Новости – Люди












Люди
С обвинением не согласился

Орхан Зейналов. Фото: Илья Питалев / Коммерсантъ
Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу дела о резонансном убийстве жителя столичного района Западное Бирюлево Егора Щербакова
30 июня, 2014 16:26
6 мин
Мосгорсуд приступил к слушаниям по существу дела о резонансном убийстве жителя столичного района Западное Бирюлево Егора Щербакова.
Заседание по делу об убийстве в Западном Бирюлево в октябре минувшего года началось с заявления адвоката: обвиняемый Орхан Зейналов недоволен своим переводчиком и просит предоставить ему переводчика, который был на стадии следствия.
«На предыдущем судебном заседании вы сказали, что понимаете речь переводчика Баркаевой, — возражал судья Николай Ткачук. — Обменяйтесь несколькими фразами на азербайджанском языке».
Обмен фразами занял минут десять. Часть слов Зейналов понимал и по-русски (это обстоятельство отметил судья), но желал в полной мере воспользоваться своим правом на защиту, то есть воспользоваться помощью переводчика.
— Она из Дагестана, я азербайджанец, — сетовал подсудимый.
— Да не из Дагестана я, — возражала переводчица.
В итоге судья поставил вопрос ребром: будет отвод переводчице (и соответственно, перенос судебного заседания) или нет. В итоге решили Баркаеву не отводить.
Зейналова обвиняют в убийстве из хулиганских побуждений (пункт «и», часть 2 статьи 105 УК). Ему грозит до 20 лет колонии.
Оглашение обвинительного заключения заняло у представителей прокуратуры около трех минут. По версии следствия, 10 октября прошлого года Зейналов спровоцировал словесную перепалку с Щербаковым, затем напал на него и нанес не менее двадцати ударов, не причинив вреда здоровью. Щербаков отошел, Зейналов, «демонстрируя превосходство», достал нож и «умышленно, с целью убийства» дважды ударил своего оппонента. Рана груди оказалась смертельной. Подсудимый забрал нож и скрылся с места преступления. Орудие убийства так и не нашли.
— Виновным себя признаете? — спросил судья.
— Я тогда в Коломне жил, — начал рассказывать Зейналов.
— Давайте коротко: виновным себя признаете? С обвинением согласны?
— Не признаю, не согласен.
О том, как Щербаков провел вечер перед смертью, в суде рассказала его знакомая Екатерина Сутягина. По ее словам, он вместе со своей девушкой и друзьями отдыхал в ресторане «Ерш» (в соседнем Бирюлево Восточное). Щербаков не пил — был за рулем. Сутягина приехала позже, а затем все вместе на двух машинах поехали «на район» — в бильярдный клуб «Пирамида» в Западном Бирюлево. В час ночи Сутягина ушла домой — надо было рано на работу.
В компании оставался ее молодой человек Сергей Князев. Около двух часов ночи он написал ей смс «Егора убили». «Я не поверила сначала», — Сутягина расплакалась в зале суда.

Цветы на месте убийства Егора Щербакова. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Цветы на месте убийства Егора Щербакова. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
О последних минутах жизни Щербакова в суде рассказывают его отец и брат: на место преступления они приехали уже после убийства, и о случившемся знают со слов девушки погибшего Ксении Поповой.
После того, как молодые люди доиграли в бильярд, Щербаков и Попова развезли друзей по домам и поехали к себе: они жили вместе и собирались пожениться. Машину припарковали в торце дома и направились к подъезду (крайнему в многоподъездной девятиэтажке, — РП). От стоянки до дверей — не более 50 метров.
Они смеялись и громко разговаривали, — пересказывают событий той ночи свидетели. К Ксении придрался незнакомец: «передразнил ее» и «начал нецензурно выражаться в ее адрес». «Егор вернулся, спросил у него, какие-то проблемы?» — рассказала Сутягина, которая тоже знает о произошедшем со слов Поповой. По словам свидетелей, вспыхнула драка, которая почти сразу завершилась, и тут неизвестный достал нож. «Егор побежал, тот за ним», — пояснила Сутягина.
Сначала она не поняла, что случилось, и побежала за нападавшим, но не смогла догнать, и направилась обратно — к Егору, и тут увидела, что он ранен.
Щербаков-старший тоже живет в Западном Бирюлево — он приехал на место убийства через пять минут. Брат приехал чуть позже. «Ксения ничего не могла говорить, у нее была истерика, шок, да я сам ничего не мог говорить — только видел сына, лежащего на асфальте», — рассказал он.
Прокуроры задали всем трем свидетелям обязательные вопросы: общался ли погибший со знакомыми «кавказской национальности» («да, общался») и не было ли у него конфликтов («нет, никогда не было», «у Егора была такая позиция, что плохих национальностей нет»), занимался ли единоборствами («нет, занимался плаванием, любил играть в футбол и сноуборд»).
Адвокаты Зейналова интересовались физическими данными Щербакова. Отец и брат погибшего рассказали, что Егор был высокого роста — примерно метр восемьдесят, и весил около восьмидесяти килограммов. Подсудимый же — небольшого роста, около метра шестидесяти, и приземистого телосложения.
И родственники, и знакомая Щербакова рассказывают, что он был добрым и отзывчивым парнем, никогда не напивался, не вел себя агрессивно, первым в драку не лез. После заседания его отец выразил уверенность, что на скамье подсудимых находится виновный.
Он подал в отношении Зейналова гражданский иск на 5 млн рублей, но это, по его словам, «символическая сумма» — «как в деньгах измерить гибель сына?»
Защитники Зейналова не ответили, действительно ли их клиент «жил в Коломне», как он утверждал в начале заседания, но отметили, что будут строить линию защиты, учитывая его заявление. По словам адвоката Абасмирзы Абдуллаева, ключевыми станут показания двух свидетелей, один из них — непосредственный очевидец случившегося Ксения Попова.
С просьбой защищать Орхана Зейналова к Абдуллаеву обратилось посольство Азербайджана: дело приобрело широкий резонанс.
Убийство Щербакова спровоцировало беспорядки в Бирюлево Западном: спустя три дня после появления сообщений о случившемся жители района и сочувствующие граждане устроили народный сход, в ходе которого разбили стекла в местном торговом центре и пошли на штурм расположенной в районе овощебазы «Покровская». С этой овощебазой связывали большое количество приезжих и высокий уровень уличной преступности: участники схода предполагали, что там мог скрываться убийца. В результате московские власти пообещали базу закрыть.
После убийства Щербакова произошли и перестановки в столичной полиции: было уволено руководство отдела внутренних дел по району Бирюлево Западное и глава управления полиции по Южному округу Москвы.
Задержали Зейналова в Подмосковье, после этого он на вертолете был доставлен в столичный главк МВД, где его ждали глава ведомства Владимир Колокольцев и официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. Запись операции по задержанию Зейналова была показана центральными телеканалами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости