«Сделать одну и ту же фигурку одинаково невозможно»
6 мин чтения
Фото из архива Центра романовской игрушки

Фото из архива Центра романовской игрушки

Как в Липецкой области сохраняют народный романовский промысел

Неподалеку от Липецка расположилось село Троицкое, в котором процветает Центр романовской игрушки. Он является единственным в Липецкой области учреждением, где стараются сохранить уникальный промысел. Мастера центра возрождают игрушки, в которые играли еще их прапрабабушки и прапрадедушки. Корреспондент «Русской планеты» узнала, как они это делают.

Козел означал хлебное изобилие

В 60-х годах XX века липчанин Виктор Маркин, работая на огороде, случайно нашел обломки глиняной фигурки. Стал копать в других местах и обнаружил другие детали. Виктор заинтересовался находкой и обратился к старожилам.

Ему рассказали, что такие фрагменты попадаются чуть ли не на каждом приусадебном участке Ленино и соседнего Троицкого. Причина в том, что в XVI веке бояре Романовы привезли своих крестьян из разоренных вотчин Скопинского уезда и образовали Романово городище. Позднее родственник царя Михаила Федоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. А в XVIII веке преобразовалось в большое село Романово — ныне Ленино.

В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Неудивительно, что гончарные изделия крестьяне обжигали почти в каждом доме, а затем отправляли их в уездный город Липецк и на ярмарки. Одни делали из глины посуду, другие — игрушки-свистульки, которые прозвали романовскими. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение, а вместе с ней в землю попадали разбитые фигурки.

Виктор попробовал самостоятельно лепить игрушки. Получалось плохо, и отец посоветовал обратиться за советом к Ивану Гункину, который был известным на селе мастером-игрушечником, перенявшим искусство по наследству. Так Виктор стал его учеником.

В 1986 году Маркин, заочно обучаясь на историческом факультете Липецкого государственного педагогического университета, пришел работать в троицкую школу, в которой  организовал кружок по лепке романовской игрушки. Жители приносили черепки и осколки, которые находили в огородах, а мастер воссоздавал по ним фигурки, совсем как его учитель Гункин.

— Наш центр вырос из кружка Виктора Маркина, — встречает меня на пороге заместитель директора областного липецкого Центра романовской игрушки Алина Теперик. — Потом под кружок отдали здание старой сельской школы. Долгое время мы были подразделением самых разных культурных учреждений, и только в 2011 году по решению администрации Липецкой области приобрели независимость. Большая заслуга в этом директора Центра романовской игрушки Марины Кирсановой.

Фигурки здесь повсюду. Петухи с гребешками-полусолнцами, горделивые индюки, лошадки, барашки. Представлены и более сложные сюжеты: лихие запряжки с седоками, пары, танцующие на балу, медведи.

— Романовская игрушка изначально была небольшой, чтобы умещаться на ладони ребенка. Каждая имела обрядовый смысл: индюк служил оберегом, собака считалась охранителем, козел ржаной означал хлебное изобилие, — рассказывает Алина. — Позднее появились образы утки, селезня, коровы, быка. К самым поздним относятся композиции барышень с кавалерами. Они появились, когда в Липецке открылся курорт.

Ольга Волокитина с мастер-классом в Индии. Фото из архива Центра романовской игрушки

— Почему в игрушках нет, к примеру, синих цветов?

— Их традиционная гамма — красно-желто-зеленая, плюс могут присутствовать серебряные прожилки. Обратите внимание на яркость красок: игрушка ни в коем случае не должна быть ни тусклее, ни ярче.

Откуда берется свист

Рассматриваю оленей, петухов, барашков. Практически в каждой игрушке есть свисток.

— Не хотите попробовать поиграть? — протягивает мне лошадку мастер Виктор Маркин.

Я подношу ее к губам, но выходит что-то непонятное.

— Да, здесь тоже приноровиться надо, — смеется, забирает игрушку и начинает наигрывать мелодию.

— Почему романовская игрушка является именно свистулькой?

— Существовало две причины. Во-первых, считалось, что свист отпугивал злых духов. Во-вторых, так ребенок развивал легкие. Вот, например, барыня-романушка сама может быть не музыкальной, но она держит в ладошке маленького жаворонка, в котором уже есть дырочки.

Он разговаривает со мной, а сам делает из глиняного шара лепешку.

— Сначала нужно обязательно перебрать глину, удалить камешки, корешки. Если не промять ее, может остаться маленький кусочек известняка, и при обжиге фигура треснет. Потом надо отбить глину о деревянную дощечку, чтобы масса стала однородной, без воздушных пузырьков. И только затем приступать к работе.

Защипывает края так, что получается большой «пельмень», полый внутри.

— Это нужно для того, чтобы оставалось пространство для звука, — поясняет мастер. — Этот прием лепки так и называется — «пельмень». Из таких заготовок обычно делают игрушки попроще — козликов, птиц.

Он формирует голову птицы, делает хвост с будущим свистком. Силуэт готов. Специальной деревянной палочкой, острой и круглой с одной стороны и заточенной лопаткой с другой, делает глазки, вырисовывает узоры.

— За свисток можно браться лишь тогда, когда глина «подвянет».

— Вы сказали, что «пельмень» — это лишь один из приемов лепки. Какие есть еще?

— Основных три: «пельмень», «катушка» и «кукан». В «катушке» лепка идет от цельного куска. Мастер набивает толстый и короткий валик, пережимает его немного посередине и подбивает с двух концов. Получается «катушка». Затем надо вытянуть ноги и голову. Таким приемом обычно делают лошадей и собак.

Барышень чаще всего мастерят приемом «кукан». Из куска глины набивается конус, внутри которого при помощи заостренной раскатки формируется полость — так получается колокол юбки. Туловище и голова вытягиваются, а руки примазываются. Детали костюма делаются из жгутиков, которые затем тоже примазываются.

— А что потом?

— Работа сохнет как минимум сутки, а затем обжигается в течение нескольких дней в специальной электрической печи при температуре 1900–1950 градусов. Это современная технология. Раньше мастера обжигали игрушки в горнах, которые делали сами. Так назывались полуподземные и подземные печи. После обжига работе нужно «отстояться». Только когда глина окончательно окрепнет, и ее можно расписывать. Серебряные «оживки» наносятся на игрушку уже в конце. Получается, что на создание самой простой фигурки уходит минимум неделя.

— Что же является самым главным в процессе?

— Главное — это душа мастера. Есть одна очень хорошая поговорка: «Каждая игрушка ищет своего хозяина». Так и есть. Одна и та же игрушка в разных руках звучит по-разному. Да и сделать одинаковые фигурки невозможно. Хотя сейчас мы только воссоздаем сюжеты, наша задача ведь сохранять традиции, а не придумывать.

Виктор Маркин в настоящее время является главным специалистом центра. Он воспитал более 500 учеников, среди них — Ольга Волокитина, ставшая заместителем директора по творческой части, и начальник отдела декоративно-прикладного искусства Анастасия Короленко, у которых уже есть свои подопечные.

Помимо мастеров по романовской игрушке в центре работают умельцы, которые занимаются текстильной куклой, лоскутным шитьем, кружевоплетением. Широко представлена вышивка тамбурным швом, который всегда был характерен именно для Липецкой области. А в гончарной мастерской можно научиться изготавливать посуду.

Помимо мастеров по романовской игрушке в центре работают умельцы, которые занимаются текстильной куклой, лоскутным шитьем, кружевоплетением. Фото из архива Центра романовской игрушки

«Поет игрушка-романушка»

В центре регулярно проводятся интерактивные программы. Некоторые привязаны к народным праздникам и обрядам, другие идут круглый год. Помимо мастер-классов, они включают в себя просмотр фильма об истории романовской игрушки, народные игры, потехи, театральные представления. Однако попасть на такую программу можно лишь в составе группы от 20 человек, причем записываться надо заранее. Тем не менее это не мешает гостям приезжать не только из Липецкой, но и из Тамбовской, Тульской, Воронежской областей.

В центре постоянно проходят какие-то мероприятия, а мастера участвуют в конкурсах, фестивалях. Не просто участвуют, а побеждают.

— Это откуда? — показываю на грамоту, висящую на стене.

— В начале июля наши мастера побывали в Одоеве Тульской области на межрегиональном фестивале гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона», — отвечает Алина Теперик.

— А что было в Витебске? — показываю на другой диплом.

— Там проходил крупнейший в Европе фестиваль «Славянский базар в Витебске». На ярмарке ремесел наши сотрудники Людмила Люрис и Анастасия Короленко провели показательные мастер-классы по лепке романовской игрушки и вышивке тамбурным швом.

Центр регулярно проводит межрегиональные фестивали «Ты, душа моя, игрушечка», «Поет игрушка-романушка», «К вершинам мастерства», а в нынешнем году были организованы конкурсы «Русский костюм — зеркало души» и «Романушка. Новый взгляд».

Помимо этого ведется исследовательская деятельность, благодаря ей были воссозданы многие сюжеты. А жители до сих пор находят у себя в огородах осколки фигурок и несут их к нам. В центре есть выставочный зал, где показаны не только романовские игрушки, но и игрушки других регионов. В отдельной витрине представлены те, которые можно купить.

Центр постоянно пополняется старинными обиходными вещами. Сюда приносят романовские костюмы, их детали. По их подобию мастера создают новые. Увидеть наряды можно в выставочном зале, представлены здесь и прялки. А недавно принесли очень старый аккордеон. В скором времени планируется начать проведение коллективных уроков по изготовлению глиняных изразцов.

— Старт этому плану был дан уже в мае, — рассказывает Алина. — На одном из фестивалей ребята изготавливали глиняные таблички, темой была кириллица. Мы подготовили заготовки, а дети вырезали буквы, символы и накладывали их на эти таблички. Потом мастера их чуть доработали и отправили на сушку. Пока готовы еще не все, но когда последний этап завершится, мы планируем увешать табличками фасад нашего центра.

— Это сколько же их получилось?!

— Очень много. Вы даже не представляете, какой был ажиотаж. Поэтому-то мы и решили, что надо проводить коллективные уроки постоянно.

Планов на будущее — море. В середине сентября в центре откроется выставка «Игрушка народов мира», в которой собираются принять участие более 45 стран.

В октябре в Липецкой области впервые пройдет Всероссийский фестиваль мастеров народной игрушки. В Липецк приедут умельцы более чем из 20 регионов России, и каждый привезет с собой образцы игрушек родного края и продемонстрирует свое мастерство. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Иван Гончаров: «Вот где зло: в грубом и одностороннем понимании уменья жить» Далее в рубрике Иван Гончаров: «Вот где зло: в грубом и одностороннем понимании уменья жить»Великий русский писатель — о безупречных лицах, мнимой роскоши и качествах порядочного человека Читайте в рубрике «Общество» «Раскрыть в себе образ Божий»Как проходят учебные дни воспитанников Казанской духовной семинарии «Раскрыть в себе образ Божий»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
14 сентября 2015, 17:44
Дело хорошее, но тут главное - не переборщить с русско-народным трендом. Всё хорошо в меру.
14 сентября 2015, 16:29
Липецкая область одна из самых сильных в регионе, дороги отличные
13 сентября 2015, 12:19
Старые игрушки очень хороши. Такими игрушками надо награждать детей за хорошие поступки, ане куклами Барби.
14 сентября 2015, 17:46
Это типо дрессура такая...? )
13 сентября 2015, 22:03
да куклы барби давно уже покинули прилавки наших магазинов, сейчас другие игрушечные герои
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!