Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Северный морской путь или тупик?

Северный морской путь. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
Сможет ли Россия реализовать потенциал, заложенный в Арктике
Андрей Полонский
10 февраля, 2016 15:00
11 мин
Выступая на Восточном экономическом форуме, Владимир Путин говорил: «Наша задача — сделать Северный морской путь конкурентным транспортным коридором глобального значения». Ему вторил Дмитрий Рогозин. На конференции «Арктика: настоящее и будущее» он назвал Севморпуть «холодным Шелковым путем», утверждая, что он призван стать одним из главных звеньев, связующих рынки Европы и Азии. 
А есть ли реальные основания для таких претензий? И сумеем ли мы в полной мере реализовать возможности, заложенные в одном из наших главных богатств  — необъятных российских территориях?
Первые шаги
Первым о возможности использовать Северно-восточный проход (так назывался в старину СМП) публично заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. По крайней мере, это суждение сохранила история. При этом Герасимов опирался на слова поморов, ходивших по ледовым морям еще в XIII веке.
Уроженец Холмогор Михаил Ломоносов посвятил арктическим плаваниям две замечательные работы: «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».
Очень интересовал этот вопрос и тобольчанина Д.И. Менделеева, участвовавшего в разработке ледокола «Ермак» вместе с адмиралом Макаровым.
Давние мечты и чаяния впервые осуществил шведский капитан Эрик Норденшельд, дошедший в 1878 году до берегов Чукотки. Его экспедицию финансировали шведский король Оскар II и русский купец, золотопромышленник и полярный исследователь А.М. Сибиряков. В 1893 году этот путь повторил Фритьоф Нансен, а в 1901 году — русский геолог и остзейский барон Эдуард Васильевич Толль.
Из Владивостока на Запад, через Северный Ледовитый океан прошел путь гидрографической экспедиции, которую возглавлял Борис Вилькицкий (1914 – 1915 годы). В этом плавании принял участие Александр Колчак, будущий адмирал и верховный правитель России.
Именно по распоряжению Колчака в Омске 23 апреля 1919 года был создан Комитет Северного морского пути. Это, пожалуй, единственное начинание белых, положительно воспринятое красными. После того как колчаковское правительство пало, комитет почти в полном составе перешел в подчинение Сибреввоенсовета.
В СССР полярные исследования были не только продолжены, но и существенно расширены. В 1932 году на ледоколе «Александр Сибиряков» экспедиция под началом знаменитого полярника академика Отто Шмидта впервые проделала путь от Архангельска до Петропавловска-на-Камчатке за одну навигацию (капитан В.И. Воронин). Не обошлось без приключений. В районе Чукотки корабль потерял винт и некоторое время шел под парусом, а в конце — на буксире.
Три года спустя (с 8 июля по 9 октября 1935-го) состоялось и первое плавание, имеющее народно-хозяйственное значение. Два лесовоза — «Ванцетти» и «Искра» — пришли из Ленинграда во Владивосток. Дорога была проторена.
Путь к победе
Великая Отечественная война показала, какое значение имели для страны повседневные подвиги и научная работа поколений русских полярников. Вклад Северного морского пути в общую победу трудно переоценить. С его помощью удалось обеспечить бесперебойные перевозки с Востока на Запад —  свыше 4 млн тонн важнейших грузов. По Севморпути прошло несколько сотен судов, 170 из них — с конвоями. Флот получал уголь, военная промышленность — никель, медь, лес; также через тихоокеанские и арктические порты шла часть поставок по ленд-лизу.
Новая страница в истории Севморпути была открыта в 1960-1970-е, когда в море вышел атомный ледокол «Ленин», а за ним — семейство атомных ледоколов «Арктика». Со строительством Норильского комбината началась круглогодичная навигация по маршруту Мурманск — Дудинка, а затем круглогодичная навигация и по всему СМП. Без арктических морских дорог освоение Крайнего Севера было бы просто невозможно.
Дела современные
По сравнению с былыми временами сегодня «холодный Шелковый путь» практически опустел. Последние два десятилетия основными пользователями Севморпути остаются крупнейшие российские компании — «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», а также регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока (Красноярский край, Саха — Якутия и Чукотка). После 1991 года Севморпуть был открыт для международной навигации, но первые два иностранных судна прошли из Европы в Азию только через восемнадцать лет, в 2009-м.
Нефтяная платформа
Нефтяная платформа. Фото: Сергей Ещенко/РИА Новости
В последнее пятилетие дела совсем плохи: за год по СМП проходит всего несколько десятков судов, и с каждым годом их число падает (46 в 2012-м; 18 в 2015-м). Даже на пике объем их перевозок в 5–6 раз уступал показателям советских 1980-х. Нынешний кризис и неблагоприятная внешняя конъюнктура только усугубили ситуацию.
В 2015 году было перевезено в 30 (!) раз меньше грузов, чем в докризисном 2013-м. Тем временем через Суэцкий канал в прошлом году было перевезено 998,7 млн тонн, что в 25 тысяч раз больше, чем через Северный морской путь.
Такова текущая ситуация. И, чтобы переломить ее, одних амбиций и территорий, к несчастью, недостаточно — нужны серьезные и последовательные усилия. Нам придется заново покорять Арктику. Сегодня это не намного легче, чем век тому назад.
Преимущества и сложности Северного морского пути
Прелесть в том, что, какой бы ни была политическая и экономическая конъюнктура, базовых преимуществ у Северного морского пути (а вернее, у нас) не отнять. Главный козырь СМП как транзитного коридора (а именно в этом качестве о нем в основном и говорят наши политики) — его протяженность. По Севморпути расстояние от Мурманска до Иокогамы составляет только 5770 морских миль, а если идти через Суэцкий канал — все 12 840. Это гигантская экономия топлива и денег на оплате фрахта и найме команды. Кроме того, на СМП пока нет тарифа за проход, нет угрозы пиратства, нет очереди.
А вот беда в том, что сложности навигации во льдах и перспективы непривычного маршрута пока что перевешивают эти преимущества. Для моряков всего мира Северный морской путь — это, можно сказать, экзотика, причем экстремальная. Опытных капитанов, способных провести судно по СМП, осталось очень немного, а поскольку интерес к этому коридору ослабевает, шансы обучить новое поколение тают с каждым годом.
Будь готов
Безусловно, без активной помощи и участия государства не обойтись, причем развивать СМП надо не только с позиций инфраструктуры, но и просто с точки зрения популяризации, имиджа. Его должны вспомнить, вспомнить его былую славу и снова начать воспринимать не как экзотику, а как выгодный транзитный маршрут. Пожалуй, это и будет наиболее трудная задача, поскольку построить порты не так уж и сложно, намного сложнее переломить инерцию и вклиниться в годами складывавшиеся торговые отношения. При этом бороться придется в условиях низких цен на фрахт (в том же Суэцком канале) и устоявшихся предубеждений против суровой и непредсказуемой Арктики.
Впрочем, повторимся: все это — не более чем особенности текущего момента. Экономическая конъюнктура — самая непостоянная величина в мире. Цена фрахта когда-нибудь пойдет вверх, может измениться еще множество обстоятельств. Главное, чтобы к тому моменту, когда конъюнктура станет благоприятной, мы уже были во всеоружии.
Заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Данилов
Заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Данилов. Фото: Олег Беляевский/Интерпресс/ТАСС
Если верить ученым, время у нас еще есть, но в масштабах поставленных задач его не так уж и много. По словам заместителя директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александра Данилова, сценарии климатических изменений предполагают, что значительно более комфортные условия плавания по Северному Ледовитому океану сложатся уже ко второй половине ХХI века. В какой мере это отразится на экономической эффективности СМП, зависит от нас. Если не будет проделана большая работа по изменению и расширению существующей инфраструктуры, нам не поможет даже потепление в Арктике.
Как считает Данилов, в первую очередь необходимо создать эффективную аварийно-спасательную службу, способную обеспечить спасение экипажей и плавсредств в любое время года на любом отрезке СМП. Нужна современная портовая инфраструктура, суда обеспечения, и в первую очередь ледокольный флот, без которого невозможно регулярное плавание в зимний период времени, даже в условиях потепления XXI века. Ну и так далее.
Смотреть шире
Реализовать свой потенциал в масштабе мировых экономических и политических отношений стремится каждое уважающее себя государство. Тем более не должна отставать в этой гонке такая богатая во всех смыслах страна, как Россия. Но не надо забывать, что наши богатства в первую очередь являются нашими, и только с такой точки зрения их надо использовать. Судьба Северного морского пути в принципе неразделима с судьбой Крайнего Севера России. Если мы вкладываем силы и деньги в одно, это непременно должно отразиться и на втором. Иначе — тупик.
Хороший пример тут — новый арктический порт Сабетта, строящийся на западном берегу Обской губы Карского моря.
Порт создается для нужд Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, разработку ведет «Ямал СПГ». Он призван стать крупнейшим в Западной Арктике, уже принимает суда (несколько сотен проводок в 2014–2015 годах), а заработает на полную мощность к 2018 году. Создание нескольких таких крупных и современных портов с береговой и спасательной службами, развитой инфраструктурой и просто жизнью на берегу океана способно оживить интерес к трансарктическому проходу из Тихого океана в Атлантический. Белое безмолвие льдов и пустые берега на многие тысячи миль отпугивают, и это естественно.    
…Однако речь идет не только о портах, об инфраструктуре и обслуживании международного транзита. Прежде всего, Северный морской путь призван работать на внутренние потребности страны. СМП так же не может существовать без стратегической программы развития Крайнего Севера, как и Крайний Север не в состоянии развиваться без него. Только синергия способна дать определяющий эффект.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ