Новости – Общество
Общество
Амнистия перепланировки
План перепланировки. Фото: YAY/TASS
В Госдуме предлагают освободить граждан от штрафов, если самовольную перепланировку они произвели до 2005 года
22 июня, 2016 14:00
6 мин
Депутат нижней палаты парламента из фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк внес на рассмотрение проект закона (копия есть в распоряжении РП) «О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях» в части вопросов, связанных с неприменением административной ответственности, в том числе при длящемся административном правонарушении — самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого дома и (или) жилых помещениях, в том числе перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.
Сегодня в соответствии с частью 2 статьи 7.21 КоАП за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах предусмотрен административный штраф в размере от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей.
Законодатель предлагает включить в эту статью часть 3-ю следующего содержания: «впервые совершенное административное правонарушение, связанное с самовольным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, а равно самовольным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах, не повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозы повреждения целостности здания и (или) его конструкции, — влечет предупреждение».
При этом в ту же часть статьи включается примечание, которое говорит о том, что освобождаться от административной ответственности за соответствующее деяние могут лишь те, кто совершил его до 1 марта 2005 года, момента вступления в силу Жилищного кодекса (ЖК).
Данная поправка в отношении лиц, совершивших самовольную перепланировку до 2005 года, крайне актуальна и сейчас. Многие граждане, опасаясь штрафных санкций, не спешат легализовать изменения, произведенные в своих квартирах. Так, когда гражданин обращается добровольно в орган, осуществляющий согласование и легализацию давно произведенного улучшения жилищных условий, даже при малозначительных переустройствах «в ответ» он получает административный штраф и направление в суд для утверждения своего права на улучшение жилищных условий. Согласно части 4 статьи 29 ЖК, только «на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если это не нарушает права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью».
Данная категория судебных разбирательств в настоящее время составляет значительную часть дел.
«Действующие нормы КоАП и Жилищного кодекса в сфере частной перепланировки жилых помещений оставляют больше вопросов, чем ответов. При этом прав у граждан гораздо меньше, чем обязанностей. Решил улучшить условия проживания для своей семьи — или добро пожаловать на круги ада согласований, или сиди в своем аквариуме и будь доволен уже тем, что имеешь. Такова сегодня логика чиновников. То есть даже для малозначительных работ по переустройству жилья нужны планы, их согласование и утверждение, что еще далеко не факт. И гайки ответственности для граждан за самовольную перепланировку закручены до риска сорвать резьбу, — пояснил Сердюк. — Концепция законопроекта предполагает освободить от административной ответственности тех собственников жилых помещений, кто добровольно обратился в надзорные и регулирующие органы с просьбой узаконить давние малозначимые работы по перепланировке. Ни штрафов, ни судов для людей, в свое время без злого умысла попытавшихся улучшить условия проживания и не нарушивших при этом конституционных прав других граждан. Гайки давно пора ослабить».
В пояснительной записке к законопроекту (копия есть в распоряжении РП) отмечается, что предлагаемая позиция не является бесспорной, однако государство не может «перманентно идти» по пути расширения и ужесточения административных правовых санкций и при этом не учитывать ни позиции человеческого фактора, ни тенденции расширения негативного влияния «нигилистского» отношения к законным требованиям. Особенно, как заметил Михаил Сердюк, когда в СМИ постоянно наличествует информация, призывающая людей к жилищным удобствам — демонстрируются тысячи вариантов квартирных ремонтов, но при этом нет «бегущей строки» о необходимости предварительного разрешения на демонстрируемые новации.
С одной стороны, авторов законопроекта понять можно. Нет никакого особо смысла за перепланировку более чем 10-летней давности накладывать символический штраф в размере 2 тысяч рублей и далее загружать суд долгой работой по техническому анализу и легализации самовольной перепланировки. Провести теханализ и легализовать перепланировку вполне мог бы и профильный орган или организация.
С другой стороны, к законопроекту возникает несколько вопросов. Каким образом согласовательный орган должен определить точную дату проведения перепланировки? Не случится ли так, что человек, сделавший перепланировку год назад, придет к чиновникам и скажет, что делал ее еще в 2003 году? Будет ли в этом случае работать принцип безусловного согласия с заявлением гражданина, или орган станет собирать факты и доказательства того, что ремонт произведен после 2005 года? В первом случае легализовать без штрафа свои квартиры побегут тысячи людей, сделавших ремонт после принятия ЖК. Во втором случае различным бюро технической инвентаризации и подобным организациям придется «перепрофилироваться» в детективные агентства и увязнуть в выяснении времени перепланировки.
Пожалуй, самой большой проблемой в борьбе с самовольными перепланировками является штраф в размере от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей. Человека, решившего полностью видоизменить свое жилье, сделать ремонт, потратив на него несколько сотен тысяч, а то и миллионов рублей, вряд ли смутит штраф в пару тысяч. По сути, размер штрафа и создал весь масштаб проблемы самовольных перепланировок, и лишь его заметное увеличение может заставить владельцев квартир перед разрушением стен зайти в государственную организацию и согласовать свои планы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости