Симеон Столпник: между землей и небом
3 мин чтения
Симеон Столпник. Изображение: pravoslavie.ru

 

Симеон Столпник. Изображение: pravoslavie.ru  

Зачем аскеты древности поселялись на каменных столбах

6 июня Православная церковь вспоминает святого Симеона Столпника — чудотворца и аскета, который сорок лет провел, стоя на каменной колонне. «Русская планета» рассказывает, как начиналась история столпничества и почему она сошла на нет.

Видение

Столп его год от года рос. Сначала был он высотой в четыре локтя, то есть два метра. Затем высота его выросла до двадцати локтей. Через несколько лет, чтобы увидеть его, стоящего наверху, паломником приходилось задирать головы так высоко, как они могли: высота столпа, сообщает житие, была уже около сорока локтей, сейчас сказали бы «высота в пятиэтажный дом».

На двенадцатый год стояния было ему видение. Вблизи столпа на огненной колеснице спустился к нему некто в виде ангела и сказал: «Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя, подобно Илие, пророку, на небо — ибо ты достоин такой чести за святость жития своего».

Тогда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем — перекрестился. В этот момент колесница исчезла как пыль. И понял Симеон, что был то не ангел, но дьявол.

Так описывает искушение Симеона-столпника его житие. «Столпником» этого сирийского монаха, жившего в V веке, прозвали потому, что он первым взошел на столп — возвышение из камней, и простоял на нем, согласно разным версиям жития, от 37 до 70 лет, не сходя на землю.

То, что Симеон пойдет по пути аскезы — радикальной и невиданной прежде, было ясно уже в его юношеские годы. Восемнадцати лет от роду юноша принял монашеский постриг. Но даже в монастыре его стремление «утомлять тело», как называет это духовный писатель XVIII века Димитрий Ростовский, вызывало ужас монахов.

В один из дней Симеон обвязал себя колючей веревкой так сильно, что «рассекла она плоть до костей». Это увидела братия, которая возмутилась перед настоятелем: «Откуда ты привел к нам сего человека? Мы не можем воздерживаться от пищи, как он; к тому же от тела его исходит тяжелейшее зловоние, так что никто не может стоять рядом с ним».

Настоятель, узнав об этом, возмутился и изгнал Симеона из монастыря: «Почему ты желаешь разрушить правила монастырские? Уходи же, прошу тебя, и продолжай делать, что хочешь».

Потом, сообщает житие, Симеону позволят вернуться в монастырь. Но вскоре молодой монах покинет обитель сам — уйдет тайно, в одну из ночей. Когда в следующий раз настоятель услышит о нем, звать монаха будут уже Столпником — слух о нем, как о чудотворце и исцелителе будет идти по всей Малой Азии.

Камень на камне

На первом столпе простоял Симеон четыре года, как пишет Димитрий Ростовский в «Житиях святых»: «Изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской. Для того чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем».

В монастыре города Калат-Семан в Сирии, построенном в память о чудотворце, стоят остатки одного из столпов — валуны на каменной плите. Высокие колонны в двадцать и выше локтей, для которых требовались большие камни, устраивали Симеону люди.

Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Симеон Столпник»

Наверху столпа часто ставили небольшую хижину, причем крышу в ней делали не всегда. Иногда хижина имела окно, которое аскет мог открывать по своему желанию. При столпнике почти всегда жил подопечный, он приносил подвижнику пищу и воду, остальное время оставаясь на земле, пишет иеромонах Алексий (Кузнецов), исследователь столпничества.

Стояние Симеона удивляло святых отцов-пустынников, которые прежде не видели такой формы подвижничества. Стремясь испытать его, они отправили посланников с просьбой к Симеону слезть со столба и «следовать житию древних». Если он откажется, решили пустынники, значит, подвиг его от лукавого, «ибо нет в нем послушания». Симеон прошел испытание с честью. «Когда посланные пришли к нему и возвестили решение собора святых отцов, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Видя это, посланные закричали: «Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе. Теперь мы знаем, что начатое тобой дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником да конца», — пишет Димитрий Ростовский.

В общей сложности Симеон Столпник простоял на каменной колонне около 40 лет. Вокруг нее всегда были люди, просившие у святого исцеления и избавления от бед. Паломничество к столпам Симеона не прекращалось и после его кончины.

О смерти святого народу объявил его ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник в течение трех дней не выходил к людям, Антоний поднялся на столп и нашел в хижине его тело, навеки замершее в молитве. На месте смерти Симеона позже выстроили монастырь.

Последователи

Аскетический образ жизни святого Симеона привлек много последователей. Так появилось и развилось столпничество как явление. Влияние столпников исследователи видят в действиях «пещерных» отшельников Феодосия и Антония Печерских, основателей Киево-Печерской Лавры, и в молитвенном 1000-дневном стоянии на камне святого Серафима Саровского.

Интересно, что церковь, прославляя древних подвижников-столпников, рекомендовала молодым монахам, решившим повторить их подвиги, подходить к делу с осторожностью и не всем дозволяла это. Причиной было то, что не все могли выдержать аскезу и обратить ее себе на пользу, а не во вред. Так, постепенно, столпничество уходило из церковной жизни. Одно из последних свидетельств «моления на камне» относится к деяниям преподобного Серафима Вырицкого, то есть к 30-м годам XX века. Сегодня столпничество практикуют некоторые старцы-отшельники святой горы Афон.

История же с видением дьявола, который искушал Симеона-Столпника во время первого стояния, имела продолжение. Согласно житию, когда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, и перекрестился, то дьявол с колесницей исчез. Тогда «познал Симеон бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на ней одной целый год». 

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Александр Пушкин: «Наше предназначение — есть, пить и быть свободными» Далее в рубрике Александр Пушкин: «Наше предназначение — есть, пить и быть свободными»Великий русский поэт — о своем дебюте, отношении к критикам, блюстителям нравственности, о воспитании молодежи и уроках истории Читайте в рубрике «Ичкерийский пиар» на пустом местеЧто из себя в реальности представляет батальон им. Дудаева, воюющий на стороне Украины «Ичкерийский пиар» на пустом месте
Комментарии
07 июня 2015, 09:48
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!