Новости – Общество
Общество
Сергий Радонежский: всея Руси чудотворец
Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Как монах, он отпустил мир от себя, но мир не захотел отпускать его
18 июля, 2015 08:00
5 мин
18 июля Православная церковь празднует обретение мощей преподобного Сергия Радонежского — монаха, подвижника и чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси.
Пустынь среди леса
Что возникает перед глазами, если мы хотим представить себе преподобного Сергия? Вероятно, в первую очередь это будет смиренный образ старца с окладистой бородой и в темных одеждах. Затем, возможно, мы вспомним маленького мальчика с картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (это имя, данное Сергию при рождении). Но, наверное, правильнее всего было бы представить себе молодого парня 23 лет от роду, остриженного «под горшок»: он только что принял монашеский постриг и идет жить в лес в уединении. Отрешение от мира, от его радостей и забав — нетипичное для его сверстников решение. Обычно на этот путь встают люди старше и мудрее. Но вот он, Сергий — оборачивается последний раз на монастырь, крестится и затем ступает туда, где людей уже нет.
Житие святого сообщает: Варфоломей, будущий Сергий, с детства тяготел к молитве и уединению. Он родился в начале XIV века, родители его, будучи состоятельными, позже испытывали нужду, братья Варфоломея женились, а он попросился благословить его на монашеское служение.
Есть и деталь: при уходе в лес 23-летнего Сергия сопровождал его овдовевший брат Стефан. Но совсем скоро Стефан не выдержит лесной аскезы и уйдет обратно к людям. Однако на его место, прослышав об одиноком подвижнике, придут к Сергию другие люди. Так в 1342 году возникнет монастырь, известный сегодня как Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
«Преподобный Сергий. Строительство обители». Картина Сергея Ефошкина
Новое монашество
В домонгольский период большинство монастырей Руси находилось в городах. Во время татаро-монгольского нашествия многие обители разорили и сожгли. Вместе с общим упадком русских земель замирала и духовная жизнь народа — так подвижники стали уходить в леса.
«Излюбивши пустыню, они явили большую отрешенность от мира и его судьбы, чем подвижники киевские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи. Но взяв на себя труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был, бесспорно, преподобный Сергий», — пишет Георгий Федотов, русский историк и публицист начала XX века.
Первых учеников Сергий принял неохотно, отмечает историк. Приняв, запретил им просить подаяние и наказал кормиться исключительно плодами своего труда. В «северной Фиваиде», говорит Федотов, в отличие от южной — Египта, трудиться нужно было много.
Священство и игуменство в монастыре Сергий тоже принял не сразу — упросили монахи, поселившиеся с ним. Сергий ушел в Переяславль просить в новый монастырь игумена, а епископ, взглянув на него, сказал: «Тебе быть!».
«Так шаг за шагом преподобный Сергий возвращается из излюбленной им пустыни в человеческий мир, хотя бы замкнутый монастырской оградой, — чтобы вскоре переступить и эту самую ограду. Пустыню он завещает своим более счастливым ученикам», — пишет историк.
Куликовская битва
Житие гласит: перед Куликовской битвой в келью к Сергию пришел князь Дмитрий — «потому что великую веру имел в старца».
Дмитрий просил благословения: «Прикажешь ли, отче, идти против безбожных?» На что Сергий ответил: «Иди. И если Бог поможет тебе, с великой честью вернешься». Вместе с благословением старец дал князю двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вернуться с этой битвы им уже не придется: первый погиб в поединке с татарином Челубеем, предварявшим сражение, второй, по преданию, переоделся в княжьи доспехи и повел за собой войско, когда самого князя ранило.
«Благословение князя Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву». Картина Сергея Ефошкина
8 сентября 1380 года на Куликовом поле войско московского князя Дмитрия наголову разбило ордынцев под предводительством Мамая. «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом и встал на поработителей, — пишет историк Василий Ключевский. — И не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями».
Эта победа придала монашеству небывалый прежде авторитет. В последующее столетие вера, которую вдохнул Сергий в людей, вызвала к жизни более 150 монастырей на Руси. Многие были основаны его учениками. Огромное количество новых обителей возникало по границам русского государства, а впоследствии и раздвигало их.
«Именно так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий», — пишет историк Ключевский.
Почитание Сергия Радонежского началось до Макарьевских соборов XIV века, где решали вопросы канонизации русских святых. Мощи преподобного были обретены в 1422 году, спустя 30 лет после его кончины — они находятся в Троице-Сергиевой Лавре, привлекая в Подмосковье паломников со всего мира.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости