Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Сбитый самолет
Фото: Dlyakota.ru

Сбить нарушителя любой ценой

Как советские зенитчики перехватили самолёт Пауэрса в небе над Свердловском
Александр Кочан
1 мая, 2020 12:07
8 мин

60 лет назад в небе над Свердловском (сейчас — Екатеринбург) советские зенитчики осуществили первый успешный перехват иностранного воздушного судна с помощью зенитного ракетного комплекса (ЗРК). Мишенью наших военнослужащих стал самолёт-разведчик США Lockheed U-2, который пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс. Эта история давно превратилась в легенду, хотя достоверных данных о событиях 1 мая 1960 года по-прежнему не так много.

От Свердловска до Карибского кризиса

Удар по U-2 имел колоссальный политический резонанс. Над задержанным, а потом арестованным Пауэрсом советские власти устроили открытый процесс, привлекая к нему как можно больше внимания западных журналистов. В середине августа 1960 года военная коллегия Верховного суда СССР приговорила лётчика к 10 годам тюрьмы.

Крайне негативно инцидент повлиял не только на советско-американские отношения, но и на глобальную безопасность. Отголосками перехвата американского самолёта были строительство Берлинской стены (1961), размещение баллистических ракет на Кубе и Карибский кризис (1962), который поставил обе державы на грань ядерного противостояния

Москва явно пыталась получить определённые выгоды из статуса жертвы шпионажа. Советский Союз пошёл обострение отношений с США, хотя ещё сильно отставал по военным возможностям от своего оппонента. Курс Хрущёва, несмотря на некоторые перегибы и существенные риски, принёс свои плоды. В Вашингтоне произошло отрезвление: разведка начала работать более тонко, а СССР стал восприниматься как практически равный соперник.

10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-Брюкке, соединяющим Берлин и Потсдам, американцы обменяли Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля. Лётчик после разбирательств с ЦРУ продолжил работать по профессии, правда, уже не в военной авиации. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при пилотировании вертолёта агентства радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе.

Американский «Оверфлайт»

Прерванный советскими зенитчиками полёт Пауэрса был частью масштабной разведывательной деятельности ЦРУ в отношении СССР. Центральное разведуправление США интересовали прежде всего советские объекты ракетно-ядерной инфраструктуры. К их изучению регулярно привлекалась авиация, проводившая фотосъёмку в рамках операции «Оверфлайт».

Американцам помогала превосходная на тот момент оптическая аппаратура. Она позволяла проводить детализированную съёмку на высотах свыше 20 километров. В зависимости от погодных условий самолёт-разведчик мог даже сфотографировать серийный номер воздушного судна.

Lockheed U-2, который пилотировал Пауэрс, был уникальной по своим возможностям разведывательной машиной. Самолёт мог совершать многочасовой беспосадочный полёт в стратосфере. Например, Пауэрс поднял машину с авиабазы в пакистанском Пешаваре и должен был приземлиться на аэродроме Будё в Норвегии. По пути он собирался сфотографировать секретные объекты в Казахстане, Свердловской и Архангельской областях.

В случае преследования истребителями противника U-2 мог подняться на абсолютно безопасную для него высоту в 23-24 километра. Модернизированные версии этих машин до сих пор стоят на вооружении США.

С 1956 года и до 1 мая 1960 года в интересах ЦРУ американские самолёты более 20 раз пролетели над территорией СССР, причём в некоторых случаях «миссии» американских разведчиков оставались незамеченными для советских военных

Такая ситуация была недопустимой. В конце концов вместо самолёта-разведчика воздушную границу страны могли пересечь дальние бомбардировщики. Чтобы предотвратить потенциальную агрессию ВВС США, советские инженеры создали систему С-25 «Беркут», которая прикрыла Москву. В регионах было решено развернуть ЗРК С-75, способные перехватывать авиацию противника на дальности свыше 30 км. Именно это средство ПВО нанесло удар по U-2 1 мая 1960 года.

Триумф и трагедия

В момент перехвата самолёта Пауэрса советская система ПВО находилась в стадии становления. Объективным и естественным её недостатком была нехватка опыта эксплуатации новой техники и отсутствие навыков управления боем. Эти факторы сыграли роковую роль в небе над Свердловском.

Зенитчики открыли огонь по трём советским самолётам, которые вылетели ранее на перехват U-2. Два пилота смогли уйти от удара, а в третий истребитель, который пилотировал старший лейтенант Сергей Сафронов, попали три ракеты. Указом президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года офицер посмертно был награжден орденом Красного Знамени. Однако обстоятельства его гибели Минобороны скрывало вплоть до конца 1980-х годов.

Из официальной версии следует, что в самолёт Пауэрса попали две ракеты. Разрыв первого боеприпаса произошёл рядом с хвостом U-2. Самолёт начал снижаться и разваливаться на части. Лётчик оказался в сложной ситуации. По инструкции он должен был, по сути, совершить самоубийство, уничтожив самолёт и бортовое оборудование. Для этого ему нужно было воспользоваться катапультой, которая привела бы к детонации взрывчатки

Пауэрс нарушил правила, чтобы сохранить себе жизнь. Он дождался пока самолёт снизиться на высоту, где можно дышать без кислородной маски. Затем он покинул разваливающуюся на части машину, выпрыгнув из неё с парашютом.

До сих пор непонятно, какое количество ракет было выпущено 1 мая 1960 года. Известно, что первыми стрельбу по U-2 открыл дивизион 37-й зенитной ракетной бригады. Согласно существовавшим тогда предписаниям, расчёт должен был выпустить две-три ракеты, однако в версии, изложенной на сайте Минобороны РФ, говорится об одной.

По данным военного ведомства, U-2 был сбит 2-м дивизионом 57-й зенитной ракетной бригады под командованием майора Воронова. Вторая ракета попала уже в обломок американского самолёта. В общей сложности было выпущено восемь ракет, хотя часть экспертов настаивает, что это заниженная цифра.

Напомним, что на один самолёт-нарушитель отводилось не более трёх ракет. Зачем же расчёты 57-й бригады выпустили как минимум семь ракет? Наиболее вероятная причина — это полная неразбериха, творившаяся утром 1 мая 1960 года. Зенитчики не понимали откуда в небе взялись ещё самолёты и открыли огонь по обломкам и своим истребителям, чтобы отчитаться о гарантированном уничтожении нарушителей госграницы.

Ещё один фактор, которым объясняется нервозность зенитчиков, это огромное морально-психологическое давление. 9 апреля 1960 года U-2, также вылетевший из Пешавара, совершил сверхудачную миссию. С высоты 20 километров самолёт заснял Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту-95, площадку для пуска ракет Сары-Шаган и будущий Байконур.

Учитывая импульсивность Хрущёва, можно предположить, что советское военное руководство получило чрезвычайно жёсткий выговор. Перед войсками была поставлена задача любой ценой предотвращать полёты американских машин. По некоторым данным, истребителям даже предписывалось тарантить самолёты в случае невозможности уничтожить противника другими способами

По итогам инцидента с U-2 Минобороны СССР провело серьёзную работу над ошибками. Прежде всего, были устранены провалы во взаимодействии наземных комплексов с истребительной авиацией, на вооружение начали поступать автоматизированные системы управления, а самолёты ВВС получили опознавательную аппаратуру.

Поделиться
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ