Новости – Общество












Общество
Секреты бюджетного «шопинга»

Несколько историй о «странном» потребительском поведении чиновников
1 марта, 2019 17:44
4 мин
Новость о закупке сигарет Администрацией Президента на стоимость трёхкомнатной квартиры в приличном районе Москвы не могла не стать резонансной — по всем законам современных медиа: тут и солидность самого объекта внимания, «парадоксальность» товара и, конечно, назначенная стоимость.
Экзотичность лота ненадолго смутила даже предельно лояльных комментаторов, которые не сразу вспомнили, что есть входящий в структуру АП торговый дом «Кремлёвский» со своей сетью магазинов (минимаркеты открыты в ряде федеральных органов и ведомств, например, в Государственной Думе, Совете Федерации) и ведёт обычную коммерческую деятельность.

Соответственно и источник средств для закупки — не бюджетный. Просто принадлежность к ведомству не оставляет другого варианта оптовых закупок.
Итак, подловить самую влиятельную из всех государственных контор на «злоупотреблении» не вышло, но чем не повод вспомнить о тех госзакупках, действительно странных, что делались ведомствами хоть и куда попроще, но при том на не менее серьёзные суммы и уж точно за счёт выделяемого государством бюджета.
Державно и Гламурно
Например, летом прошлого года Правительство Тюменской области решило сделать сказочный подарок будущему губернатору (регион той осенью выбирал себе главу) и заказало драгоценный канцелярский набор из нефрита и латуни с позолотой стоимостью без малого 1 миллион 200 тысяч рублей. Заказ должен был быть готов аккурат к инаугурации главы региона.
При этом контрольные ведомства изначально почему-то не смутило, что закупка производилась у единственного поставщика — художественной мастерской МАОК в Челябинской области
И только ленивый в прошлом году не пинал с удовольствием карачаево-черкесских водопроводников, ведь республиканский АО «Водоканал» вдруг разместил на госзакупках потрясающий по сочетанию бессмысленности и наглости лот — закупку на условиях лизинга двух автомобилей Mercedes-Benz серий AMG G63 и S63 AMG 4Matic стоимостью 20,4 и 17,9 млн рублей соответственно. Это, обратим внимание, в республике, находящейся сегодня в хвосте всех экономических рейтингов России и со средним уровнем заработной платы почти в 2 раза ниже средней по России (по данным 2018 года).

Как заработать академику?
Но куда обиднее, если не сказать страшнее, когда преступное обогащение (или, в наших случаях, их попытки) касаются медицины — эта отрасль, в силу своей специфики, вообще признана достаточно проблемной для контролирующих органов — не каждый аудитор «напряжётся», увидев в документации стоимость необходимого для закупки высокотехнологического оборудования.
Оно ведь заведомо дорогое, а сам рынок находится в узкоспециализированной нише — просто так не залезешь в какой-нибудь «Яндекс-Маркет», чтобы посмотреть цены на определенный аппарат МРТ для профессиональной клиники. Тем не менее, махинации удавалось и удаётся вскрывать даже здесь.
Так, осенью прошлого года в оборот следствия попал директор Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (ЦИТО им. Н.Н. Приорова) Сергей Миронов — академик РАН и РАМН.
В отношении признанного профессора и, без иронии, научного светила было возбуждено дело по признакам части 1 статьи 285 УК РФ за грубые нарушения, допущенные его учреждением при заключении госконтрактов
В частности, компания «Версо-Монолит» — подрядчик на работы по обустройству ЦИТО им. Пирогова — получила без малого 7 миллиардов рублей из средств бюджета за работу, которая фактически выполнена не была, но Миронов соответствующий акт подписал всё равно.
Помимо этого, следствие установило злоупотребления и при закупке дорогостоящего оборудования. Например, как оказалось, представители лечебного учреждения в среднем в три раза завысили по бумагам стоимость рентгеновского томографа Optima CT660 (поставщик «Медимпорт» — 50 млн руб.), магнитно-резонансного томографа Ingenia 1,5T («Мединсвет» — 94,5 млн рублей), цифровая рентгеновская система Optima XR646 («Медиа Сервис АБВ» — 30 млн рублей) , при этом в самом описании техзадания были выявлены признаки «закладок» — формально законных дополнительных условий, которые, при этом, заведомо сужали потенциальный круг претендентов на контракт.
Кроме того, даже закупленное по заведомо завышенной стоимости оборудование, как зафиксировали аудиторы, стояло без дела.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости