Новости – Люди












Люди
Шпион, пришедший с почты

Очки с камерой Google Glass. Фото: Mark Lennihan / AP
В России суды заполнены уголовными делами, в которых фигурирует покупка часов и авторучек с камерами и прочей «шпионской» техники
1 октября, 2013 14:33
3 мин
В Кировском райсуде Казани началось рассмотрение дела 52-летнего Андрея Изгарова, его обвиняют в покупке шпионской техники в Сингапуре, что подпадает под статью 138.1 УК РФ («Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), сообщает «Вечерняя Казань».
В мае 2013 года заядлый рыбак и коллекционер часов Изгаров решил через интернет купить водонепроницаемые часы, выбрал модель за 1330 рублей, сделал заказ. 3 июля ему позвонили с почты и пригласили забрать часы. Когда он с посылкой вышел из здания отделения «Почты России», его задержали сотрудники ФСБ.
«Выбрал водонепроницаемые часы, думал, может, подарю кому или буду на рыбалку ходить — не жалко. Пока хожу со швейцарскими. У меня вообще слабость к часам, очкам и зажигалкам. У меня есть разные часы — электронные, механические, кварцевые», — объясняет Андрей Изгаров.
Цель покупки часов сотрудников ФСБ и следователей не заинтересовала. Прокурор Максим Жолобов в суде утверждал, что Изгаров действовал «умышленно»: реализуя «свой преступный умысел», купил вовсе не часы, а сделал заказ за границей «закамуфлированного под часы» специального технического средства со встроенной видеокамерой.
Сам Изгаров сначала признал свою вину, то есть подтвердил покупку часов, а затем в суде заявил, что не виновен и не понимает, почему таможня пропускает запрещенный в России товар. Претензии к работникам таможни Изгаров изложил в заявлении Татарскому транспортному прокурору. На следующем заседании по делу Изгарова планируется допрос трех свидетелей — начальницы почтового отделения и двух сотрудников ФСБ.
Если набрать в поисковике вменяемую Изгарову статью, то выяснится, что по всей России от Владивостока до Калининграда людей судят за приобретение через интернет безделушек китайского производства. Будь то детская игрушка «брелок с видеокамерой», часы с диктофоном, очки со встроенной камерой для любителей экстремального спорта, авторучки с камерой или с диктофоном и т. д.

Светлана Юшина. Фото: kaliningrad.bezformata.ru
Светлана Юшина. Фото: kaliningrad.bezformata.ru
Кому-то удается избежать внимания Центра «К», который отслеживает посылки с запрещенными предметами, а кто-то попадается на перепродаже. Например, в Калининграде произошел случай, наделавший много шума: оперативники пришли к матери двух детей Светлане Юшиной. Она подрабатывала в соцсети «ВКонтакте» — в созданной ей группе продавала детские игрушки. Оперативник под видом обычного покупателя обратился к женщине с просьбой раздобыть часы с видеокамерой. Ничего не подозревающая Юшина купила их через интернет в Китае и перепродала оперативнику — произошла так называемая контрольная закупка. На Юшину возбудили дело, оно дошло до суда, но из-за резонанса в СМИ и благодаря грамотной работе адвоката дело было закрыто. Однако это единичный случай: как правило, испуганные граждане сознаются в преступлении и в суде получают штраф. Например, продавец универсама «Семья» в городе Миасс Алексей Матвеев был осужден по ст. 138.1 УК РФ за покупку игрушек с встроенными видеокамерами, наказанием ему стал штраф на 7000 рублей. Екатеринбуржцу Борисову повезло меньше: покупка китайской вещицы со встроенным диктофоном за 6500 рублей закончилась штрафом от Чкаловского районного суда в 150 тысяч.
В конце 2013 года в мире начнется продажа широко разрекламированного нательного компьютера в виде очков Google Glass с фронтальной камерой. Покупка и продажа таких очков с закамуфлированной камерой также подпадают под статью 138.1 УК РФ. Хотя, возможно, на этот раз сотрудники спецслужб закроют глаза, чтобы не устраивать скандал. Так произошло в случае с бывшим президентом России Дмитрием Медведевым, который был запечатлен на фотографии с «шпионскими» часами от LG.
Статья 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (СТС НПИ)») была введена Федеральным законом в декабре 2011 года.
Юристы из сообщества адвокатов и юристов «Правдоруб» в беседе с «Русской планетой» отметили, что списка запрещенных специальных технических средств в России не существует, на глаз определить их тоже нельзя. Во всех случаях применения статьи 138.1 проводится специальная экспертиза ФСБ, ее делают для всех судов России только в специальной лаборатории в Москве. В «Российской газете» публиковалось лишь два постановления правительства: от 1996 года со списком видов СТС НПИ и постановление от 2000 года, регламентирующее ввоз и вывоз за границу СТС.
«Это постановление, во-первых, регламентирует импорт и экспорт, а не оборот, устройств внутри страны, во-вторых, признаки относимости к СТС НПИ крайне неконкретны. "Камуфлированность", "бытовой предмет" и прочие термины давно устарели и не соответствуют сегодняшнему дню», — рассказали юристы «Русской планете».
Они предупреждают, что, прежде чем покупать или продавать в интернете современные гаджеты, стоит удостовериться, что у них нет скрытой фото или видеокамеры. Особое внимание следует обратить на камеру, которая работает в темноте. «Нельзя покупать средства для прослушивания телефонных переговоров и предметы, в которые вмонтированы диктофоны и микрофоны, — все это может заинтересовать сотрудников ФСБ и оперативников Центра К», добавили юристы.
«Одну и ту же видеокамеру один эксперт признает СТС НПИ, а другой не признает. Видеокамера в сотовом телефоне не является СТС НПИ, а та же видеокамера в ручке или часах является СТС НПИ», — подытожил эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости