Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Самая нелепая авиакатастрофа времен СССР

Самолёт Ли-2
Фото: Allscale.ru
27 мая 1953 года в небе столкнулись два самолёта Ли-2
Андрей Карелин
27 мая, 2020 12:22
7 мин

Ли-2 часто отождествляют с целой эпохой. Безотказный военный самолёт, производство которого началось в 1939-м, создавался на базе пассажирского ПС-84. Советские конструкторы, понимавшие, что для развития советской авиации нужны смелые шаги вперёд, решились на них и калькировали американский Douglas DC-3.

До 1942 года самолёт назывался ПС-84. В ходе войны сыграл значительную роль. Шла кровопролитная Сталинградская битва. В ночь на 26 августа 1942 года, сброшенные с этого самолёта, ещё называвшегося по старинке ПС-84, бомбы пустили на дно фашистские переправы. Осенью 1942-го самолёт был переименован в Ли-2» - в честь главного инженера Бориса Павловича Лисунова.

«Самолёт-универсал»

Его использовали и как бомбардировщик, и как транспортник, у которого были почти неограниченные возможности по десантированию. Каждый месяц производилось по 50-55 единиц замечательного воздушного корабля. По окончании войны он вновь обрёл пассажирские версии, не утратив своей надёжности.

Комфорта в пассажирском Ли-2 прибавилось. Пассажиры сидели в полумягких креслах. Полы были устланы коврами. Отопление, звукоизоляция, гардероб, полки для личных вещей и даже туалет – всё в наличии. Самолёт был настолько многофункционален, совершенен и удачен, что даже после того, как он перестал соответствовать требованиям «Аэрофлота» и оказался снят с производства в 1953 году, его эксплуатация продолжалась ещё почти 20 лет – до 1972 года!

Такой самолёт было очень непросто угробить. Но то, что часто было не под силу немецким «Фокерам», ровно 67 лет назад получилось у «соколов» советской авиации.

26 мая 1953 года командир воздушного судна Иосиф Данилович Станишевский запросил разрешение на взлёт у диспетчера Иркутского аэропорта. В 21.07 он поднял в воздух пассажирский Ли-2, на борту которого были 14 взрослых и 2 ребёнка. Путь был неблизкий, если учитывать, что крейсерская скорость «Ли-2» составляла примерно 297 км/ч. Вылетали из Иркутска, дозаправка в Красноярске. Потом через Кемерово в Новосибирск.

Жизнь 16-ти человек, двое из которых были детьми, доверили пилоту, ранее терявшему ориентацию в пространстве, имевшему дисциплинарные взыскания, грубо нарушавшему маршруты полётов.

Коллеги уличали Станишевского в заносчивости и непрофессионализме. Он был понижен в должности (с КВС до второго пилота). Но, увы, несмотря на очевидные пробелы в навыках пилотирования и упрямство в нежелании признавать некомпетентность и авантюризм, Иосиф Данилович был восстановлен и снова сел в кресло командира корабля с бортовым номером Л4534. Самолёт был, считай, новый – 1948 года выпуска. Всего 3882 часа налёта.

В 00.50 борт Л4534 благополучно совершил посадку в Красноярске. А в 02.40 по московскому времени из Новосибирска навстречу вылетел самолёт Ли-2Т. Он имел бортовой номер А4031. На его борту пассажиров не было. Зато были два аэросъёмщика – Михаил Щур, Николай Павлов и женщина-бортоператор Зоя Волкова. В задачу этих специалистов входило проведение аэрофотосъёмки для Главного управления геодезии и картографии в 60 км от Кемеровского аэропорта.

Ничего не предвещало катастрофы. Оба самолёта были надёжны и полностью исправны. Погода была хорошей. Видимость более 15 км позволяла нормальному пилоту контролировать ситуацию в воздухе, исключая любые нештатные ситуации.

На пути из Красноярска в Кемерово Станишевскому, очень охочему до разного рода «импровизаций» в полёте, взбрело в голову срезать лишние 47 км. В результате он отклонился на 47 км от курса.

Тем временем «фотосамолёт» Ли-2Т с бортовым номером А4031 сообщил по радиосвязи о том, что прибыл в район съёмок и приступает к работе. Это последнее сообщение пилотов в эфире. Выполнив набор необходимых действий на участке, А4031 развернулся и полетел против восходящего солнца.

Было светло. К московскому времени, которое указывается в официальных данных об инциденте, прибавляем 4 часа. Таким образом, в 03.50 МСК, в 07.50 по местному времени жители, проживавшие западнее посёлка Барзас (Кемеровский район Кемеровской области), наблюдали очень странную картину.

Самолёты при полностью ясной погоде неумолимо шли друг на друга, словно пилоты решили вспомнить годы войны и пойти на таран или проверяли на прочность нервы друг друга.

«Фотосамолёт» А4031, летел на метр-полтора ниже. Своим правым винтом он рубанул по крылу самолёту Л4534, а ударом верхней части разрушил фюзеляж, в результате чего глазам наземных зрителей предстала поистине страшная картина: из пассажирского Л4534 стали падать с высоты около 2 км маленькие чёрные точки.

Людям, пережившим войну, могло показаться, что это бомбы, но это были пассажиры разваливающегося на части самолёта, обломки которого разбросало в радиусе 900 метров.

«Фотосамолёт» А4031 рухнул в лесу. Взорвались топливные баки. О том, что кто-то из экипажа или пассажиров двух Ли-2 в такой ситуации может выжить, не было и речи.

Расследование показало, что пилот самолёта А4031, с которого велись съёмки, пренебрег необходимым выходом на связь с Кемеровской аэродромной диспетчерской службой. Л4534, в свою очередь, имел неустойчивую связь с новосибирским диспетчером. В результате проблем со связью диспетчерские службы плохо понимали, где находятся пассажирский и служебный самолёты. При этом экипаж самолёта, с которого снимали красоты Кемеровского района, только месяц назад начал проводить съёмочные вылеты. Лётчики не были ознакомлены с инструкциями и тонкостями полётов при аэрофотосъёмке.

Так ли это было важно? Да, потому что аэрофотосъёмка проводится не по принципу «эшелонирования», как стандартные полёты гражданской авиации, а на высотах, которые заданы масштабами проводящейся съёмки с учётом рельефа местности.

О том, на какой высоте должен проходить полёт «фотосамолёта» А4031 ни Территориальное управление Гражданского воздушного флота, ни диспетчеры, контролировавшие полёт с земли, не имели понятия. Пилоты действовали «по ситуации», меняя высоту. В ходе полёта А4031 не были должным образом установлены границы района съёмки.

В итоге самолёт А4031 набрал лишние 250 метров высоты. Это трагическим образом совпало с тремя факторами:

· Отсутствием контроля полёта с Земли

· Невыходом в эфире самолёта А4031 и проблемами со связью у Л4534

· Грубейшим нарушением маршрута командиром пассажирского судна Иосифом Станишевским и несоблюдением заданного эшелона полётов.

Можно ли было предотвратить катастрофу в этой ситуации? Пожалуй, да. Если бы в этот ясное солнечное утро экипажи воздушных судов внимательно следили за воздушной обстановкой, если бы лётчики попытались предпринять меры по предотвращению этой донельзя глупой и обидной катастрофы двух замечательных советских самолётов, у штурвалов которых оказались явные непрофессионалы, всё было бы иначе.

Но пилоты не сделали ровным счётом ничего, чтобы уйти от лобового столкновения. И получился настоящий «таран-баран» с множеством человеческих жертв.

Такая история.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ