Новости – Люди












Люди
Санкции, вино и Крым

Винная коллекция комбината «Массандра». Фото: Геодакян Артем/ТАСС
Может ли крымское вино восполнить потерю импорта, и когда это произойдет
31 января, 2016 15:00
7 мин
25 января президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович сообщил, что падение рубля, помимо прочих последствий, приведет к росту цен на российское вино.
«В среднем, его цена увеличится на 15–20% по сравнению с прошлым годом. Одним из факторов этого станет увеличение стоимости импортных комплектующих, которые используют наши производители», — рассказал Попович.
Это заявление звучит неожиданно, ведь логично было бы ожидать, что благодаря Крыму ассортимент вин в российских магазинах заметно расширится, а цены будут приемлемыми.
Но в действительности крымское виноделие имеет весьма ограниченную ресурсную базу, оставаясь крайне зависимым от санкций и их последствий. И для превращения Крыма в полноценный и самодостаточный центр виноделия потребуется, по крайней мере, 6-7 лет и внушительный бюджет.
От Горбачева до саженцев
Как и в других винодельческих регионах СССР, в конце 80-х годов прошлого века на полуострове проходила «антиалкогольная кампания». Ее результатом стало уничтожение основного массива виноградников, многие из которых существовали на основе сорокалетней селекции — и вместе с ними была утрачена сырьевая база.
Восстановление виноградников в Крыму в составе независимой Украины проходило весьма неуверенно и куда медленнее, чем в России. Так, крупнейший в Крыму производитель вина — государственное предприятие «Массандра» — впервые смогло обновить виноградники лишь после возвращения на Родину: в мае 2015 года был заложен 21 гектар виноградников.
В 70-е годы XX века, на пике развития винодельческой отрасли полуострова, на нем возделывалось порядка 112 тыс. гектаров виноградников. По состоянию на 2014 год — около 30 тысяч официально, по доставшейся «в наследство» от Украины документации. Сами виноделы придерживаются более скромного мнения — в Крыму сейчас не более 15 000 га винограда. Так, в одном из крупных центров выращивания винограда — совхозе им. Полины Осипенко — числится 2900 га виноградников, однако 2200 га находятся в запустении.
Большинство виноградников «Массандры» и «Инкермана» требует пересадки, так как они были посажены еще в 1970–1980-х годах и дают 25% максимально возможного урожая.
Виноградарство — одна из самых длинных по окупаемости сельскохозяйственных отраслей, первый урожай может быть получен не ранее четырех-пяти лет после посадки.
То есть, собственными ресурсами, даже при развитии продуктивности сельскохозяйственных технологий, крымскому виноделию удается обеспечить не более 30% своих потребностей, и такая пропорция сохранится в ближайшие годы. Остальное компенсируется поставками виноматериалов из самых разных регионов планеты, от Испании и Молдавии до Узбекистана и ЮАР, поэтому называть многие произведенные на крупных предприятиях вина «крымскими» можно лишь частично.
Например, на винодельческом предприятии «Инкерман» есть подвалы, общей площадью более 50 тысяч кубометров, сотни дубовых емкостей различной емкости, но нет ни одного виноградного пресса. Завод предпочитает покупать молодое, невыдержанное вино у других хозяйств края, выдерживает его, доводя до кондиции, и поставляет на рынок под своим брендом.
Согласно расчетам, которые проводились при составлении Федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года, удовлетворить первичные потребности винодельческих производств Крыма в качественном винограде могут дополнительные10–12 тыс. га через 10 лет, что требует ежегодной посадки до 500 га виноградников.
Этот процесс весьма затратен. Саженцев требуется до 6000 на гектар, при средней цене одного саженца в 1,5-2 евро. И стоимость в евро обозначена вовсе не зря — большинство саженцев винограда исторически закупается в Западной Европе, прежде всего, во Франции и Италии.
Итальянские производители могут продать до 100 миллионов саженцев, и представители профильных компаний посещали полуостров с целью проведения переговоров. Пока что результат отсутствует — итальянские коллеги опасаются практического сотрудничества с Крымом из-за боязни штрафов за нарушение «антикрымского» санкционного режима. Хотя варианты доставки саженцев «кружным путем», через другие субъекты Федерации, разумеется, обсуждаются.
Пока что удается покупать саженцы в Сербии, по 80 евроцентов. Об этом 28 января заявил директор ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» Александр Жежель. На субсидирование посадки виноградников в этом году, по данным Минсельхоза, будет выделено 2,4 млрд руб.
Переходить на российские саженцы виноделы не хотят: во-первых, их нет в достаточном количестве, во-вторых, они хуже по качеству — уровень приживаемости менее 70% против 98% у французских. То есть, для полноценного функционирования винодельческой отрасли Крыма — да и России вообще — необходимо обеспечить собственное выращивание сортовых саженцев, успешно их вырастить и начать собирать урожай.
Если нет количества, то качество
На данный момент наибольших успехов в развитии аутентичного виноделия Крыма добились небольшие хозяйства. Развитие отрасли в направлении элитного виноделия и создания «винной провинции» предусмотрено концепцией развития Севастополя — основой чего должны стать небольшие винодельческие компании полного цикла. Логика здесь такова: с одного гектара получается больше выручки, соответственно, больше налоговых отчислений. Также рассматривается возможность создания винодельческих кластеров, объединяющих различные по размеру виноградарские хозяйства, поставщиков оборудования и расходных материалов, услуг, профильных научно-исследовательских институтов и т.д.
Можно перечислить ряд успешных с этой точки зрения хозяйств и объединений — Uppa Winery, компания «Сатера», винодельческий проект Alma Valley, где под руководством немецкого винодела с 35-летним стажем Томаса Долла превращается в вино специальный сорт винограда Рисланер, количество которого во всем мире не превышает 100 гектаров.
Этим и другим крымским хозяйствам удается добиваться приемлемых с точки зрения стоимости и хороших по качеству результатов — компания «Сатера» предлагает широкий выбор вин от 300-400 рублей за бутылку, Alma Valley оперирует ценником от 500. Особняком стоит Uppa Winery, вино которой «Черная речка» продается в районе 2000-3000 рублей.
Вина этих производителей можно отнести к категории стопроцентно крымских вин. Однако в силу занимаемой ниши, они не могут получить повсеместного распространения, а сделать цены еще ниже в обозримой перспективе вряд ли возможно. Потребуются значительные инвестиции, которые, как уже говорилось, относятся к категории «длинных», со сроком возврата не менее 10 лет.
Крупные предприятия также стремятся оправдывать статус «крымского» производителя, используя виноматериалы местного происхождения. Тем не менее в ближайшие 5-7 лет крымские вина будут либо дорогими, либо не всегда крымскими.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости