Новости – Люди
Люди
Скорая не скоро
Машина скорой помощи стоит в автомобильной пробке. Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС
Скорой помощи выделят 3,5 млрд рублей на покупку машин, но врачи на вызов быстрее приезжать не станут
21 декабря, 2015 08:00
6 мин
В следующем году планируется обновить парк машин скорой помощи по всей стране. Об этом сообщила глава Министерства здравоохранения РФ Вероника Скворцова. По ее словам, заменить нужно более половины специализированных автомобилей. По словам же экспертов, сменить нужно не только машины, но и всю систему финансирования скорой помощи.
Почему не едет врач
В 2006–2007 годах государство сделало скорой помощи щедрый подарок — из бюджета были выделены средства на покупку 17 тысяч новых машин. Немалая цифра, учитывая, что весь парк составлял 22 тысячи спецавтомобилей. Предполагалось, что на этом федеральная помощь закончится и дальше обновлять медицинский транспорт регионы будут самостоятельно. Но надежды не оправдались. Прошло десять лет, и снова потребовалась помощь федерального бюджета. В начале декабря к вопросам технического оснащения скорой помощи вернулся Владимир Путин. Не снимая с регионов ответственности за обновление автопарка, он тем не менее поручил выделить на эти цели средства и из федерального бюджета.
Чиновники поспешили выполнить поручение президента, и уже 18 декабря министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила: в 2016 году на закупку машин скорой будет выделено около 3,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут в первую очередь в те регионы, где автопарк не обновлялся уже 10 лет. «Есть регионы, которые в год покупают по 50–60 новых автомобилей, у них вообще не звучит тема износа, — похвалила Скворцова. — А есть те, кто вообще машины не обновлял». В результате, по данным министра, сегодня в России нужно заменить более половины машин скорой помощи.
Ситуация со скорыми в ряде регионов действительно близка к критической. «В 2006 году был совершенно другой экономический прогноз, — вспоминает сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Общественного совета при Минздраве РФ Ян Власов. — С тех пор выросло число дотационных регионов. И в региональных бюджетах просто не было денег для закупки новых машин, но главная проблема не в этом. Технически парк машин можно обновить, но кто решит проблемы с кадрами? Качество медицинской помощи снижается не только из-за того, что не хватает машин, но и потому, что идут сокращения персонала. С прошлого года у нас резко снизилась численность экипажей скорой помощи. В результате во многих областях, в частности в Курганской и Челябинской, все чаще вместо врача на вызов выезжает фельдшер, который порой просто не может оказать необходимую помощь».
Снижается и количество специалистов в одном экипаже. Обычная ситуация, когда вместо двух медиков может приехать один, а в специальных бригадах (выезжают на особые вызовы, например связанные с психическими заболеваниями) выезжают не три специалиста, а два. Проблема нехватки кадров возникла после того, как в 2013 году скорая помощь была переведена на так называемое одноканальное финансирование скорой помощи из региональных фондов ОМС.
«В результате врачи стали работать по плану: финансирование шло за определенное количество вызовов, — рассказывает глава профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал. — Постоянно возникали ситуации, когда медики в план не вписывались, и какие-то вызовы оставались неоплаченными, как правило, самые дорогостоящие — выезды специальных бригад. Соответственно, неминуемо возникла необходимость на чем-то экономить, а самые очевидные способы экономии — на машинах и персонале».
Скорая или неотложка?
Постепенно сложилась такая ситуация, что машины скорой просто стали реже выезжать на вызовы. «Недавняя федеральная проверка Росздравнадзора выявила, например, что в таком городе, как Ижевск, из 74 автомобилей скорой медицинской помощи в рабочем состоянии находятся лишь 47 машин, а укомплектованность медработниками составляет лишь 39% от штата, — продолжает Андрей Коновал. — В реальности на линии находятся примерно в среднем 35 бригад, что в два раза меньше, чем это необходимо для 700-тысячного населения города и пригородного района, если брать еще советский норматив — 1 бригада на 10 тысяч человек. А ведь сегодня уровень загруженности трасс, количество пробок на улицах в разы больше». Впрочем, этот норматив отменили, зато ввели новый — время доезда скорой помощи должно составлять не более 20 минут.
И вроде этот норматив соблюдается. Правда, только на бумаге. Отчетность чисто формальная. Бывает, часть вызовов списывают на неотложные, а там время ожидания уже другое — до двух часов. «Или приедут к бабушке, а окажется, что помощь надо оказать еще и дедушке, — приводит пример профсоюзный лидер. — Выходит два вызова за одно время. Это тоже улучшает статистику. На деле же пациентам порой приходится ждать скорой и до восьми часов».
Еще одним следствием экономии стал перевод машин скорой помощи на аутсорсинг. В Уфе, например, из семи подстанций три уже работают на аутсорсинговых машинах. Недавно хотели перевести и четвертую, но медики взбунтовались и отстояли своих водителей. Врачи выступают против аутсорсинга потому, что фактически теряют профессиональных водителей скорой, которые были частью команды.
«Ведь что такое аутсорсинг: из фонда ОМС оплачивается аренда машины с водителем, причем договор краткосрочный, обычно года на два, — поясняет Коновал. — А водитель скорой помощи — это вообще отдельная профессия, это член команды, человек, который обладает целым набором навыков, которых нет у обычного водителя».
Аутсорсинг же рассматривается как способ экономить бюджет. «Власти может привлекать идея временной экономии денег из регионального бюджета за счет того, что частник приходит со своими автомобилями и не надо одномоментно выделять средства на обновление автопарка. Однако эта экономия иллюзорна», — говорит Андрей Коновал. По его словам, если нет финансирования закупки техники из бюджета, значит, скорая помощь оплачивает инвестиционную составляющую на закупку транспорта в оплате аутсорсинга коммерческим структурам. А это те деньги, которые из фонда ОМС должны были бы идти на зарплаты и покупку лекарственных препаратов. «Выход один – вывести финансирование скорой помощи из фонда ОМС и ввести прямое финансирование из федерального бюджета как текущих расходов, так и закупки техники и оборудования», — заключает Коновал.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости