут (по другой версии в 05 часов 15 минут) махавший красным фонарём Цветков (если он им действительно махал) понял, что столкновение неизбежно. И бросился обратно в свой домик, где услышал страшный удар.

Машинисты 4-го скорого, пребывавшие в опрометчивой уверенности, что путь открыт и по неизвестной причине не отвечавшие на вызовы Цветкова (а были ли они?) слишком поздно увидели в непроглядном тумане кроваво-красный сигнал выходного светофора.

Автоматическое торможение, сработавшее перед красным выходным сигналом, не спасло ситуацию. На скорости около 50 километров в час «Юрмала» влетела в принимаемый на боковой путь грузовой поезд, не оставляя шанса ни одной из локомотивных бригад.

Охватившие первые вагоны языки пламени превратили последние секунды жизни тех людей, которые не погибли мгновенно в результате столкновения поездов, в ад на земле.

Что же стало причиной трагедии в Подсосенке?

Как ни банально это прозвучит, стечение обстоятельств. Есть ли признаки вины машинистов? Они очевидны — если даже допустить, что Цветков «прошляпил» ситуацию и никого не вызывал по рации, то входной жёлтый обязывал принять меры по снижению скорости.

Виноват ли диспетчер? Не сумев связаться с локомотивной бригадой, он, в первую очередь, должен был включить входной красный на станции, что могло бы предотвратить аварию, гибель 43 человек и тяжелейшие травмы более 100 выживших и получивших увечья пассажиров.

Ничего из этого сделано не было.

Всё вроде бы очевидно. Не ясно одно: почему не изжит до конца железнодорожный анахронизм XIX столетия – полуавтоматика, стоящая тут и там и не обеспечивающая надлежащей безопасности поездов в пути? В Британии в самом начале 00-х должные выводы сделали. И железнодорожное ведомство полностью изменило концепцию безопасности на маршрутах следования поездов, изыскав необходимые средства. А у нас? Дешевле возложить бремя ответственности на людей — машинистов других составов.

Их пассажиры надеются выжить. Но во многом это надежда «на авось».

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ