Новости – Общество
Общество
Школьный завхоз всея Руси
Строительство школы. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Фонд развития образования: кому выгодно создание новой госкорпорации
22 октября, 2015 11:30
9 мин
Вице-премьер правительства, глава социального блока Ольга Голодец обратилась к президенту РФ с идеей создания фонда развития образования. По мнению опытной чиновницы, такой фонд «поможет эффективно расходовать бюджетные средства, привлекать частных инвесторов в развитие инфраструктуры образования и эффективно контролировать траты этих инвестиций» (сведения РБК).
14 тысяч раз по миллиарду
Сама по себе мысль Ольги Голодец, вернее ее советников, движется в правильном направлении. Сейчас по большому счету программы строительства школ не существует, есть лишь намерение ее создать, есть примерные цифры по нужному числу школ и стоимости проекта, но нет понимания, кто станет подрядчиком этих масштабных и недешевых планов. Регионы точно не потянут: составители бюджетного законодательства позаботились, чтобы там трудно было свести концы с концами. С начала 2015 года в России сдано всего 107 новых школ — чуть больше одной на регион. Между тем с каждым годом в начальные классы приходит все больше детей демографического бума и материнского капитала. Согласно планам правительства, с 2016 по 2025 год из федерального и регионального бюджетов должно быть выделено 3 трлн рублей, на которые следует построить свыше 14 тысяч школ (чтобы перевести всех учащихся в первую смену).
Вице-премьер РФ Ольга Голодец
Вице-премьер РФ Ольга Голодец. Фото: Анна Исакова/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
Впрочем, сумму финансирования некоторые считают заниженной. «В строительство школы на 500–600 мест нужно инвестировать примерно 1 млрд рублей», — сообщила РБК директор оператора частных школ и детских садов «Филипп» Марина Шилкина. Из этого, кстати, следует ответ на вопрос, почему частники не строят школы для себя: те просто никогда не окупятся. Арендовать намного выгоднее. Тем более не окупаются государственные школы, по крайней мере в горизонтах планирования современного чиновничества, которое пишет стратегии до 2030 года только для того, чтобы прямо сейчас не выгнали за безделье.
Что такое 14 тысяч новых школьных зданий за 10 лет, много или мало? Очень много — это настоящая революция, равной которой в деле «школостроительства» не было с периода ликбеза 1920-х. На конец августа 2015 года в России насчитывалось 43 210 школ (это примерно равно числу многоквартирных домов в Москве), так что рост запланирован практически на треть. И уже сейчас очевидно, что программа не будет выполнена и наполовину, тем более что анонсировал ее лично премьер-министр Дмитрий Медведев.
Сейчас частные структуры строят школы либо как подрядчики за государственные деньги, либо в качестве обременения при возведении жилых комплексов. Больше это никому не интересно, констатирует Шилкина.
Что до государства, то существует программа «Наша новая школа», которую в меру возможностей финансируют через самые разные структуры: ФЦП развития образования, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», госпрограмму «Доступная среда», госпрограмму «Развитие образования» и даже формально через все еще не закрытый национальный проект «Образование».
А что касается частников, то упомянутого Шилкиной обременения все по понятным причинам стараются избежать или хотя бы минимизировать издержки. Можно вспомнить, как совсем недавно крупный московский застройщик в крупном московском жилом комплексе пообещал открыть две крупные московские школы. Пацан сказал — пацан сделал. А что обе школы оказались сугубо частными и, соответственно, весьма платными — проблемы жителей, о таких деталях уговора не было.
По следам Узуна
Итак, есть нехватка школ, нет системы их строительства, нет единой системы ремонта — и тут как нельзя более кстати появляется Ольга Голодец с инициативой. В самом деле, задача учителя — учить детей, задача директора — координировать этот процесс и управлять им. Почему бы единственному государственному или уполномоченному государством подрядчику не заниматься всей технической деятельностью — строительством, ремонтом, материальным обеспечением? Если у учительского состава будет больше времени, сил, а возможно, и денег на осуществление своих непосредственных задач, быть может, и уровень школьного образования в стране как-то повысится?
Создание мегазавхоза, который бы централизованно реализовывал программы строительства и ремонта школ, — верная и назревшая идея. Сейчас все текущие задачи лежат на директорах, которым часто приходится решать вопрос — выдать премию учителям или подлатать крыльцо? А Ольга Голодец к тому же предложила в своем письме и конкретные пути организации: операторов этого проекта, который должен быть создан в форме фонда. Учредитель — правительство, «отдельные функции и полномочия учредителя» получают Минобрнауки и Минстрой, финансирование — из программы «Развитие образования на 2013–2020 годы», на которую должно быть выделено 4,1 трлн рублей, причем бóльшая часть этих средств еще не распределена. Без нового фонда программа наверняка подвергнется кризисному секвестрированию, а вот если за образование возьмутся достаточно авторитетные люди, быть может, им удастся направить деньги на благо.
Кто же эти люди? Самое время вспомнить, что чуть более года назад с аналогичным предложением к президенту РФ обратился президент холдинга «Издательство "Просвещение"» Владимир Узун. Бизнесмен предложил создать госкорпорацию по образованию, которая могла бы «вырабатывать типовые проектные решения при строительстве школ, контролировать производство мебели, учебников, одежды для учеников». Тогда проект был отклонен, но с тех пор появилась «программа 14 тысяч школ», и инициаторы, кажется, зашли с другой стороны.
Темная сторона «Просвещения»
По занятному совпадению совет директоров холдинга «Просвещение» возглавляет бизнесмен Аркадий Ротенберг, вхожий в самые серьезные кабинеты страны. Он же является владельцем строительной компании «Стройгазмонтаж» и отцом совладельца застройщика «ТПС Недвижимость», а также — внимание! — лидером рейтинга Forbes «Короли госзаказа – 2014». В минувшем году сумма господрядов, полученных компаниями Ротенберга, составила 184 млрд рублей! И, кажется, останавливаться на этом предприниматель не собирается. Не удивителен его интерес к рынку, который уже сейчас оценивается в 90 млрд рублей в год (строительство, ремонт, учебники, форма, мебель), а в случае монополизации неизбежно «подорожает».
Лидер рейтинга Forbes Аркадий Ротенберг
Лидер рейтинга Forbes Аркадий Ротенберг. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Издательство «Просвещение» — мутная частная структура, все последние годы пытающаяся вернуть себе советскую монополию на рынке учебной литературы не столько за счет качества продукции, сколько благодаря интригам в руководстве Минобрнауки. В 2005 году государственное на тот момент издательство было преобразовано в ОАО, а в 2011-м — приватизировано. ЗАО «Олма Медиа групп» купило знаменитый бренд и связанные с ним материальные активы за достаточно смешные 2,25 млрд рублей. Для сравнения: только объем рынка производства школьных учебников составляет 18–20 млрд рублей в год, а «Просвещению» принадлежит свыше 30% этого рынка.
Дальше начался цирк с конями. В январе того года «Просвещение» было куплено кипрской Olma Media Group Ltd, после чего само «Просвещение» купило… 99% ЗАО «Олма Медиа групп», заняв на это денег у СМП-банка Аркадия Ротенберга! Партнеры, так сказать, поменялись ролями. Ротенберг вошел в руководство объединенной компании, а бизнес в целом спрятался от российской юрисдикции в офшоре. Кому еще писать и издавать учебники для наших детей, как не столь одаренным россиянам-патриотам?
* * *
Возможный фонд строительства и ремонта школ ни в коем случае не должен контролироваться бизнесменами типа Ротенберга и Узуна — в первую очередь потому, что это вообще не должно быть бизнес-проектом. Задача фонда — через конкурсы в рамках госзакупок отбирать лучших строителей, ремонтников, печатников независимо от того, принадлежат ли они к холдингам Ротенберга. Аналогичная структура уже существует в системе Академии наук — Федеральное агентство научных организаций управляет имуществом учреждений системы. Опыт считается удачным, и нет причин не распространить его на школы. Хотя бы потому, что директора — институтов ли, школ ли — далеко не всегда являются хорошими хозяйственниками, да и не должны ими являться.
Но если проект анонсировал Дмитрий Медведев, а управляет им Ольга Голодец, результат выглядит немного предсказуемым. К сожалению.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости