Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«С уважением к храму Божьему»

Храм Гроба Господня — общий для всех христиан, но Благодатный огонь сходит только накануне православной Пасхи. Фото: Sebastian Scheiner/ АР
Как вести себя православным россиянам во время зарубежных поездок
Полина Виноградова
14 августа, 2015 15:45
12 мин
Какие храмы других религий могут посещать православные россияне во время туристических поездок за пределы страны? Могут ли они принимать участие в сакральных обрядах и праздниках других религий? Стоит ли им избирательно относиться к пище? Каким образом православные случайно могут нанести урон чистоте своей веры? На все эти вопросы корреспонденту РП ответил кандидат богословских наук, протоиерей Михаил Широков.
Протоиерей Михаил Широков
Протоиерей Михаил Широков. Фото из личного архива
— Отец Михаил, давайте начнем разговор с вопроса, который вам наверняка часто задают прихожане, отправляющиеся в туристические поездки за границу. Могут ли они посещать католические храмы, мечети или синагоги?
— Действительно, с этим вопросом ко мне обращаются часто. У Церкви по нему четкая позиция. Нет никаких препятствий для православных в плане посещения католических, лютеранских, англиканских, кальвинистских, баптистских или любых других церквей. Но только с туристической целью — для ознакомления с жизнью иных конфессий. Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей. Это в равной степени относится ко всем религиям. И в этом нет никакого враждебного отношения к инославным.
Отдельно хочу оговорить вопрос с посещением католических храмов. Во многих из них сохранились святыни тех времен, когда католичество и православие были едины. Например, те, что вывезены из Константинополя и Святой Земли крестоносцами, возвращавшимися в Европу из крестовых походов. Если у православного есть возможность поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая, равноапостольной Елены или великомученицы Варвары, то неразумно ею пренебрегать. Можно и даже нужно помолиться угодникам Божьим и попросить у них защиты. Но только личной молитвой, не принимая участие в общем богослужении. А главное, ни в коем случае нельзя принимать причастие. Это допустимо только в православных храмах — не обязательно в русских, можно, например, в греческих или армянских.
Гробница апостола Петра находится в центре католицизма, в Ватикане, но православным не возбраняется обратиться к святому с личной молитвой
Гробница апостола Петра находится в центре католицизма, в Ватикане, но православным не возбраняется обратиться к святому с личной молитвой. Фото: weltum.de
— А если перед входом в мечеть православному предложат разуться, а его спутнице покрыть голову, они могут это сделать?
— Ничего страшного не будет в том, что вы и обувь снимете, и голову покроете. Так вы проявите уважение к мусульманам и не оскорбите их святыни. Главное — не молиться вместе с ними и не есть жертвенных баранов.
Есть общее правило поведения в инославных храмах. Пусть мы и не разделяем убеждения адептов других религий, мы должны при посещении их храмов вести себя точно так же, как ведем себя в православной церкви, — с уважением к храму Божьему.
— В Израиле турист не сможет подойти к Стене Плача, не надев на голову кипу. Допустимо ли это для православного?
— Ни в коем случае. Если говорить на простом языке, то это будет отречением от веры. В иудаизме ношение кипы — это фактически то же самое, что в православии ношение нательного креста. И, надев кипу, православный предаст свою веру. Когда-то первые христиане предпочитали принять мучительную смерть, но не соглашались возложить несколько крупиц ладана к статуе императора. Полагаю, православный сможет отказаться от посещения Стены Плача, не испытав особых мук.
— А может ли православный турист разговаривать в инославных храмах со священнослужителями других религий, например с раввинами или имамами? Может задавать им вопросы?
— Почему бы и нет? Я сам часто с ними общаюсь. Но никогда не буду молиться вместе с ними. Кстати, некоторые имамы, с которыми я разговаривал, полагают, что православным не стоит, а иногда и категорически нельзя посещать мусульманские храмы, а тем более святыни. Их вообще удивляет, почему в последнее время многие православные предпочитают отправляться в поездки в святые для мусульман, а не для христиан места. Имамы понимают, что такое посещение не даст ничего хорошего для спасения души православного. 
Мне встречались и имамы, которые воспринимают интерес христиан к мечетям и святым для мусульман местам как исполнение пророчества. В Коране написано, что люди толпами будут приходить в мечети и принимать ислам. Поток любопытных туристов для имамов говорит о том, что именно так и происходит.
— К вопросу о принятии ислама. Мои знакомые были в Турции и вместе с групповой экскурсией посетили мечеть. Там всем предложили произнести «на удачу» какие-то слова молитвы. Все присутствующие дружно повторили их трижды вслед за экскурсоводом. Тогда мои знакомые — сразу хочу уточнить, что они атеисты, — решили подшутить и предложили русским туристам хором произнести слова Шахады (Шахада — символ веры ислама, произнесение которого на любом языке говорит о его принятии. — РП.) на арабском — мол, тоже «на удачу». Все без исключения послушались и повторили вслед за ними «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Они и не поняли, что делают. Имеют ли они после этого право считаться православными или же стали мусульманами?
— Это ужасная история. Но, честно сказать, она меня не удивляет. Православные часто не относятся к другим религиям с должной осторожностью. Многие принимают участие в недопустимых обрядах, даже не попытавшись выяснить, что они означают.
Сожалею, но те туристы, о которых вы рассказываете, по моему убеждению, утратили право считаться православными, если они вообще ими были, конечно. Многие мученики отдали жизнь, отказавшись произнести Шахаду. Произнесение этих слов недопустимо для любого христианина. И то, что туристы, о которых вы говорите, не понимали смысла сказанного, не отменяет отречения от Бога. Здесь, как с законом — незнание не избавляет от ответственности. Стали они после произнесения Шахады мусульманами или нет, об этом судить не мне, а имамам. Я могу лишь призвать православных к осторожности.
Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей
Молиться вместе с адептами иных религий, разделять их духовные практики нельзя. Церковные каноны категорически воспрещают православным принимать участие в богослужениях, таинствах и обрядах инославных церквей. Фото: UIG/ТАСС
— А за пределами мечетей или синагог есть места, к которым православным туристам стоит отнестись с осторожностью?
— Таких мест нет, поскольку все сущее создано Богом. Несколько моих прихожан, побывавших с паломнической поездкой в Святой Земле, рассказывали странную историю. Когда они проезжали мимо Мертвого моря, то сопровождающие сказали, что нельзя делать в этом месте остановок и погружаться в воду для омовения, потому как на дне находятся уничтоженные за грехи их жителей города Содом и Гоморра, а в воде — прах содомитов. И теперь место это проклятое, поэтому в Мертвом море не живет ни одно живое существо и погружаться в его воды — великий грех. И даже косметику из местных минералов им запретили покупать и пользоваться.
— Определенная логика есть…
— Лично мне не известны какие-либо церковные правила, запрещающие омовение в Мертвом море. Если бы купание в его водах по какой-то причине являлось грехом, то Церковь давно предостерегла бы верующих от этого соблазна. Полагаю, что подобное омовение никоим образом не может приобщить к грехам содомитов. Если следовать такой логике, то нельзя купаться в большинстве водоемов. Например, в Красном море, где есть прах тысяч египтян — гонителей христиан. Или в Средиземном, где прах варваров, громивших святыни Константинополя… С такими рассуждениями можно очень далеко зайти.
Для меня целебные свойства вод Мертвого моря — это свидетельство благословения Божия, тем более что в него впадает река Иордан, которая тоже в некотором смысле освящена. Сам Господь освятил своим присутствием эту землю, греха на ней нет. Когда я был в Святой Земле, то с удовольствием искупался в Мертвом море и привез жене косметику из его минералов.
— А как вы относитесь к тому, что многие православные туристы привозят из-за границы и потом носят украшения, имеющие для местных жителей сакральное значение? Например, глаз Фатимы или шестиконечную звезду Давида?
— Безусловно, воцерковленным россиянам не стоит украшать себя символами, которые ассоциируются с другой религией. Та же шестиконечная звезда в современном прочтении этого символа является, скорее, символом антихристианским, поэтому иметь ее в числе украшений православному не подобает.
— Давайте представим такую ситуацию. Допустим, православный приехал в Испанию как раз тогда, когда там отмечают католическое Рождество. Может ли он принять участие в праздничных действах?
– Чураться общего веселья не стоит. Почему бы не порадоваться вместе с католиками рождению Спасителя? Здесь общее правило такое же, как при посещении инославных храмов: присутствовать на религиозных праздниках других конфессий можно, но молиться вместе со всеми, исполнять сакральные обряды — нельзя.
— Могут ли православные туристы, посещающие арабские страны, есть блюда, приготовленные из халяльных продуктов? Или есть в Израиле кошерную пищу?
— А разве у них есть выбор? Полагаю, что в ресторанах или отелях никто не станет их предупреждать, что это блюдо приготовлено из халяльного или кошерного мяса. Лучше бы от него воздержаться, но если такой возможности нет, то есть можно — конечно, после молитвы и крестного знамения. Если имеется возможность купить обычную еду, тогда лучше отдать предпочтение ей. Главное, никакую еду не есть и не покупать в мечети или в синагоге.
Понимаете, в прямом смысле слова халяльные или кошерные продукты не являются идоложертвенными, поскольку и иудаизм, и мусульманство относятся к авраамическим религиям. К тому же при умерщвлении животного не произносятся молитвы, а само животное не лежит в том положении, как положено при совершении жертвоприношения. Так что, съев подобное блюдо, вы не приобщитесь к сакральному обряду, не примете в нем участие.
Вообще, я бы не придавал вопросам кошерности или халяльности пищи большого значения. Первым христианам, жившим на Ближнем Востоке и в Малой Азии в тесном соседстве с иудеями и язычниками, часто приходилось есть их продукты, потому что у них не было иной возможности. И Спаситель адресовал им такие слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст». А апостол Петр в Послании к коринфянам сказал: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Вспомните еще слова апостола Павла: «Для чистых все чисто». Вот вам и ответ.
Исключение, которое я хочу оговорить, — это маца (единственный сорт хлеба, допускаемый к употреблению во время еврейского национального праздника Песах. — РП.). Православным нельзя ее есть, поскольку это ритуальная пища. Ее употребление сродни религиозному обряду. В 11-м правиле VI Вселенского собора специально оговорено: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен есть опресноки, даваемые иудеями». Речь идет именно о маце. Для православного есть ее — грех.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ