Новости – Общество
Общество
Школьникам хотят предоставить полноценные выходные
Ученики школы во время перемены. Фото: Мария Крючкова/ТАСС
Парламентарии предложили отказаться от шестидневного обучения в школах
15 апреля, 2016 13:30
5 мин
Депутат нижней палаты парламента от фракции ЛДПР Владимир Сысоев подготовил обращение на имя федерального министра образования и науки Дмитрия Ливанова с просьбой запретить в российских средних школах практику шестидневного обучения. Как считает законодатель, традиционной пятидневки будет достаточно для того, чтобы за школьный период обучения полноценно подготовить детей к поступлению в среднеспециальные или высшие учебные заведения. Шестидневка же, в основном используемая в 5–11-м классах и встречающаяся в начальной школе, не имеет особого смысла, а лишь создает для детей ненужную нагрузку, которая, возможно, больше мешает им усваивать полученные знания, чем делать их более обширными.
Напомним, вчера в ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным 11-летний школьник из Великого Новгорода поинтересовался у главы государства: почему у взрослых два выходных в неделю, а у детей фактически ни одного? Ведь суббота — учебный день, а в воскресенье нужно делать домашнее задание на понедельник. Где справедливость?
Сам Владимир Путин не дал однозначного ответа о своем отношении к этой проблеме.
«Справедливость заключается в том, что вы лучше, чем мы, и поэтому вы можете нести такую нагрузку и большее количество знаний получите», — сказал президент. Однако одновременно он добавил: «Если так по-взрослому говорить, то она заключается в том, что часто нагрузка на детей, на школьников несоизмерима с тем, что прописывается или должно прописываться специалистами в области детской психологии».
По мнению депутата Владимира Сысоева, школьники имеют право на полноценные выходные, которые, вероятно, будут более полезными для их развития, в том числе развития их познаний, чем изматывающее обучение, которое, очень вероятно, вызывает у многих негативные эмоции и может привести к ровно противоположному результату — прогулам и посредственному отношению к школьной программе.
«Разговоры об отмене тяжелейшей шестидневки для детей идут давно. Многие эксперты отмечают, что у большинства школьников, учащихся шесть дней в неделю, наблюдается физическое и психическое переутомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха. У них нет времени на допзанятия, в том числе физической культурой и спортом. Особенно остро стоит вопрос для ребят, проживающих в регионах с очень холодным климатом, — сказал РП Сысоев. — Недовольны и педагоги. Раньше за шестидневку держались, потому что платили по числу занятий, а теперь у школ нормативное подушевое финансирование. Деньги большинство образовательных учреждений получает за количество учеников, а не за потраченное время. Но школы все еще не могут перейти на пятидневку из-за того, как прописаны СанПиНы, которые запрещают пятидневку при значительной учебной нагрузке».
Примечательно и то, что в некоторых школах, где проводится шестидневное обучение, предусмотрено обеспечение школьников питанием лишь с понедельника по пятницу включительно. То есть в субботу многим юным гражданам приходится грызть исключительно гранит науки.
«Мы бы тоже все с учителями рады были такому нововведению, но проблема не в том, что так расписан учебный план, проблема в том, что объем материала очень велик. Если при таком объеме сократить часы, дети просто не будут усваивать программу. Так что для того, чтобы перейти на пятидневку всем школам, нужно начать с главного — сократить объем материала», — рассказала РП член Общественного совета при Минобрнауки РФ и директор гимназии № 56 города Санкт-Петербурга Майя Пильдес.
На популярных сайтах по формированию петиций также можно встретить инициативы по введению пятидневки. Их авторы утверждают, что дети за один выходной день не успевают отдохнуть и выспаться, выйти из состояния постоянного напряжения, в котором они сейчас пребывают из-за сложной школьной программы и высоких требований. Это отражается на их здоровье, в первую очередь на нервной системе.
При этом результаты единого государственного экзамена из года в год выглядят все более печальными, что может указывать на то, что чиновники от образования так и не смогли найти золотую середину, а постоянный рост нагрузки на детей не дает положительного результата. Одновременно можно отметить, что в России наблюдается рост подростковой агрессии, что, возможно, также вызвано непродуманностью нагрузок в системе среднего образования.
Многие, касаясь темы школьного образования, сегодня вспоминают советский период, указывая на то, что нагрузка на школьников в то время была меньшей, однако отечественная образовательная система давала стране выдающихся специалистов в различных областях науки.
Позже мы начали пытаться копировать западный опыт, при этом связав его со своими традициями. Однако в тех же западных странах стараются учитывать необходимость детей в отдыхе. Если посмотреть на Канаду, можно увидеть, что в этой стране также пытаются дать максимум знаний в школе. Однако там отсутствует понятие домашнего задания, и, отсидев все уроки, дети забывают о школе до следующего дня.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости