Новости – Общество
Общество
Штраф для Гиппократа
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Как бригады скорой наказывают за попытки помочь больным и почему медики начинают итальянскую забастовку
23 марта, 2015 18:14
6 мин
После начала реформы медицины количество врачей и пациентов, недовольных новыми правилами госпитализации, за два года выросло на порядок. «Русская планета» попыталась выяснить, осталась ли в такой ситуации скорая помощь до сих пор помощью.
Записки врача
Приказ Министерства здравоохранения о запрете госпитализации бригадами скорой помощи тяжелых хронических больных, а именно с него началась реформа здравоохранения, вышел летом 2013 года. В приказе говорилось, что если скорая помощь привозит в больницу человека, которому отказывают в госпитализации, то сотрудников скорой штрафуют за якобы неправильно поставленный диагноз. И неважно, что у бригады нет в наличии оборудования, которым обладают стационары, и медики не могут поставить точный диагноз.
Врач, работающий на юго-западе столицы, согласилась на условиях анонимности прокомментировать работу скорой помощи. По ее словам, если стационар не принимает больного, то его отправляют домой своим ходом. Часто при этом «симулянт» еле передвигает ноги. Бригаду, доставившую «мнимого» больного, штрафуют — лишают премии, которая составляет существенную часть дохода и врача, и фельдшера. Получается, что за выполнение врачебного долга сотрудникам скорой надо платить из своего кармана, а могут еще и уволить.
Причем если за доставку «симулянта» в больницу бригада скорой помощи подвергается штрафу, то система наказаний для медработников, отказавших больному в госпитализации, практически отсутствует. Человек, пострадавший от того, что его не доставили в стационар, должен идти в суд, и там доказывать, что ухудшение его здоровья связано именно с отсутствием госпитализации. Практика показывает, что таких обращений ничтожно мало.
«В больницу берут только по единичным показаниям, например, инфаркт, травма, беременность. Бывает, что даже людям с инфарктом или с инсультом отказывают. И бедолаги идут в поликлинику за направлением от врача. Скорую вызывают уже туда», — сетует врач.
Доктор считает, что тяжелые «хроники» никому не нужны. Огромное количество пожилых, да и просто больных людей оказалось без медицинской помощи. Больницы отказываются их брать. Очень тяжелое положение у людей, страдающих психиатрическими заболеваниями. Их практически невозможно госпитализировать. Только если человек общественно опасен — тогда доставку в больницу осуществляет милиция. Не обошла реформа здравоохранения и детей.
«Коллега не могла госпитализировать ребенка с пневмонией. Три раза скорую вызывала, но положить в больницу ребенка смогла, только приехав туда на такси. Ребенка увезли сразу в реанимацию», — говорит собеседница «Русской планеты».
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Хотели как лучше
Идея московских властей о том, чтобы в стационаре пациенты находились только в острый период заболевания, сама по себе здравая. Однако для этого должна быть создана хорошая внебольничная система, а не увольнение 8,3 тыс. медработников Москвы, «павших» жертвами реформы.
Хронические больные, не только онкологические пациенты с четвертой стадией, но и все остальные «тяжелые» — легочные, сердечные, неврологические, постинсультные — входят в так называемую «серую зону». Брать их в больницы запрещено приказом Минздрава. Удушье, боли, нарастающие отеки — острыми симптомами не считаются и не являются поводом для госпитализации в экстренном режиме. В то время как амбулаторное звено, которое могло бы в плановом порядке направить таких больных на госпитализацию, свою функцию не выполняет. Больным деваться некуда.
Пресс-служба Министерства здравоохранения РФ отказалась от комментариев. Источник в Минздраве пояснил, что в ведомстве разбираются конкретные случаи, а не общие вопросы, говорить о штрафах сотрудник министерства не стал, сместив акцент на доступность амбулаторного лечения. Позиция ведомства состоит в том, что люди, страдающие хроническими заболеваниями, должны лечиться «на дому» и не занимать места в стационаре. Собеседник в министерстве заверил «Русскую планету», что поликлиники располагают прекрасными возможностями для этого.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является источником финансирования всей государственной медицинской системы за исключением ряда лекарственных средств и оборудования. Вот только в условиях, когда средств от федерального фонда не хватает, больницы вынуждены оплачивать ложные вызовы, частично компенсируя это лишением премий сотрудников скорой помощи.
Как действует система страхования в отношении скорой помощи, в самом ФФОМС на момент сдачи статьи не прокомментировали. Молчанием ответил и Мосгорздрав.
«Итальянцы» в России
Между тем с 24 марта в шести поликлиниках Москвы начинается итальянская забастовка, по условиям которой медики начнут работать исключительно по инструкции. Акция проводится в знак протеста против изменений в организации работы лечебных учреждений, в частности, сокращения штатов и введения нормативов времени приема пациентов. Все это приводит к резкому увеличению нагрузки на медработника, ведут к его «профессиональному выгоранию».
Накануне оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» и один из организаторов протестного мероприятия Андрей Коновал рассказал, что итальянская забастовка — акция хоть и символическая, но очень эффективная. «На подстанциях скорой создаются такие условия труда, чтобы люди, не выдержав, уходили с работы», — отмечает активист. По его словам, только так можно отстоять права врачей, которые, как и пациенты, являются жертвами реформы, проводимой Минздравом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости