Новости – Общество
Общество
«С уважением к храму Божьему»
Храм Гроба Господня — общий для всех христиан, но Благодатный огонь сходит только накануне православной Пасхи. Фото: Sebastian Scheiner/ АР
Как вести себя православным россиянам во время зарубежных поездок
14 августа, 2015 15:45
12 мин
Какие храмы других религий могут посещать православные россияне во время туристических поездок за пределы страны? Могут ли они принимать участие в сакральных обрядах и праздниках других религий? Стоит ли им избирательно относиться к пище? Каким образом православные случайно могут нанести урон чистоте своей веры? На все эти вопросы корреспонденту РП ответил кандидат богословских наук, протоиерей Михаил Широков.
Протоиерей Михаил Широков
Протоиерей Михаил Широков. Фото из личного архива
— Отец Михаил, давайте начнем разговор с вопроса, который вам наверняка часто задают прихожане, отправляющиеся в туристические поездки за границу. Могут ли они посещать католические храмы, мечети или синагоги?
— Действительно, с этим вопросом ко мне обращаются часто. У Церкви по нему четкая позиция. Нет никаких препятствий для православных в плане посещения католических, лютеранских, англиканских, кальвинистских, баптистских или любых других церквей. Но только с туристической целью — для ознакомления с жизнью иных конфессий. Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей. Это в равной степени относится ко всем религиям. И в этом нет никакого враждебного отношения к инославным.
Отдельно хочу оговорить вопрос с посещением католических храмов. Во многих из них сохранились святыни тех времен, когда католичество и православие были едины. Например, те, что вывезены из Константинополя и Святой Земли крестоносцами, возвращавшимися в Европу из крестовых походов. Если у православного есть возможность поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая, равноапостольной Елены или великомученицы Варвары, то неразумно ею пренебрегать. Можно и даже нужно помолиться угодникам Божьим и попросить у них защиты. Но только личной молитвой, не принимая участие в общем богослужении. А главное, ни в коем случае нельзя принимать причастие. Это допустимо только в православных храмах — не обязательно в русских, можно, например, в греческих или армянских.
Гробница апостола Петра находится в центре католицизма, в Ватикане, но православным не возбраняется обратиться к святому с личной молитвой
Гробница апостола Петра находится в центре католицизма, в Ватикане, но православным не возбраняется обратиться к святому с личной молитвой. Фото: weltum.de
— А если перед входом в мечеть православному предложат разуться, а его спутнице покрыть голову, они могут это сделать?
— Ничего страшного не будет в том, что вы и обувь снимете, и голову покроете. Так вы проявите уважение к мусульманам и не оскорбите их святыни. Главное — не молиться вместе с ними и не есть жертвенных баранов.
Есть общее правило поведения в инославных храмах. Пусть мы и не разделяем убеждения адептов других религий, мы должны при посещении их храмов вести себя точно так же, как ведем себя в православной церкви, — с уважением к храму Божьему.
— В Израиле турист не сможет подойти к Стене Плача, не надев на голову кипу. Допустимо ли это для православного?
— Ни в коем случае. Если говорить на простом языке, то это будет отречением от веры. В иудаизме ношение кипы — это фактически то же самое, что в православии ношение нательного креста. И, надев кипу, православный предаст свою веру. Когда-то первые христиане предпочитали принять мучительную смерть, но не соглашались возложить несколько крупиц ладана к статуе императора. Полагаю, православный сможет отказаться от посещения Стены Плача, не испытав особых мук.
— А может ли православный турист разговаривать в инославных храмах со священнослужителями других религий, например с раввинами или имамами? Может задавать им вопросы?
— Почему бы и нет? Я сам часто с ними общаюсь. Но никогда не буду молиться вместе с ними. Кстати, некоторые имамы, с которыми я разговаривал, полагают, что православным не стоит, а иногда и категорически нельзя посещать мусульманские храмы, а тем более святыни. Их вообще удивляет, почему в последнее время многие православные предпочитают отправляться в поездки в святые для мусульман, а не для христиан места. Имамы понимают, что такое посещение не даст ничего хорошего для спасения души православного.
Мне встречались и имамы, которые воспринимают интерес христиан к мечетям и святым для мусульман местам как исполнение пророчества. В Коране написано, что люди толпами будут приходить в мечети и принимать ислам. Поток любопытных туристов для имамов говорит о том, что именно так и происходит.
— К вопросу о принятии ислама. Мои знакомые были в Турции и вместе с групповой экскурсией посетили мечеть. Там всем предложили произнести «на удачу» какие-то слова молитвы. Все присутствующие дружно повторили их трижды вслед за экскурсоводом. Тогда мои знакомые — сразу хочу уточнить, что они атеисты, — решили подшутить и предложили русским туристам хором произнести слова Шахады (Шахада — символ веры ислама, произнесение которого на любом языке говорит о его принятии. — РП.) на арабском — мол, тоже «на удачу». Все без исключения послушались и повторили вслед за ними «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Они и не поняли, что делают. Имеют ли они после этого право считаться православными или же стали мусульманами?
— Это ужасная история. Но, честно сказать, она меня не удивляет. Православные часто не относятся к другим религиям с должной осторожностью. Многие принимают участие в недопустимых обрядах, даже не попытавшись выяснить, что они означают.
Сожалею, но те туристы, о которых вы рассказываете, по моему убеждению, утратили право считаться православными, если они вообще ими были, конечно. Многие мученики отдали жизнь, отказавшись произнести Шахаду. Произнесение этих слов недопустимо для любого христианина. И то, что туристы, о которых вы говорите, не понимали смысла сказанного, не отменяет отречения от Бога. Здесь, как с законом — незнание не избавляет от ответственности. Стали они после произнесения Шахады мусульманами или нет, об этом судить не мне, а имамам. Я могу лишь призвать православных к осторожности.
Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей
Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей. Фото: UIG/ТАСС
— А за пределами мечетей или синагог есть места, к которым православным туристам стоит отнестись с осторожностью?
— Таких мест нет, поскольку все сущее создано Богом. Несколько моих прихожан, побывавших с паломнической поездкой в Святой Земле, рассказывали странную историю. Когда они проезжали мимо Мертвого моря, то сопровождающие сказали, что нельзя делать в этом месте остановок и погружаться в воду для омовения, потому как на дне находятся уничтоженные за грехи их жителей города Содом и Гоморра, а в воде — прах содомитов. И теперь место это проклятое, поэтому в Мертвом море не живет ни одно живое существо и погружаться в его воды — великий грех. И даже косметику из местных минералов им запретили покупать и пользоваться.
— Определенная логика есть…
— Лично мне не известны какие-либо церковные правила, запрещающие омовение в Мертвом море. Если бы купание в его водах по какой-то причине являлось грехом, то Церковь давно предостерегла бы верующих от этого соблазна. Полагаю, что подобное омовение никоим образом не может приобщить к грехам содомитов. Если следовать такой логике, то нельзя купаться в большинстве водоемов. Например, в Красном море, где есть прах тысяч египтян — гонителей христиан. Или в Средиземном, где прах варваров, громивших святыни Константинополя… С такими рассуждениями можно очень далеко зайти.
Для меня целебные свойства вод Мертвого моря — это свидетельство благословения Божия, тем более что в него впадает река Иордан, которая тоже в некотором смысле освящена. Сам Господь освятил своим присутствием эту землю, греха на ней нет. Когда я был в Святой Земле, то с удовольствием искупался в Мертвом море и привез жене косметику из его минералов.
— А как вы относитесь к тому, что многие православные туристы привозят из-за границы и потом носят украшения, имеющие для местных жителей сакральное значение? Например, глаз Фатимы или шестиконечную звезду Давида?
— Безусловно, воцерковленным россиянам не стоит украшать себя символами, которые ассоциируются с другой религией. Та же шестиконечная звезда в современном прочтении этого символа является, скорее, символом антихристианским, поэтому иметь ее в числе украшений православному не подобает.
— Давайте представим такую ситуацию. Допустим, православный приехал в Испанию как раз тогда, когда там отмечают католическое Рождество. Может ли он принять участие в праздничных действах?
– Чураться общего веселья не стоит. Почему бы не порадоваться вместе с католиками рождению Спасителя? Здесь общее правило такое же, как при посещении инославных храмов: присутствовать на религиозных праздниках других конфессий можно, но молиться вместе со всеми, исполнять сакральные обряды — нельзя.
— Могут ли православные туристы, посещающие арабские страны, есть блюда, приготовленные из халяльных продуктов? Или есть в Израиле кошерную пищу?
— А разве у них есть выбор? Полагаю, что в ресторанах или отелях никто не станет их предупреждать, что это блюдо приготовлено из халяльного или кошерного мяса. Лучше бы от него воздержаться, но если такой возможности нет, то есть можно — конечно, после молитвы и крестного знамения. Если имеется возможность купить обычную еду, тогда лучше отдать предпочтение ей. Главное, никакую еду не есть и не покупать в мечети или в синагоге.
Понимаете, в прямом смысле слова халяльные или кошерные продукты не являются идоложертвенными, поскольку и иудаизм, и мусульманство относятся к авраамическим религиям. К тому же при умерщвлении животного не произносятся молитвы, а само животное не лежит в том положении, как положено при совершении жертвоприношения. Так что, съев подобное блюдо, вы не приобщитесь к сакральному обряду, не примете в нем участие.
Вообще, я бы не придавал вопросам кошерности или халяльности пищи большого значения. Первым христианам, жившим на Ближнем Востоке и в Малой Азии в тесном соседстве с иудеями и язычниками, часто приходилось есть их продукты, потому что у них не было иной возможности. И Спаситель адресовал им такие слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст». А апостол Петр в Послании к коринфянам сказал: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Вспомните еще слова апостола Павла: «Для чистых все чисто». Вот вам и ответ.
Исключение, которое я хочу оговорить, — это маца (единственный сорт хлеба, допускаемый к употреблению во время еврейского национального праздника Песах. — РП.). Православным нельзя ее есть, поскольку это ритуальная пища. Ее употребление сродни религиозному обряду. В 11-м правиле VI Вселенского собора специально оговорено: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями». Речь идет именно о маце. Для православного есть ее — грех.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости